Русская философия XX века


В начале XX века наблюдался дальнейший подъём отечественной философской мысли на фоне общего расцвета культуры «серебряного века». Сложилась развитая инфраструктура в виде религиозно-философских обществ, журналов, объединений; выходили сборники, особенно взбудоражил общество сборник «Вехи». Манящими казались изыски символистов, среди которых А. Белый (1880 – 1934 гг.), Вяч. Ив. Иванов (1866 – 1949 гг.), Д.С. Мережковский (1866 – 1941 гг.) одинаково успешно творили в литературе и в философии. Неподражаемым явлением был философский импрессионизм В.В. Розанова (1856 – 1919 гг.). Симптоматичной тенденцией начала казаться эволюция от марксизма к идеализму и далее к православию как духовной первооснове отечественного самосознания. Примером здесь может служить творчество С.Н. Булгакова (1871 – 1944 гг.).

Персоналисты, или панпсихисты, А.А. Козлов (1831 – 1901 гг.) и Л.М. Лопатин (1855 – 1920 гг.) создали концепции о субъективном восприятии пространственно-временного континуума и субстанциональности познающей мир личности. Философию права обосновывал П.И. Новгородцев (1866 – 1924 гг.), подвергший разоблачительной критике пагубное влияние марксизма на российское общество. «Религиозный смысл философии» отстаивал И.А. Ильин (1882 – 1954 гг.), считавшийся позднее идеологом белого движения.

Л. Шестов (1866 – 1938 гг.) предвосхитил в своём творчестве многие идеи экзистенциализма. В своей философии он восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнёта общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии», в центре которой – абсурдность человеческого существования, а философскому умозрению – откровение, которое даруется всемогущим Богом. С.Л. Франк (1877 – 1950 гг.) посвятил жизнь созданию «живого знания», соединяющего теоретическую мощь европейской мысли и обращённой к человеку «философии жизни». Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма.

Н.А. Бердяев (1874 – 1948 гг.) разрабатывал философию свободы и творчества экзистенциального типа, написал ряд работ, посвящённых персонализму, эсхатологической метафизике, в которой обсуждались проблемы конечных перспектив человека в пределах этого мира. Его труды содержали критику против социалистического преобразования России. Вместе с тем за рубежом он выступал и с позиций защиты русской культуры, против различных форм русофобии.

П.А. Флоренский (1882 – 1937 гг.) в своей работе «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» излагал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В других работах он стремился к построению «конкретной метафизики». Ему принадлежат исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и другие.

В советский период началось тотальное разрушение духовных основ тысячелетней духовной культуры, насильственное насаждение марксизма-ленинизма с его культом нового общества и нового человека. Марксизм-ленинизм – одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину.

Марксизм-ленинизм не только упростил и огрубил марксизм, но и ввёл в него целый ряд принципиально новых идей. Упрощение и идейная переработка марксизма были вызваны тем, что он всё более превращался из философской концепции в основу идеологии массового коммунистического движения. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово наказывалось.

Догматизированный Лениным, Сталиным и их последователями марксизм обрёл стройность, простоту и твёрдость. Он начинается с изложения законов материалистической диалектики, диалектики природы; затем следует исторический материализм (примат производительных сил и производственных отношений над всеми иными социальными отношениями); далее идёт анализ капиталистического строя с целью проиллюстрировать истинность исторического материализма; из этого анализа выводится необходимость организации партии революционного действия и делается вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма и тем самым завершении предыстории человечества. Эта схема не только вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, но и являлась руководством для всех тех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии. На долю последних оставалась только некоторая детализация общей, не допускающей даже малейших отступлений схемы.

Традиционная русская философия тем не менее не исчезла, хотя её стремились либо подавить, либо интегрировать в марксизм-ленинизм. Её можно условно разделить на три направления: имплицитно содержащееся в рамках официальной философии (примером может служить творчество А.Ф. Лосева); диссидентское (остроумное разоблачение «развитого социализма» А.А. Зиновьева); и эмигрантское, сохранившее дух дореволюционной философии. Последнее, оказавшись на Западе, обогатило европейскую философскую мысль и спасло репутацию отечественной философии.

В настоящее время происходит сложный процесс восстановления утраченного единства, возрождения забытых имён и учений, создания инфраструктуры для будущего развития. Пробуждающееся национальное самосознание инициирует новый поиск в развитии русской самобытной мысли.

ТЕСТ

1. Классическими философскими системами древнеиндийской философии являются ...

