Понятие личности и механизм ее формирования
С позиций научной философии личность есть социальный индивид в его деятельности и отношениях. Или, иначе, личность — это индивидуальная общественная сущность, связанная с сущностью общества. Личность — конкретно-историческое образование, а в классовом обществе — классовое. Как конкретное единство всеобщего, особенного и единичного, она обладает не только общими чертами, присущими определенному типу личности, но и собственно индивидуальными чертами, свойственными только данному конкретному индивиду. По Марксу, “сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество”151, т.е. способность производить себя и общество, производить родовую сущность. Если понятие индивидуальности акцентирует внимание прежде всего на особенном, специфическом, своеобразном в индивиде, то понятие личности — на всеобщем, родовом, на том, что делает человека именно человеком, человечным (гуманным), жизнеспособным существом.
Формирование личности, или социализация индивида, сложный многоуровневый процесс, подчиненный ряду закономерностей. Прежде всего, социализация происходит на основе общечеловеческих свойств, присущих человеческому роду (или человеку вообще) и включает три формы (или уровня): идентификацию, индивидуализацию, персонализацию. Идентификация — это первичная форма социализации, в ходе которой индивиду передается родовое и достигается в известном смысле его тождество с родом. Идентификация означает по существу “наложение” на ребенка социального опыта, т.е. своеобразной социальной матрицы, на базе которой и развертываются его задатки как социального существа. Сущность индивидуализации состоит в активном утверждении индивидом себя, своего Я через приобщение, самоовладение материальным и духовным потенциалом общества. Индивидуализация поэтому есть не только освоение индивидом социального опыта, но и проявление, развертывание индивидуальной сущности, формирование индивидуального бытия, стиля деятельности и т.д. Высший уровень социализации — персонализация, сутью которой является превращение каждого индивида в активного, самодеятельного субъекта, творящего себя, свое и общественное бытие в соответствии с собственной жизнеутверждающей позицией. В процессе социализации личности все три ее формы реализуются одновременно, но в разные возрастные периоды выражены по-разному.
Для творческой личности свойственно гармоничное сочетание способностей и потребностей. Такое сочетание предполагает, что уровень развития способностей качественно и количественно превышает уровень развития личного благополучия, или, иначе, личные притязания должны быть ниже вклада личности в общественное развитие. Качество личности, ее отношение к труду значительно изменяется в соответствии с осознанием собственных способностей, ибо такие важнейшие личностные черты, как достоинство, смысл жизни, престиж в большей мере определяются способностями человека, а не его потребностями. Реализация способности к труду приводит к ее самовозрастанию, доведению до степени мастерства и появлению на этой базе новых способностей. Если же способность применяется односторонне (например при конвейерном труде), то она быстро исчерпывает себя.
По данным западных психологов, сложную и противоречивую реальность более точно и оптимистично воспринимают творческие, самоактуализирующиеся индивиды. Они имеют дело прежде всего с объектами, а не с субъективными желаниями, надеждой, переживаниями, лучше отличают конкретное и индивидуальное от абстрактного и общего и потому способны жить в реальном мире, а не в искусственной среде ожидания, стереотипов. Неизвестное более притягательно для них, чем известное, ибо основной мотив их жизни — это собственный рост, развитие, самовыражение, решение реальных проблем, внешних по отношению к ним, зависимость в большей мере от собственного потенциала (самодостаточность), “чувство общности с человечеством” (Адлер), творческое и ответственное отношение к любой деятельности. Самоактуализирующиеся индивиды, как правило, обладают более высокими, чем приспосабливающиеся индивиды, интеллектуальными способностями, живут в мире универсальных и долговременных ценностей, отчуждены от обычных условностей, способны к большей самоотдаче, сотрудничеству, индивидуализации, спонтанности в поведении, мыслях, чувствах. Приспосабливающиеся, нивелирующие свою индивидуальность индивиды, напротив, чаще заблуждаются интеллектуально, их прогнозы на будущее оказываются менее точными, основной мотив их жизни — стремление к удовлетворению естественных потребностей, им свойственна сильная зависимость от природной и социальной среды, подражание, агрессия, тяга к авторитарности, низкая самоотдача, отсутствие или утрата смысла жизни.
Процесс социализации на всех уровнях является двусторонним: с одной стороны, личность формируется под влиянием коллектива индивидов, осуществляющих деятельность и вступающих в отношения друг с другом, с другой — она саморазвивается через осуществляемую ею деятельность, в первую очередь труд. Нередко двусторонность процесса становления и развития личности игнорируется, т.е. социализация трактуется односторонне, сводится к формированиюпод влиянием социальной среды, общества. В действительности социальная среда, сколь бы она ни была благоприятной, не может заставить индивидов развиваться, если они не обладают внутренним потенциалом (тенденцией) к саморазвитию. Как справедливо считает Б.Г. Ананьев, “превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством собственной деятельности”152. Развитие личности поэтому есть саморазвитие, осуществляемое под влиянием среды.
Общество, социальная среда воздействуют на индивида двояко: целенаправленно (через систему воспитания в семье, школе, трудовом коллективе и т.д.) и непосредственно, стихийно (через повседневную деятельность, события, образ жизни в целом). Поэтому воспитание в широком смысле — это целенаправленное воспитание и воспитание образом жизни. Формирование человека не узколокальный процесс; это процесс воспитания целостной личности, в котором ведущую роль играет образ жизни. Личность формируется прежде всего образом жизни, а не социальным воспитательным процессом. Последний должен органически включаться в образ жизни, быть направленным в сторону тех прогрессивных тенденций, которые заложены в нем. Недооценка определяющего влияния образа жизни на формирование личности приводит к серьезным ошибкам, усиливающим в обществе негативные процессы. В эпоху НТР назрела необходимость в коренном изменении этих двух важнейших компонентов процесса воспитания (в широком смысле слова), находящихся в глубокой диалектической взаимосвязи. Это изменение должно состоять прежде всего в нацеленности образа жизни и собственно воспитательного процесса на формирование высших творческих способностей человека, в переориентации их на решение первоочередных задач, которые ставит перед собой прогрессивное человечество.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 369;