Основные черты средневекового права в Западной Европе.
В средневековой Европе рано сложились представления о праве, что было связано с римским влиянием. Сословный характер феодального общества потребовал создания особых нормативных систем для регулирования отношений как внутри каждого сословия, так и для обеспечения их взаимодействия с другими социальными слоями. Иными словами, феодальное право можно назвать правом корпораций, то есть каждое сословие выступало единой корпорацией со своими правами и привилегиями. Можно выделить несколько таких правовых систем: ленное право, манориальное право, каноническое право, городское право.
Важной особенностью феодального права являлся правовой партикуляризм – существование собственного традиционного права в отдельных исторических областях государства.
Именно в Средневековье формируются основы будущих национальных правовых систем. Важнейшим источником права остается правовой обычай, что объясняет повсеместное преобладание обычного права в Европе X-XII вв. Правовые обычаи интегрировались в феодальные отношения, закрепляя все их основные виды. Обычаи регулировали личностные и поземельные связи между феодалами, а также между феодалами и крестьянами.
Правовые обычаи включались в хартии и другие жалованные грамоты.
Важную роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграла городское право. Положения городского права фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями. Городское право уже предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в Средние века занимало каноническое право. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, а также широтой, регулируемых им общественных отношений. Особый вес каноническому праву предавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в римскую правовую культуру. Церковь рассматривала себя в качестве хранительницы римской правовой традиции. В XVI в. Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права.
Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, то есть его усвоение и восприятие средневековым обществом. После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась.
Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение начинается в XI-XII вв. Оживление экономической жизни, особенно торговли, требовало точных и готовых формул закрепления частной собственности и торговых отношений, то есть то, что содержалось в римском праве.
Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Римское право дало регуляторы, необходимые для общества в целом, способствовало преодолению государственных границ, созданию основ европейской правовой культуры, юридической науки и образования.
Феодальное право развивалось и в форме прецедентов – решений, принимаемых судами или органами самоуправления в частных случаях. В дальнейшем прецеденты стали важнейшим источником права в англосаксонской правовой системе.
Тема 4:
Краткий конспект лекции по теме:
«Государство и право франков»
План лекции: 1. Государственный и общественный строй франков. 2.Право франков. Салическая правда. |
После падения в 476 г. Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств: Франкское, Бургундское, Вестготское, Вандальское, Свевское и государство Одоакра в Италии. Однако эти государства не просуществовали долго. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское королевство. Салические франки во главе с королем Хлодвигом (486 — 511) заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. В 496 г. Хлодвиг принял христианство.
Государство франков прошло в своем развитии два основных периода, связанных с династиями:
- Меровингов (конец V – сер. VIII вв.) – раннефеодальная монархия;
- Каролингов (сер. VIII – сер. X вв.) – сеньориальная монархия, период феодальной раздробленности.
Раннее государство франков было полиэтническим образованием, складывающимся еще в бесклассовом обществе, где еще были очень сильны элементы родоплеменной и военной демократии.
Династия Меровингов правила во франкском государстве с конца V в. до 751г. В этот период у франков только формируются феодальные отношения: в V−VI вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации труда не вполне развиты. Немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в условиях военных походов Хлодвига. Ряды франкской знати пополнялись галло-римской аристократией, перешедшей на службу к королям.
«Салическая правда», созданная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит сведения о следующих социальных группах этого государства: служилой знати – приближенных короля, свободных франках-общинниках, полусвободных (литах) и рабах. Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени определяющим фактором правовых различий франков стала принадлежность к королевской службе, дружине, к складывающемуся государственному аппарату.
Дворцовый граф выполнял судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Рефендарий ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля, а камерарий контролировал поступления налогов в королевскую казну и сохранность имущества дворца. В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем главы королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом. Позднеримские порядки оказывали влияние на формирование местных органов власти. Графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладали полицейскими, военными и судебными функциями. Во второй половине X в. королевская власть была несколько ограничена королевским советом, состоявшим из представителей служилой знати и высшего духовенства, без согласия которого король фактически не мог принимать решения. Рост власти светских и церковных феодалов привел к выдаче им королем иммунитетных грамот, ограждавших их от полицейской, судебной и финансовой власти других должностных лиц.
Поскольку в государстве франков еще не проводилось различия между интересами государства и королевского хозяйства, то главные управляющие этим хозяйством – министериалы – стали приобретать значение высших должностных лиц и фактически возглавили государственное управление и суд. Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати.
К VII в. законодательная власть короля стала практически неограниченной. Наиболее опасные преступления находились в юрисдикции королевского совета. Основная часть судебных дел рассматривалась в «судах сотни» под руководством выборного председателя - тунгина и судей - рахинбургов. Свободные и полноправные жители сотни были обязаны присутствовать на суде.
В первой половине VIII в. майордом Карл Мартелл провел свою реформу землевладения, конфисковав у части магнатов земли и передав их в условное пожизненное держание – бенефиций (благодеяние). Такой бенефициарий был обязан стать рыцарем (конным воином) и подготовить 3-4 пеших воинов. Поскольку после смерти бенефициария земля, как правило, передавалась его сыну на тех же условиях, постепенно бенефиций из пожизненного держания превращается в условное наследственное держание – феод или лен.