а) веданта;

б) легизм;

в) пифагорейство;

г) вайшешика.

 

2. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии – это …

а) сансара;

б) дхарма;

в) мокша;

г) чарвака.

 

3. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии – это …

а) карма;

б) сансара;

в) мокша;

г) дхарма.

 

4. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии – …

а) джайнизм;

б) брахманизм;

в) вишнуизм;

г) чарвака.

 

5. Философскими школами Древнего Китая являются …

а) эпикурейство;

б) даосизм;

в) йога;

г) конфуцианство.

 

6. Понятие китайской философии, обозначающее смысл жизненного пути человека и закономерность природы, – …

а) инь;

б) ян;

в) дао;

г) сяо.

 

7. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, тёмное и пассивное начало, носит наименование …

а) дао;

б) жень;

в) инь;

г) ян.

 

8. Школы античной философии – это …

а) номинализм;

б) джайнизм;

в) стоицизм;

г) неоплатонизм.

 

9. Автором изречения: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» является …

а) Фалес;

б) Сократ;

в) Зенон;

г) Гераклит.

 

10. Автор высказывания: «Все тела состоят из атомов» – …

а) Анаксимен;

б) Ксенофан;

в) Парменид;

г) Демокрит.

 

11. Утверждение: «Вещи – это тени идей» принадлежит …

а) Зенону;

б) Платону;

в) Аристотелю;

г) Эпикуру.

 

12. Характерная черта античной философии:

а) примат веры над знанием;

б) агностицизм;

в) догматизм;

г) космоцентризм.

 

13. Из философов Античности наибольший вклад в исследование проблем общества внесли …

а) Фалес и Анаксимен;

б) Левкипп и Демокрит;

в) Парменид и Зенон;

г) Платон и Аристотель.

 

14. Создателем учения об «идеальном государстве» был античный философ …

а) Пифагор;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

 

15. Античный философ________________полагал, что наилучшие формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия.

а) Парменид;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

 

16. К античной философии не относится философия …

а) Древнего Китая;

б) Древней Греции;

в) Древнего Рима;

г) элеатов.

 

17. Принято считать, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в г. Милете:

а) Ксенофан, Парменид, Зенон;

б) Сократ, Платон, Аристотель;

в) Протагор, Горгий, Продик;

г) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

 

18. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это …

а) Фалес;

б) Анаксимен;

в) Протагор;

г) Сократ.

 

19. Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в …

а) Дельфах;

б) Афинах;

в) Спарте;

г) Эретрии.

 

20. Философское учение Платона называется …

а) объективным идеализмом;

б) субъективным идеализмом;

в) материализмом;

г) дуализмом.

 

21. Философское учение Демокрита называется …

а) объективным идеализмом;

б) субъективным идеализмом;

в) материализмом;

г) дуализмом.

 

22. Западно-европейская средневековая философия занимала подчинённое положение по отношению к …

а) этике;

б) эстетике;

в) науке;

г) богословию.

 

23. Великий христианский мыслитель Средневековья, автор знаменитой «Исповеди» _________________ считал историю общества результатом борьбы царства Церкви («града Божиего») и царства Дьявола («града земного»).

а) Аврелий Августин;

б) Фома Аквинский;

в) Иоанн Росцелин;

г) Уильям Оккам.

 

24. Учение средневековой философии, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, т.е. универсалии, а не единичные предметы, имеющие место в чувственно воспринимаемом мире, – это ...

а) реализм;

б) номинализм;

в) солипсизм;

г) универсализм.

 

25. Главный системообразующий принцип философии Средневековья – …

а) космоцентризм;

б) теоцентризм;

в) гилозоизм;

г) пантеизм.

 

26. С VIII по конец XV века в западно-европейской философии господствовала …

а) схоластика;

б) апологетика;

в) патристика;

г) диалектика.

 

27. Видным представителем средневековой схоластики является …

а) Фома Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Ориген;

г) Ф. Бэкон.

 

28. Пять рациональных доказательств существования Бога сформулированы основателем томизма …

а) Аврелием Августином;

б) Пьером Абеляром;

в) Фомой Аквинским;

г) Ансельмом Кентерберийским.

 

29. Учение о сотворении мира из Ничего называется …

а) теизмом;

б) томизмом;

в) провиденциализмом;

г) креационизмом.

 

30. Христианская философия неразрывно связана с _______________________, согласно которому всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога.

