Русская философия XVIII века
В допетровский период были заложены основы и традиции русской философии. В Новое время она получила ускоренное развитие, испытав сильное влияние западной философии. Происходит синхронизация культурной эволюции, отечественная мысль становится частью общеевропейского интеллектуального универсума.
Идеологом петровских преобразований стал Ф. Прокопович (1681 – 1736 гг.) – глава «Учёной дружины», просвещённый западник, ведущий церковный иерарх того времени. Он учился в Киево-Могилянской академии и за рубежом (в Риме). Некоторое время преподавал в Киево-Могилянской академии. В 1718 году он становится епископом, а в 1721-м – вице-президентом Синода.
Ф. Прокопович разработал «Духовный регламент» – своего рода идеологический манифест, обосновывающий политику абсолютистского государства в отношении церкви. В «Регламенте» и в политическом трактате «Правда воли монаршей» он отстаивал идею неограниченности царской власти, её священный, абсолютный характер.
Ф. Прокопович вёл борьбу с католицизмом и разнообразными ересями. При этом он был увлечён протестантизмом и вносил дух Реформации в русское богословие и церковную жизнь. В своих общефилософских воззрениях он разделял позицию деизма.
Для XVIII века характерно противостояние и взаимодополнение различных учений и тенденций: сциентизма и мистицизма, вольтерьянства и старчества, прозападничества и патриотизма, норманизма и антинорманизма. Крупнейшим представителем научного сознания был М.В. Ломоносов.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) был не только учёным, но и оригинальным, глубоким мыслителем. Он учился в Москве, затем в Германии у Х. Вольфа, авторитет которого в то время и в Европе, и в России был исключительно высок. М.В. Ломоносов знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. Вполне естественно, что он как учёный-естествоиспытатель особое значение придавал опытному познанию. В то же время в своих гносеологических взглядах Ломоносов стремился избежать крайностей сенсуализма, подчёркивая решающую роль рационального познания. Он отстаивал позицию деизма и теорию двойственной истины. Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией. Учёный не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать физическое свойство тел какой-то чудодейственной силе мы не можем».
Авторитетным представителем старчества в XVIII веке стал Паисий Величковский (1722 – 1794 гг.). Он учился в Киевской академии, но, оставшись неудовлетворённым недостаточно православным, по его мнению, характером обучения, покидает её. Странствия приводят Паисия на Афон. Здесь он продолжает образование, овладевает греческим и другими языками, становится прекрасным переводчиком. Переводческой деятельностью он занимается до конца дней, живя в монастыре в Карпатах. Среди его многочисленных учеников были и те, кто в дальнейшем приняли участие в возрождении Оптиной пустыни. В жизни и мировоззрении Паисия Величковского продолжается традиция русского исихазма. Несомненно значение его культурно-просветительской деятельности и прежде всего перевода и издания им «Добротолюбия» (5-томного сборника творений отцов церкви о жизни христианских подвижников).
Выражением внецерковной мистики было масонство, противостоявшее как официальной церкви, так и распространившемуся вольтерьянству. Мистический и социальный утопизм, вытекавший из философии Просвещения, был воспринят от французских его идеологов.
Другим следствием увлечения просветительскими идеями оказался революционизм, ярким представителем которого был А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.), учившийся в 1766 – 1771 гг. на юридическом факультете Лейпцигского университета.
Ода «Вольность» и книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева стоят у истоков радикально-демократического направления русской мысли. Антимонархическая программа, просветительская философия общественного договора, власть закона и «блаженство гражданское», связанное с искоренением рабства, – вот основания его социальной философии.
Радищев создал уникальнейшую традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставит «правило сходственности»: всё, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке. К душе он применял тот же критерий «предрождественного» состояния, как и к телу: лишь с рождением человека она претерпевает обновление, поскольку окрыляется самосовершенствованием.
В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии», написанном в сибирской ссылке, Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остаётся в целом верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единства тела и души. Одновременно он не без сочувствия воспроизводит аргументы мыслителей, признающих бессмертие (И. Гердера, М. Мендельсона и других). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне соответствовало характеру его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но в то же время чуждому богоборчеству и нигилизму.
В XVIII веке начала складываться профессиональная философия, представленная университетскими профессорами Н.Н. Поповским, Д.С. Аничковым, А.А. Барсовым и другими, а также профессорами духовных академий Феофилактом Лопатинским, Гавриилом Бужинским, Кириллом Флоринским и другими. В своих трудах и преподавательской деятельности они проводили в основном просветительскую линию, активно внедряя достижения западной мысли. Нужно отметить то, что отечественная философия XVIII века имела во многом ученический характер и принесла зрелые плоды только в следующем столетии.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 407;