Живопись Германии и Англии XVII-XVIII вв.
Немецкая живопись начала XVII в. продолжает традиции Возрождения, но отличается большей искусственностью. Типичная для европейского искусства этого периода «Аллегория мира, искусства и изобилия» Ганса фон Ахена (1552-1615) соединяет характерную для немецкого искусства четкость рисунка с барочной (влияние маньеризма) трансформацией форм (обратите внимание на пальцы) и экспрессией красных драпировок. Натюрморты Георга Флегеля (1566-1638) отличаются графической точностью в передаче явно избыточного разнообразия предметов, плодов и цветов.
В немецкой живописи XVIII в. особой известностью пользуется творчество Антона Рафаэля Менгса (1728-1779), определившего основную направленность немецкого классицизма. Автопортрет с изображением атрибутов деятельности художника подчеркивает гражданскую направленность его творчества, о чем свидетельствуют также взгляд, жест, поза и одежда. Решающую роль в становлении немецкого классицизма сыграла деятельность Винкельмана, подробно описавшего сохранившиеся памятники античной скульптуры. Подражание известной античной статуе Аполлона Бельведерского очевидно в живописной работе Менгса «Персей и Андромеда» (1777). При сравнении с одноименной картиной Рубенса отчетливо выявляется немецкий национальных дух, который станет предметом специального осмысления в Германии в XIX столетии. В центре – обнаженная фигура Персея, лаконично «обрамленная» по диагонали головами дракона и лошади (крылья Пегаса кажутся крыльями самого Персея). Другая легкая и плавная диагональ, смягчающая жест героя, образуется движениями Андромеды и «ангела». Кажущаяся невесомой героиня в воздушных одеяниях напоминает Музу – вдохновительницу героев и поэтов.
К классицизму относят и творчество уникальной немецкой художницы, музыкантши и поэтессы Анжелики Кауфман, вдохновившей немецких писателей рубежа XVIII-XIX вв. и ставшей одной из прототипов главной героини романа Ж. де Сталь «Коринна, или Италия». В композициях «Суд Париса», «Жертвоприношение Церере», «Вакханки», известных по многочисленным копиям, Кауфман воссоздает сюжеты итальянских фресок. Кроме автопортретов художница создает портреты актера Гаррика, писателя Гете и других. Знаменитый портрет Гете в Италии (1786/87) принадлежит кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна.
В английской живописи XVII столетия преобладает портрет. Уже во времена Елизаветы было создано огромное количество портретов королевы, в том числе в получившем широкое распространение жанре миниатюры. Английскому художнику Николасу Хиллиарду приписывается один из миниатюрных портретов Елизаветы I.
Портреты английских монархов и других выдающихся личностей оставили Ганс Гольбейн и Антонис ван Дейк, повлиявшие на становление живописи в Англии. Оливер Кромвель, установивший временную диктатуру после победы республиканцев в английской буржуазной революции (1640-1660), изображен на портрете Роберта Уокера.
Первым английским художником-просветителем мировой известности справедливо считают Уильяма Хогарта (1697-1764). Прочная связь изобразительного искусства Англии с литературой и театром особенно ярко проявилась в сюжетных циклах живописных работ Хогарта, которые сам художник копировал в гравюре для широкого распространения. Карикатурны до неправдоподобия нравоописательные сцены следующих циклов: «Карьера проститутки» (1732), напоминающая сюжет романа Д.Дефо «Молль Флендерс»; «Карьера мота» (1735), закончившаяся в сумасшедшем доме; «Модный брак» (1743-1745), в результате которого любовник жены (дочери богатого купца) убивает мужа (обедневшего лорда, женившегося ради денег) и попадает на виселицу, а жена кончает жизнь самоубийством.
Не менее актуальными представляются сегодня сцены «политического» цикла «Выборы» (1754/5).