а) провиденциализмом;

б) креационизмом;

в) теоцентризмом;

г) интуитивизмом.

 

31. Умонастроение, преобладавшее в эпоху Возрождения, – …

а) теизм;

б) космизм;

в) интуитивизм;

г) гуманизм.

 

32. Философское мышление эпохи Возрождения в Западной Европе следует назвать ...

а) теоцентрическим;

б) антропоцентрическим;

в) космоцентрическим;

г) наукоцентрическим.

 

33. Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на …

а) Бога;

б) космос;

в) человека;

г) язык.

 

34. Доминирующая тема философии Возрождения – …

а) мораль;

б) творчество человека;

в) Бог;

г) знание.

 

35. Основной принцип натурфилософии западно-европейского Возрождения ...

а) пантеизм;

б) атеизм;

в) деизм;

г) дуализм.

 

36. Наиболее выдающимся натурфилософом западно-европейского Возрождения является ...

а) Джованни Пико делла Мирандола;

б) А. Везалий;

в) Д. Бруно;

г) Т. Мор.

 

37. Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами …

а) Ф. Петрарки и А. Данте;

б) Т. Мора и Т. Кампанеллы;

в) Д. Бруно и Д. Боккаччо;

г) М. Монтеня и Н. Макиавелли.

 

38. Вопросы философии политики разрабатывались в эпоху Возрождения …

а) Николаем Коперником;

б) Леонардо да Винчи;

в) Галилео Галилеем;

г) Никколо Макиавелли.

 

39. Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в западно-европейской философии …

а) XVI века;

б) XVII века;

в) XVIII века;

г) XIX века.

 

40. Главной познавательной способностью человека и его судьёй является разум – утверждали представители рационализма XVII века …

а) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц;

б) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк;

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

г) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш.

 

41. Всё из опыта, из ощущений – доказывали сторонники сенсуализма и эмпиризма XVII века …

а) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц;

б) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк;

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

г) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш.

 

42. Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи …

а) Античности;

б) Средневековья;

в) Ренессанса;

г) Просвещения.

 

43. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или толковом словаре наук, искусств и ремёсел», написанной в …

а) Англии;

б) Франции;

в) Германии;

г) Италии.

 

44. Афоризм «Знание – сила» принадлежит западно-европейскому философу Нового времени …

а) Ф. Бэкону;

б) Р. Декарту;

в) Д. Локку;

г) Г. Гегелю.

 

45. «Я мыслю, следовательно, существую» – утверждал западно-европейский философ Нового времени …

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

46. Западно-европейский философ Нового времени Б. Спиноза в учении о субстанции выражал точку зрения …

а) монизма;

б) дуализма;

в) плюрализма;

г) аскетизма.

 

47. В западно-европейской философии XVII века автором учения о монадах является:

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

48. Идея разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную принадлежит философу Нового времени …

а) Т. Гоббсу;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) П. Гольбаху;

г) Д. Локку.

 

49. Философ Нового времени, сформулировавший основные принципы новоевропейского агностицизма, – это …

а) Д. Дидро;

б) П. Гольбах;

в) Д. Юм;

г) Г. Гегель.

 

50. Философ Нового времени, давший «классическое» определение материи: материя есть всё то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения, – это …

а) Д. Дидро;

б) П. Гольбах;

в) Л. Фейербах;

г) К. Маркс.

 

51. Договорную теорию происхождения государства разрабатывали такие мыслители Нового времени как …

а) Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо;

б) Сократ, Платон, Аристотель;

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

 

52. Родоначальником немецкой классической философии считают …

а) Г. Лейбница;

б) И. Канта;

в) И. Фихте;

г) Г. Гегеля.

 

53. В учении И. Канта «вещи в себе» …

а) познаваемы;

б) непознаваемы;

в) познаваемы, но не сразу;

г) познаваемы, но частично.

 

54. Немецкий философ конца XVIII и первой пол. XIX веков, являющийся разработчиком этики долга, – это …

а) И. Кант;

б) И. Фихте;

в) Ф. Шеллинг;

г) Г. Гегель.

 

55. Немецкий философ конца XVIII и первой пол. XIX веков, являющийся автором афоризма: «Человек может то, что он должен», – это …

а) И. Кант;

б) И. Фихте;

в) Ф. Шеллинг;

г) Г. Гегель.

 

56. Создателем диалектической логики является ...

а) Д. Дидро;

б) Д. Юм;

в) Г. Гегель;

г) А. Шопенгауэр.

