Диаграммы реализации
С точки зрения реализации проектируемая система состоит из компонентов (представленных на диаграммах компонентов), распределенных по вычислительным узлам (представленным на диаграммах размещения). Данные диаграммы приобретают особую важность на позднейших фазах разработки – на фазах реализации и поставки.
Диаграммы компонентов и размещения имеют много общего, объединяя воедино следующие, теснейшим образом связанные, вещи:
● структуру логических элементов (компонентов);
● отображения логических элементов (компонентов) на физические элементы (артефакты);
● структуру используемых ресурсов (узлов) с распределенными по ним физическими элементами (артефактами).
Диаграмма компонентов
Диаграмма компонентов (component diagram) — показывает взаимосвязи между модулями (логическими или физическими), из которых состоит моделируемая система.
Основной тип сущностей на диаграмме компонентов – это сами компоненты, а также интерфейсы, посредством которых указывается взаимосвязь между компонентами.
Компонент(component)— это модульный фрагмент логического представления системы, взаимодействие с которым описывается набором обеспеченных и требуемых интерфейсов.
На диаграмме компонентов применяются следующие отношения:
● реализации между компонентами и интерфейсами (компонент реализует интерфейс) (обеспеченный интерфейс);
● зависимости между компонентами и интерфейсами (компонент использует интерфейс) (требуемый интерфейс).
Компонент UML является частью модели, и описывает логическую сущность, которая существует только во время проектирования (design time), хотя в дальнейшем ее можно связать с физической реализацией (артефактом) времени исполнения (run time). Стандартом UML для компонентов предусмотрены стереотипы, приведенные в таблице 3.7.
Таблица 3.3 Стереотипы компонентов
Стереотип | Описание |
«buildComponent» | компонент, служащий для разработки приложения |
«entity» | постоянно хранимый информационный компонент, представляющий некоторое понятие предметной области |
«service» | функциональный компонент без состояния, возвращающий запрашиваемые значения без побочных эффектов |
«subsystem» | единица иерархической декомпозиции большой системы |
Аналогом компонента в смысле сборочного программирования является понятие артефакта в UML.
Артефакт — это любой созданный искусственно элемент программной системы. К элементам программной системы, а, следовательно, и к артефактам, могут относиться исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, справочные файлы, сопроводительные документы, файлы с данными, модели и многое другое, являющееся физическим элементом информации. Другими словами, артефактами являются те информационные элементы, которые тем или иным способом используются при работе программной системы и входят в ее состав.
Стандартные стереотипы артефактов перечислены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 Стандартные стереотипы артефактов
Стереотип | Описание |
«file» | Файл любого типа, хранимый в файловой системе |
«document» | артефакт, представляющий файл (документ), который не является ни файлом исходных текстов, ни исполняемым файлом |
«executable» | выполнимая программа любого вида. Подразумевается по умолчанию, если никакой стереотип не указан |
«library» | статическая или динамическая библиотека |
«script» | файл, содержащий текст, допускающий интерпретацию соответствующими программным средствами |
«source» | файл с исходным кодом программы |
Артефакт может участвовать в отношении манифестации. Манифестация — это отношение зависимости со стереотипом «manifest», связывающее элемент модели (например, класс или компонент) и его физическую реализацию в виде артефакта.
Рисунок 3. 24. Артефакты
На рис. 3.24. представлен класс Company, который связан отношением манифестации (зависимость со стереотипом «manifest») с двумя артефактами со стереотипом «source», которые в свою очередь определяют артефакт времени выполнения – динамическую библиотеку (со стереотипом «library») Company.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 375;