ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции. С точки зрения сторонников первой из них, универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов (линия Демокрита). С точки зрения представителей второй, это единство состоит в общей идеальной основе мира (линия Платона). Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно (дуализм, плюрализм).
Наиболее обоснованным является материалистический монизм. Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других.
Первое из них: мир един, поскольку он субстанциален. Все, что существует, есть субстанция или ее свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи как субстанции является отражение, существующее на любом из ее структурных уровней. Отражению свойственно усложнение форм. Наивысшей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств. Субстанциальный характер сознания «снимает» абсолютную противоположность материи и сознания, но заключает в себе относительное их различие.
Второе: мир един по своей физической структуре. Наука установила, что на Солнце, на других звездах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности.
Вселенная – это система бесконечного множества иерархически соподчиненных систем, а она сама – тоже система, но особого рода: она, в отличие от конкретных систем, бесконечна в пространстве и во времени, она не закрытая, а открытая система. Системность материи означает взаимосвязь конкретных систем: не связь любой из них с любой другой системой (что ограничено предельной скоростью распространения света), а, в конечном счете, лишь всеобщую взаимосвязь.
Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями. В основе любых связей – функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих – всегда находится причинность. Отношение причинения – это такая связь между явлениями, при которой одно явление при наличии определенных условий вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: временная последовательность, необратимость, однозначность, порождаемость. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Хотя качество следствия оказывается при этом неравным качеству причины, между ними имеется неразрывная связь. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи причинения (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует.
Четвертое: мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физическим законам, в других единство обеспечивается химическими, биологическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам номологическое («nomos» – закон) единство мира.
Пятое: мир един по своему происхождению. Свою «начальную точку» имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления. Все многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый «корень» – становление Солнечной системы, и в этом смысле (если брать космогоническую гипотезу об ее происхождении из раскаленной газопылевой туманности) огонь, действительно, предшественник и основа всех людей.
Итак, мир един. Однако единство мира нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как простое повторение известных нам явлений во всех возможных пространственно-временных масштабах.
В силу действия всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные в бесконечном саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных состояний и структурных уровней материи, на каждом из которых проявляются специфические свойства и формы движения. Известные в настоящее время структурные уровни материи от элементарных частиц до Метагалактики представляют собой лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного.
ТЕСТ
1. Философское учение о бытии называется …
а) гносеологией;
б) логикой;
в) диалектикой;
г) онтологией.
2. Проблема бытия была сформулирована в философии …
а) Античности;
б) Средневековья;
в) Ренессанса;
г) Просвещения.
3. Определение понятия «бытие», которое Вы считаете верным:
а) бытие – это материя;
б) бытие – это природа и общество;
в) бытие – это вся совокупная объективная и субъективная реальность;
г) бытие – это окружающая нас действительность.
4. Понятие, обозначающее источник единства и многообразия бытия, основу мироздания, – …
а) субстанция;
б) субстрат;
в) абстракция;
г) акциденция.
5. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется …
а) релятивизмом;
б) монизмом;
в) дуализмом;
г) скептицизмом.
6. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется …
а) монизмом;
б) агностицизмом;
в) деизмом;
г) дуализмом.
7. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется …
а) скептицизмом;
б) провиденциализмом;
в) плюрализмом;
г) дуализмом.
8. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на …
а) сенсуалистов и рационалистов;
б) монистов и дуалистов;
в) диалектиков и метафизиков;
г) материалистов и идеалистов.
9. Два способа и вида бытия – мир чувственных вещей и мир идей – впервые были открыты в Античности …
а) Фалесом;
б) Гераклитом;
в) Протагором;
г) Платоном.
10. В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является:
а) Бог;
б) мировой разум;
в) абсолютная идея;
г) материя.
11. Представления о материи, являющиеся основными в материалистической философии в настоящее время:
а) наглядно-чувственное;
б) атомистическое;
в) гносеологическое;
г) субстанциально-аксиологическое.
12. Определение материи в материалистической философии в гносеологическом плане:
а) материя – это вещи;
б) материя – это всё то, что обладает массой и энергией;
в) материя – это абстракция, не имеющая под собой реального содержания;
г) материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им.
13. В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции – заявляют …
а) материалисты;
б) монисты;
в) теологи;
г) идеалисты.
14. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда её не было вовсе», – пишут …
а) материалисты;
б) агностики;
в) креационисты;
г) рационалисты.
15. Ставя материю в зависимость от индивидуального или надприродного сознания, субъективные и объективные идеалисты отрицают материю как …
а) объективную реальность;
б) бездуховный мир;
в) косный материал;
г) вторичное образование.
16. От античности и до начала XX века общее понимание материи зачастую подменялось знанием о её строении, добываемом науками о природе, что приводило к смешению философского взгляда на материю и …
а) обыденного;
б) естественнонаучного;
в) религиозного;
г) гуманитарного.
17. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит________________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.
а) диалектике;
б) синергетике;
в) эклектике;
г) апологетике.
18. Суждение «Вещество и поле как физические виды реальности могут переходить друг в друга при определённых условиях» является …
а) истинным;
б) неистинным.
19. Определение понятия «движение», которое Вы считаете верным:
а) движение – это всякое перемещение вообще;
б) движение – это отсутствие покоя;
в) движение – это атрибут материи;
г) движение – это всякое изменение вообще.