 

57. Философ, утверждавший, что «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно», – это ...

а) Р. Декарт;

б) Б. Спиноза;

в) И. Кант;

г) Г. Гегель.

 

58. Философом Нового времени, полагавшим, что образ Бога – это отчуждение сущности человека, является …

а) Д. Юм;

б) Ф. Шеллинг;

в) Г. Гегель;

г) Л. Фейербах.

 

59. Философ Нового времени, обосновавший материалистическое понимание истории, – это …

а) П. Гольбах;

б) Д. Дидро;

в) Л. Фейербах;

г) К. Маркс.

 

60. Поворот от классической оптимистической философии, воспевающей разум и науку, к неклассической, пессимистической и иррациональной связан с такими именами как …

а) Маркс, Энгельс, Лафарг;

б) Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше;

в) Конт, Спенсер, Милль;

г) Пирс, Джемс, Дьюи.

 

61. Философ Нового времени, подчёркивавший в своих работах иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, в противовес Лейбницу называвший существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение «пессимизмом», – это …

а) Ф. Шеллинг;

б) А. Шопенгауэр;

в) С. Кьеркегор;

г) Ф. Ницше.

 

62. Философом Нового времени, противопоставлявшим формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» утверждение: «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу», является …

а) И. Кант;

б) А. Шопенгауэр;

в) С. Кьеркегор;

г) Ф. Ницше.

 

63. Известный немецкий философ Нового времени______________заявлял, что народ – «бесформенный материал, который нуждается в резчике».

а) И. Фихте;

б) Ф. Ницше;

в) К. Маркс;

г) К. Ясперс.

 

64. Основоположником позитивизма является …

а) О. Конт;

б) Д. Милль;

в) Г. Спенсер;

г) Э. Мах.

 

65. Философом Нового времени, утверждавшим, что вещи – это комплексы ощущений, является …

а) П. Гольбах;

б) О. Конт;

в) Л. Фейербах;

г) Э. Мах.

 

66. Бесспорной особенностью западной философии XX века признаётся …

а) монизм;

б) дуализм;

в) плюрализм;

г) догматизм.

 

67. К основным направлениям западной философии XX века относятся ...

а) метафизический материализм;

б) идеалистическая диалектика;

в) герменевтика;

г) феноменология.

 

68. Влиятельное направление западной философии XX века, связанное с именем Эдмунда Гуссерля, – это …

а) герменевтика;

б) феноменология;

в) постмодернизм;

г) неотомизм.

 

69. Философ XX века, сконструировавший модель научной деятельности определённого научного сообщества, и назвавший её парадигмой, – это …

а) Л. Витгенштейн;

б) К. Поппер;

в) Т. Кун;

г) И. Лакатос.

 

70. Познавательно-мировоззренческую функцию философии отрицают, как правило, представители одного из направлений западной философии XX века – …

а) неотомизма;

б) экзистенциализма;

в) философии жизни;

г) аналитической философии.

 

71. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в …

а) аналитической философии;

б) экзистенциализме;

в) прагматизме;

г) фрейдизме.

 

72. Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) является разновидностью …

а) логического позитивизма;

б) аналитической философии;

в) фрейдизма;

г) постмодернизма.

 

73. Направление западной философии XX века, в котором истиной объявляется всё то, что приносит выгоду, служит действию, даёт выход из конкретной ситуации, приводит к успеху, – это …

а) аналитическая философия;

б) прагматизм;

в) герменевтика;

г) философия жизни.

 

74. Способом существования человека в мире__________________объявляет понимание, связанное с языком, текстом, диалогом.

а) номинализм;

б) персонализм;

в) герменевтика;

г) неотомизм.

 

75. Как учение о понимании герменевтика зародилась в …

а) Древней Греции;

б) Древнем Риме;

в) Средневековье;

г) эпоху Возрождения.

 

76. Основоположником собственно философской герменевтики является ...

а) Ф. Шлейермахер;

б) В. Дильтей;

в) М. Хайдеггер;

г) Х. Гадамер.

 

77. Направлением западной философии XX века, выделявшим следующие ценности и установки: стремление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа, является …

а) прагматизм;

б) экзистенциализм;

в) философская антропология;

г) философия жизни.

 

78. Направлением западной философии XX века, обратившимся к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытавшимся рассмотреть человека в жестоких испытаниях, пограничных ситуациях, является …

а) аналитическая философия;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) экзистенциализм.