Переход королевской власти к Каролингам в 751 г. обеспечил политическое единство королевства.
Своего наивысшего рассвета государство франков достигло при Карле Великом (742-814 гг.). |
В 800 г. Карл Великий коронован как император «Священной Римской империи». Огромная по территории империя, несмотря на все усилия Карла I не стала единым, сильным государством. Ее постоянно сотрясали как внутренние войны, мятежи, так и внешние натиски арабов, фризов, саксов, аваров и др.
Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками — дворцовым графом, соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером — хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом — главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов — плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т.д.), сохранились и при Каролингах.
При Карле Великом существовал совет, в состав которого входили высшие сановники и представители знати, приглашаемые королем. Для обсуждения дел, касающихся всего государства, Карл созывал два раза в год общие съезды. В конце весны собиралось общее собрание феодалов («майское поле»), которое вместе с тем было и военным смотром.
На съездах обсуждались вопросы войны и мира, принятия законов, церковные дела, дела о торговле и т.д. Король выслушивал мнения, а составлялся указ-капитулярий, на основании которого решались различные общегосударственные дела.
Основной административной единицей являлось графство. Пограничные графства носили наименование марок, и стоявшие во главе графы назывались маркграфами. Епископы помимо церковных дел должны были следить за поведением графов.
Ежегодно в округа направлялись государевы посланцы (одно светское и одно духовное лицо), наблюдавшие за правильностью отправления правосудия, за поведением духовенства, а также графов, с правом их смещения и отмены вынесенных ими решений. Только «высшему» королевству правосудию вверялось рассматривать дела, наказываемые смертной казнью. Для решения мелких дел, под председательством должностных лиц короля - скабинов приглашались лишь стороны, участвующие в судебном процессе.
Франкская империя, которая удерживалась большей частью благодаря авторитету самого Карла Великого, после его смерти фактически распалась на три части, согласно решениям Верденского пакта 843 г.
Право франков. Салическая правда. |
Параллельно с формированием государственности у германских племен шло создание раннефеодального права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев – запись обычного права германских племен. Таким образом, появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Аллеманская и другие сборники записей правовых обычаев.
Создание Салической правды (предположительно 507−511 гг.) относится к периоду правления франкского короля Хлодвига Меровинга. В последствии этот сборник дополнялся и переписывался, является одним из самых древних и полных сборников обычного права германцев (более 60 титулов).
Салической правде присущ казуистический характер и примитивный формализм. В Салической правде содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Текст Салической правды дает также некоторое представление об общественном строе франков начала VI в., показывает процесс разложения родовых отношений и имущественное расслоение общества (размер штрафа за убийство королевского слуги втрое выше, чем за убийство простого свободного человека).
Статьи, регулировавшие имущественные отношения, немногочисленны. Понятие единой полной собственности в Салическом законе отсутствует. Выделяется движимое имущество и земельное владение.
У франков сохраняется общинная собственность на землю. Каждая семья получала во владение пахотные участки - «огороженное место». Переселенец становился полноправным членом общины по истечении года и одного дня, если не протестовали против него члены общины. Индивидуальная собственность на землю (аллод) не могла отчуждаться, передавалась по наследству только по мужской линии. В случае отсутствия сыновей аллод переходил в распоряжение общины.
Дом и приусадебный участок считались семейной собственностью, вторжение на их территорию карались наравне с убийством свободного человека. Леса, пустоши, луга, дороги находились в общем владении.
Движимое имущество могло находиться как в семейной, так и в индивидуальной собственности. Статьи, посвященные защите права собственности на движимые вещи (кража скота, рабов, лодок, дичи, самовольное пользование чужим конем) определяют право свободного отчуждения и передачи по наследству. Наследование предусматривалось только по закону. Преимущественным правом наследования движимого имущества обладали сыновья, затем ближайшие родственники. Салический закон не упоминает о завещаниях, но вводит институт аффатомии — имущество отдавалось на хранение третьему лицу (не являющемуся родственником завещателю) с обязанностью последующей передачи наследникам при девяти свидетелях перед тунгином или королем. Закон предусматривал процедуру отказа от родства. В этом случае человек лишался прав на семейное наследство, а его имущество после смерти (при отсутствии детей) переходило в королевскую казну.
Большинство статей Салического закона были посвящены преступлениям и наказаниям.
Классификация преступлений:
► Преступления против личности (убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, кража свободного человека, порча).
► Имущественные преступления (кража, грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение на чужой участок).
► Преступления против нравственности (изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней).
► Преступления против правосудия (клевета, лжесвидетельство, неявка в суд).
► Должностные преступления (превышение полномочий графом, отказ в правосудии, дезертирство).
► Понятия государственного преступления еще не существовало.