20. Пространство и время – самостоятельные, не связанные друг с другом и материей сущности, считали последователи___________________концепции.
а) реляционной;
б) субстанциальной;
в) детерминистской;
г) сциентистской.
21. Пространство и время независимо от материи и друг друга существовать не могут, заявляли сторонники____________________концепции.
а) субстанциальной;
б) детерминистской;
в) сциентистской;
г) реляционной.
22. Свойства, характеризующие пространство:
а) одномерность;
б) трёхмерность;
в) протяжённость;
г) длительность.
23. Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …
а) Античности;
б) Средневековья;
в) Ренессанса:
г) Просвещения.
24. Взгляд, что время всегда и везде течёт одинаково, и часы на Земле и в любом пространстве Вселенной показывают одно и то же, находятся в рамках концепции, называемой …
а) идеалистической;
б) диалектической;
в) метафизической;
г) космологической.
25. Суждение, что существуют не только «мировые часы», но и «мировые линейки» для измерения тел в любом месте бесконечного и абсолютного пространства, разделялось …
а) И. Ньютоном;
б) А. Эйнштейном;
в) М. Планком;
г) Л.Д. Ландау.
26. Пространство и время называются атрибутами (свойствами), важнейшими формами бытия материи, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями____________________материализма.
а) метафизического;
б) антропологического;
в) географического;
г) диалектического.
27. Теория относительности известного учёного А. Эйнштейна является подтверждением____________________ концепции пространства и времени.
а) субстанциальной;
б) реляционной;
в) сциентистской;
г) детерминистской.
28. Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …
а) материалисты;
б) субъективные идеалисты;
в) диалектики;
г) метафизики.
29. Зависимость восприятия длительности и протяжённости событий и систем от состояния субъекта даёт основание выделять____________________пространство и время.
а) физическое;
б) биологическое;
в) социальное;
г) психологическое.
30. Категорией обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является …
а) пространство;
б) движение;
в) время;
г) количество.
31. Форма бытия материи, характеризующая протяжённость, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие.
32. Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой …
а) движение;
б) развитие;
в) эволюцию;
г) прогресс.
33. Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания …
а) X – XIV веков;
б) XIV – XVI веков;
в) XVII – XVIII веков;
г) XIX – XX веков.
34. Всякий развёртывающийся в пространстве и во времени процесс воздействия одних предметов или явлений на другие и обратно есть …
а) перемещение;
б) прогресс;
в) становление;
г) взаимодействие.
35. Закономерное, необратимое, определённо направленное взаимодействие, генерирующее новое качество предмета, – это …
а) движение;
б) развитие;
в) революция;
г) контрреволюция.
36. Категория, являющаяся большей по своему объёму, – …
а) движение;
б) развитие.
в) прогресс;
г) регресс.
37. Изменения системы в сторону повышения уровня её упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как …
а) движение;
б) прогресс;
в) регресс;
г) онтогенез.
38. В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нём прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как …
а) регресс;
б) изменение;
в) филогенез;
г) эволюция.
39. Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано__________________материализмом.
а) метафизическим;
б) антропологическим;
в) естественнонаучным;
г) диалектическим.
40. Естественнонаучное обоснование взаимосвязи материи, движения, пространства и времени дано …
а) классической физикой;
б) синергетикой;
в) теорией относительности;
г) физикализмом.
41. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, сформулированными …
а) Аристотелем;
б) Р. Декартом;
в) Г. Гегелем;
г) К. Марксом.
42. Связи и отношения предметов и процессов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, устойчивости и повторяемости, носят название …
а) сущности;
б) закона;
в) содержания;
г) качества.
43. Закон единства и борьбы противоположностей называют в диалектике …
а) второстепенным законом;
б) неосновным законом;
в) ядром;
г) заблуждением.
44. Роль «двигательной силы» в диалектике отводится единству и борьбе противоположностей, то есть …
а) противоречию;
б) равновесию;
в) случайностям;
г) разделённым объектам.
45. Диалектические противоречия существуют …
а) лишь в мышлении;
б) только в обществе;
в) во всех сферах бытия;
г) везде в познании.
46. Нельзя бесконечно прибавлять, уменьшать, усложнять и т.д. что-либо: во всём есть мера, – гласит диалектический закон …
а) единства и борьбы противоположностей;
б) взаимного перехода количественных и качественных изменений;
в) отрицания отрицания;
г) единства содержания и формы.
47. Основными категориями закона взаимного перехода количественных и качественных изменений являются – количество, качество, мера, а также …
а) противоположность;
б) отрицание;
в) преемственность;
г) скачок.
48. Закон отрицания отрицания как один из трёх основных законов диалектики отвечает на важнейший вопрос философской теории развития:
а) кто движет миром?
б) что является источником развития?
в) как происходит развитие?
г) куда направлено развитие?
49. Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений мира – это …
а) солипсизм;
б) детерминизм;
в) индетерминизм;
г) дескрипцизм.
50. Рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность, требует принцип …
а) системности;
б) историзма;
в) дополнительности;
г) детерминизма.
51. Неорганичное, чисто внешнее соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий; создание чисто искусственных интеллектуальных конструкций – это ...
а) софистика;
б) эклектика;
в) догматизм;
г) релятивизм.
52. Действительное единство мира состоит …
а) в его бытии;
б) в том, что мы его мыслим единым;
в) в его материальности;
г) в однородности его физико-химического состава.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 621;