 

79. К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.П. Сартр являются представителями направления западной философии XX века – …

а) прагматизма;

б) философии жизни;

в) экзистенциализма;

г) философской антропологии.

 

80. Направление западной философии XX века, разрабатывавшее концепцию бессознательных процессов и мотиваций, перенося её и на социальные явления, – это …

а) аналитическая философия;

б) феноменология;

в) психоанализ;

г) структурализм.

 

81. Французский философ Тейяр де Шарден является представителем направления западной философии XX века, которое называется …

а) философией жизни;

б) экзистенциализмом;

в) психоанализом;

г) религиозной философией.

82. Направление западной философии XX века, представители которого настаивают на плюрализме истины, считая, что можно высказать об одном и том же объекте одинаково обоснованные, но противоположные суждения, – это …

а) аналитическая философии;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) постмодернизм.

 

83. Первым древнерусским философом считается …

а) Иларион;

б) Мономах;

в) Филофей;

г) Никон.

 

84. Наиболее последовательно идея «Москвы – третьего Рима» была сформулирована …

а) Нилом Сорским;

б) Иосифом Волоцким;

в) Филофеем;

г) Кириллом Туровским.

 

85. Появление светского типа философствования в России происходит в …

а) XVI веке;

б) XVIII веке;

в) XIX веке;

г) XX веке.

 

86. Начало материалистической традиции в русской философии положил …

а) Г.С. Сковорода;

б) М.В. Ломоносов;

в) С.Е. Десницкий;

г) Н.С. Трубецкой.

 

87. Основные направления в русской философии XIX века – это ...

а) славянофильство;

б) западничество;

в) философия жизни;

г) прагматизм.

 

88. Идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России принадлежит …

а) западникам;

б) славянофилам;

в) марксистам;

г) народникам.

 

89. Одним из первых проповедников утопического социализма в России был …

а) П.Н. Ткачёв;

б) П.Л. Лавров;

в) А.А. Слепцов;

г) А.И. Герцен.

 

90. В сфере этики разрабатывал теорию разумного эгоизма …

а) А.И. Герцен;

б) В.Г. Белинский;

в) А.С. Хомяков;

г) Н.Г. Чернышевский.

 

91. Родоначальником русского нигилизма называют …

а) А.И. Герцена;

б) В.Г. Белинского;

в) Н.Г. Чернышевского;

г) Д.И. Писарева.

 

92. Создателем теории «культурно-исторических типов», изложенной в книге «Россия и Европа», является …

а) Н.Я. Данилевский;

б) А.И. Введенский;

в) П.А. Флоренский;

г) В.В. Зеньковский.

 

93. Известный русский писатель, публицист, философ, полагавший, что красота есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию, – это …

а) Ф.И. Тютчев;

б) А.И. Герцен;

в) Ф.М. Достоевский;

г) Н.А. Заболоцкий.

 

94. Известный русский писатель и одновременно представитель русской философской мысли XIX века, перу которого принадлежат публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе «Исповедь» (1879 – 1882), «В чём моя вера?» (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием, – это …

а) Ф.И. Тютчев;

б) Н.В. Гоголь;

в) Ф.М. Достоевский;

г) Л.Н. Толстой.

 

95. Русский философ XIX века, являющийся создателем «философии всеединства», – это …

а) П.Я. Чаадаев;

б) Н.Г. Чернышевский;

в) К.Н. Леонтьев;

г) В.С. Соловьёв.

 

96. Русский философ Н.Ф. Фёдоров – создатель философии «общего дела» – является представителем …

а) западничества;

б) славянофильства;

в) почвенничества;

г) космизма.

 

97. Представитель русского космизма, развивавший учение о биосфере и ноосфере, – это …

а) Н.А. Умов.

б) К.Э. Циолковский;

в) В.И. Вернадский;

г) А.Л. Чижевский.

 

98. Представителем марксизма в русской философии является …

а) Б.Н. Чичерин;

б) Г.В. Плеханов;

в) Д.С. Мережковский;

г) В.В. Розанов.

 

99. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», перезахороненный в 2005 году на Родине, – …

а) Н.А. Бердяев;

б) П.А. Сорокин;

в) И.А. Ильин;

г) Л.П. Карсавин.

 

100. Русский философ, живший после высылки в 1922 году на Западе, разрабатывавший философию свободы и творчества экзистенциального типа, – это …

а) А.А. Козлов;

б) Л.М. Лопатин;

в) Л. Шестов;

г) Н.А. Бердяев.

 




Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.131 сек.