Салический закон выделяет формы вины: умысел и неосторожность, покушение, соучастие, подстрекательство, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Неосторожность выступала смягчающим обстоятельством и влекла простое возмещение ущерба. Наличие злого умысла, напротив, отягчало вину. Коллективное убийство также выступало отягчающим обстоятельством. В этом случае устанавливалось максимальное возмещение семье убитого. Закон пытался дифференцировать ответственность соучастников преступления. Для «скопища» до 7 человек действовал принцип коллективного вменения (коллективной ответственности), в «скопище» свыше 7 человек требовалось доказать вину каждого участника. Если на теле убитого насчитывалось более трех ран, то это рассматривалось как тройное убийство: три участника «скопища» наказывались как исполнители преступления, остальные, как соучастники, наказывались менее строго. Подстрекательство к краже наказывалось строже, чем исполнение преступления. Действовал принцип «объективного вменения», т.е. ответственности без вины (ответственность всех присутствовавших на месте совершения насилия над женщиной).
Среди наказаний выделялись штрафы, смертная казнь, телесные наказания. Главная цель штрафов — предотвращение кровной мести, самосуда. Поэтому уже при родовом строе кровная месть часто заменялась композицией — материальным возмещением. По Салическому закону за убийство свободный франк выплачивал особый штраф родственникам погибшего - вергельд. В выплате вергельда участвовала семья преступника и ближайшие родственники со стороны отца и матери. Обедневший сородич, не имевший возможности помочь родственнику, должен был «бросить горсть земли» на более зажиточного, и тот уплачивал вергельд. Поэтому зажиточные сородичи стремились освободиться от родства. В этом случае в судебном заседании человек заявлял об отказе от участия в уплате и получении вергельда. Свободный франк, когда не мог выплатить вергельд, то отвечал своей жизнью.
Наказание зависело от социального статуса преступника и потерпевшего: более высокий статус потерпевшего ужесточал наказание. За убитого раба возмещалась лишь его стоимость. Размер штрафов зависел также от степени нанесенного ущерба и телесных повреждений.
Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: наличие законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О процедуре расторжения брака Салическая правда не упоминает.
Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, за женщину в детородном возрасте полагался вергельд (штраф в случае ее убийства), втрое превышавший вергельд за франка-мужчину.
Салический закон закреплял состязательный судебный процесс. Он начинался на основании частного иска. Истец самостоятельно формулировал суть обвинения. Вызов в суд ответчика и свидетелей, а также поиск доказательств являлись обязанностью истца. Неявка в суд одной из сторон или свидетелей наказывались штрафом (уважительной причиной считалась королевская служба). Не допускалось представительство сторон. Ответчик должен был лично выразить свои возражения. Процесс носил обвинительный характер, то есть ответчик считался виновным, пока не докажет обратное. Судебный процесс мог быть прекращен на любой стадии путем заключения добровольного соглашения между сторонами.
Кроме объективных доказательств использовались свидетельские показания, но только равных против равных.
Отказ от свидетельства или лжесвидетельство наказывались объявлением вне закона и штрафом.
Поручители (соприсяжники) отстаивали честность и добрую славу одной из сторон, присягая в «доброй славе» сородича. Соприсяжники несли ответственность вместе с проигравшей дело стороной. К данному институту прибегали в том случае, если отсутствовали улики или свидетели.
Ордалии («суд Божий») – испытания огнем, водой, крестом, хлебом и сыром. Ордалии применялись при отсутствии «верных» доказательств. Отказ от ордалий приводил к проигрышу дела. От испытания с помощью кипящей воды можно было откупиться по соглашению сторон, взамен представив соприсяжников.
Рахинбурги, вынесшие несправедливое или незаконное решение, присуждались к уплате штрафа (повод – иск одной из сторон). Позднее бедные слои отстраняются от участия в судебных собраниях, туда стали допускаться только зажиточные общинники (скабины, затем шеффены). Высшая судебная власть в графстве (округе, объединявшем несколько сотен) принадлежала королевскому должностному лицу – графу. Неподчинение графу строго наказывалось: штрафом и лишением «королевского покровительства».
Методические указания по решению казусов по Салической правде |
Студентам, изучающим историю феодального государства и права Западной Европы необходимо приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, уметь анализировать вопросы теоретического характера и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
В качестве практических заданий предлагаем сделать анализ ряда положений Салической правды. Основная цель этой работы — научить понимать смысл положений Салической правды, направленность их норм, возможность практического применения.
Для успешного решения юридического казуса необходимо:
1) внимательно изучить текст Салической правды;
2) ознакомиться со специальной литературой;
3) проанализировать все возможные, согласно закону, варианты его решения;
4) дать аргументированный ответ на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей Салической правды.
В качестве образца решения казуса по Салической правде предлагаем следующую задачу – казус: |
Богатый франкский общинник Лотарь, отличавшийся дурным нравом, рассорившись с родственниками, официально разорвал с ними узы родства. Через некоторое время в ссоре с королевским чиновником-графом зарубил его мечом. Санкцию суда рахинбургов выполнить категорически отказался. На королевский суд он не явился, хотя туда его вызывали трижды. Какое решение вынесет суд по Салической правде?
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 458;