Не менее значительно портретное мастерство Хогарта. Из серии его автопортретов наиболее известен «Автопортрет с собакой» (1745), отмеченный английской иронией и демократизмом, характерным для Просвещения. Ум и проницательный взгляд привлекают в лице художника. В портрете-этюде «Девочка с креветками» художник предвосхищает импрессионистскую технику, передающую непосредственную живость молодости и эмоциональность моментального впечатления. Широкое распространение получили в английской живописи портреты актеров (конечно, это связано с театром Шекспира и его младших современников). Хогарт написал портрет реформатора английской сцены Дэвида Гаррика в роли Ричарда III.
Интересно сравнить портреты знаменитой английской актрисы Сары Сиддонс двух крупнейших английских художников XVIII столетия Джошуа Рейнолдса и Томаса Гейнсборо. Первый изображает актрису в роли Трагической Музы, восседающей на кресле-троне и окруженной аллегорическими фигурами. Второй подчеркивает тайну внутреннего мира незаурядной женщины, аристократической и естественной, женственной и умной одновременно.
Задание: Сравните по НМ изображение актеров и актрис разными художниками.
Первый президент Королевской Академии искусства, открытой в 1768 г., Джошуа Рейнолдс (1723-1792) как живописец и теоретик соединял принципы классицистической и предромантической эстетики. Наделяя реального человека мифологическим ореолом, он часто пишет портрет в «историческом» жанре: леди Гамильтон, возлюбленную адмирала Нельсона, Рейнолдс написал в образе богини любви и красоты, наполовину скрывшей лицо в манерно-лукавом жесте («Амур развязывает пояс Венеры», 1788).
К мифолого-историческому жанру относятся картины «Младенец Геркулес, удушающий змей», написанный по заказу Екатерины II, и «Воздержание Сципиона Африканского», предромантический характер которой очевиден в сравнении с «Великодушием Сципиона» Пуссена.
Томас Гейнсборо (1727-1788) светским салонам предпочитал природу и мечтал писать пейзажи, но этот жанр не пользовался популярностью. Тем не менее пейзаж создает атмосферу многих его портретов, отражая внутреннее состояние изображаемых, особенно женщин и детей, и предвосхищая психологизм живописи романтической эпохи. Таковы «Собиратели хвороста» и «Портрет Ричард Бринсли Шеридан». Споря с Рейнолдсом, Гейнсборо предпочитает голубой цвет, в частности в портрете Джонатана Баттола «Мальчик в голубом» и в знаменитом портрете, вероятно, герцогини де Бофор – «Дама в голубом».
Задание: Используя НМ, рассмотрите пейзажи и портреты Гейнсборо. Проанализируйте значение пейзажа в его творчестве.
К концу XVIII века жанр портрета развивается под влиянием Рейнолдса и Гейнсборо. Джордж Ромни (1734-1802) писал в основном светские портреты молодых англичанок: графини Элизабет Дерби, миссис Грир. Как и Рейнолдс, он мифологизирует леди Гамильтон, изображая ее в образе вакханки. Джон Рассел (1745-1806) известен как создатель овальных пастельных женских портретов, в частности «Портрета девушки в капоре». К следующему этапу относятся романтические портреты Генри Реберна (1757-1823) и Томаса Лоренса (1769-1830).
Соединение пейзажа с бытовой сценкой в традициях любимого англичанами Сальватора Розы можно увидеть в творчестве Джорджа Морленда (1763-1804). В Эрмитаже находятся раскрашенный офорт «Утро», акварель «Пейзаж с путниками» и написанная маслом картина «Приближение грозы». Творчество Джона Констебла (1776-1837) и Джозефа Тернера (1775-1851) принадлежит следующей эпохе.
Под влиянием Уильяма Хогарта развивается в гравюре искусство карикатуры. Раскрашенные офорты Джеймса Гильрея (1756-1815) «Брачная идиллия», «Очень скользко!», «Невидимые» по характеру гротеска можно сопоставить с офортами Гойи.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 425;