Исторические общности людей


 

Исторические общности людей — это крупные, устойчивые объединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д. Это своего рода закономерные ступени развития родовой, общественной сущности человека, в первую очередь труда и мысли. Поскольку труд является конечной основой и причиной развития общества, он выступает важнейшим фактором объединения индивидов в различные типы и формы общности и их последовательной от формации к формации смены. Если нет совместной жизни и труда, нет и исторической общности. Последняя поэтому выступает прежде всего как хозяйственная, экономическая общность. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка, как необходимого средства общения, накопления, хранения и передачи социально-организованного опыта, к формированию некоторых психологических черт людей, обусловленных условиями совместной жизни и труда.

С изменением производительных сил и производственных отношений изменяются типы и формы коллективности. Основными, известными истории типами общности являются родоплеменная общность, народность, нация. Иногда к ним относят и расы, т.е. группы людей, различающиеся по антропологическим, биологическим признакам (цвету и форме волос, форме глаз и т.д.), выраженным в социальных общностях. До сих пор принадлежность к расе выполняет социообразующую функцию: симпатии, близкие отношения, общение возникают в первую очередь между представителями одной расы. Однако вряд ли правомерно рассматривать расу как историческую общность, главным признаком которой является та или иная форма экономической общности.

В первобытнообщинной формации на основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, а вместе с ними возникают первые формы брака и семьи. Характерной чертой родоплеменной общности является то, что экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Экономическая жизнь общества была такова, что на первый план выдвигала именно родственные связи. Родство это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу. Последняя выступает в качестве своего рода матрицы, на которой формируются социальные связи (родовые, семейные, национальные и пр.). Предполагают, что к моменту разделения первобытного стада (исходного состояния человеческого общества) стали играть известную роль родственные связи, материнские роды формировались главным образом из родственников женской линии. Их возникновение определялось не только естественными связями, но и социальными — значительной ролью женщины в домашнем и общественном труде, особенно в период мотыжного земледелия. С переходом от мотыжного земледелия к плужному, от разведения домашних животных — к скотоводству матриархат сменяется патриархатом, ибо в скотоводстве, а потом и в земледелии (где скот стал использоваться в качестве тягловой силы) главная роль стала принадлежать мужчине. Из патриархального рода постепенно возникает патриархальная семья (состоящая из трех-четырех поколений ближайших родственников, потомков отца), экономическую основу которой составляет коллективное владение землей и основными средствами производства; в индивидуальном владении находятся лишь предметы личного пользования.

Семья возникает из потребности воспроизводства человеческого рода, но имеет социальную природу. Брачные и близкородственные отношения — это лишь биологическая основа семьи, но не ее сущность. Семейные отношения с усложнением труда, экономической жизни в целом все больше наполняются социальным содержанием. Вместе с тем социальное родство сохраняет существенную зависимость от биологических связей. Поэтому как в исторических общностях (род, племя, народность, нация), так и в основной ячейке общества — семье — необходимо учитывать биологическую матрицу. Биологическая связь родителей и детей выступает в качестве той основы, на которой формируются социальные связи также и в обществе в целом. Известно, что в современных нациях в конечном счете все индивиды являются отдаленными родственниками. В условиях глобальных интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, возможно превращение человечества в панмиксический род, таящий вследствие гетерозиса (свойства гибридов первого поколения превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим биологическим признакам лучшую из родительских форм) возможности дальнейшего биологического развития человечества.

Экономической основой формирования новой общности — народности — служат частный труд и частная собственность. Преимущественно натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства, способствующего ее упрочению. По форме различают народности рабовладельческого и феодального общества. Исторически первыми образовались древнеэллинская, древнеегипетская и другие народности рабовладельческого общества. Они охватывали, по-видимому, свободное население данной страны, не включая рабов. Народность в феодальном обществе (древнерусская, северофранцузская и др.) включает в основном трудящееся население (крестьян, ремесленников и т.д.). Некоторые народности (ненецкая и др.) начали складываться в условиях капитализма.

Нации формируются из людей различных племен и народностей (например, итальянская нация образовалась из римлян, греков, германцев, этрусков, арабов и т.п.) вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущими ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Так, слиянию ранее разобщенных русских областей, земель, княжеств в одно целое способствовали усиливающийся обмен между ними, постепенно растущее товарное обращение, концентрирование рынков в единый рынок. Но так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных.

Ленин выделил две основные тенденции в развитии буржуазных наций. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернациональное единство капитала и экономической жизни вообще. Обе эти тенденции в их диалектической взаимосвязи составляют единый мировой закон капитализма, но если первая из них преобладает в начале его развития, то вторая характеризует “зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм”130. Отсюда вытекают основные принципы национальной программы при социализме: 1) принцип равноправия наций, в том числе права наций на самоопределение и отделение; 2) принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом. При этом необходимо отличать национализм угнетенной нации и угнетающей. Если для пролетариата угнетающей нации основным требованием в национальном вопросе, как правило, является признание права малых наций на отделение, то для пролетариата угнетенных наций таким требованием остается право на объединение. Поскольку в каждом буржуазном национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание против угнетения, его необходимо поддерживать.

Социалистические нации складываются двояким путем: в результате коренного преобразования буржуазных наций или непосредственно из народностей. Общественный характер труда и собственности способствует созданию единой многонациональной общности, учитывающей особенности труда, быта, культуры, демографических процессов и т.д. каждой нации и народности, не исключая малых этнических общностей.

Происходящие в современном мировом хозяйстве интеграционные процессы явно указывают на то, что в будущем на основе новой общности хозяйственной жизни постепенно будут стираться национальные различия. На смену национальной замкнутости придет всесторонняя связь наций, зависимость их друг от друга. Изменение в экономической жизни приведет к изменению психического склада людей, к необходимости единого языка. Тем самым создадутся предпосылки, необходимые для возникновения новой общности людей. Последняя в отличие от предшествующих исторических общностей будет уже внеисторической. Такой формой общности людей и станет обобществившееся человечество, которое Маркс рассматривал как идеал нового, т.е. диалектического и исторического материализма. “Точка зрения старого материализма есть “гражданское” общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество”131. Возникший и углубляющийся кризис современной цивилизации властно потребовал совместных действий всех стран, всех общественных сил мира. Объединенное человечество мыслилось Марксом как созданное на коммунистической основе. Появление глобальных проблем выдвигает более сложную и грандиозную задачу — создание объединенного в своих усилиях человечества в условиях социально разнородного мира, не изжившего еще антагонизма классов.

 



Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 365;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.