Таврический дворец (1783—1789 гг.)
Здание Таврического дворца (рис. 111) было построено в честь победы в русско-турецкой войне на окраине города. Своим каре парадного двора оно было раскрыто к Неве, по другую сторону дворца находился парк.
Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. 3 объема объединяются узкой одноэтаж-
ной частью соединительных помещений и анфиладных комнат. В боковых объемах помимо жилых и служебных помещений расположились и некоторые зальные помещения: гостиные, танцзалы, концертный зал и т. п.
Фасады дворца отличаются лаконизмом и строгостью, окна без наличников, простая и строгая ордерная композиция. Главные и боковые портики разработаны с применением римско- дорического ордера. В контраст сдержанным фасадам, интерьеры дворца необычайно богаты и парадны.
Развитие композиции ориентировано на ось пространства от главного портика к вестибюлю и купольному залу, а от него к картинной галерее и зимнему саду. За вестибюлем следует зал на 5 тысяч человек, а за ним грандиозный поперечно поставленный колонный зал с 18 парами колонн. В величественном облике Таврического дворца И.Е. Старов отразил растущий престиж русского государства.
Его более поздние сооружения носят несколько суровый и величественный характер, близкий сооружениям римской античности. В то же время, в его зодчестве нет прямого подражания западноевропейским образцам классики, а построение общей композиции зданий отражает характер русских традиций.
В целом для усадеб классицизма характерно осевое построение композиции с главным жилым зданием в центре, примыкающими флигелями, с парком позади дома, спускающимся к воде. Трехчастное членение зданий усадебного типа распространилось и на композиции общественных зданий.
В конце XVIII века продолжается застройка комплекса зданий Зимнего дворца.
В 1760-е гг. для царской коллекции картин Тома де Томон пристроил к зданию дворца первое здание — Малый Эрмитаж. В 1780-е гг. Фельтен возводит второе здание — Старый (Большой) Эрмитаж (\ 111-1787 гг.). В 30-х гг. XIX века (1839-1850-х гг.)
В.П. Стасовым и Н.Е. Ефимовым по проекту J1. Кленце было построено третье здание — Новый Эрмитаж.
Творчество Джакомо Кваренги (1744—1817 гг.)
В 1782—1785 гг. архитектор Д. Кваренги, приехавший в Россию в 1779 г. по приглашению Екатерины II, возводит здание Эрмитажного театра.Театр расположен в одну линию со Старым и Малым Эрмитажем и отделен от них по первому этажу Зимней канавкой. Первый этаж театра — рустованный. Два верхних этажа имеют колонны коринфского ордера. Здание имеет закрытый полукруглый амфитеатр, рассчитанный на 50—60 человек.
Хотя это классическое здание, но оно не лишено изящества и красоты, что соответствует всему комплексу дворца.
Многие общественные сооружения XVIII века проектировались на конкурсной основе. Одним из конкурсных проектов стал проект здания Смольного институтаблагородных девиц (1803— 1806 гг.). Победил в конкурсе Д. Кваренги. Его институт имеет ясную планировку, на фоне гладких стен — колоннада композитного ордера, на фронтоне здания — только герб. (В 1923— 1925 гг. архитектор Гельфрейх и Щуко достроили входные пропилеи в стиле неоклассицизма.)
Сооружения Кваренги отличаются строгостью архитектурных форм и замкнутостью архитектурных композиций. Таковы здания Академии наук и Ассигнационного банка в Петербурге. В позднейших постройках, после нескольких лет проведенных в России и изучения памятников русской архитектуры, в работах Кваренги проявились самобытные творческие черты.
Александровский дворец в Царском Селе (1792—1796 гг.) отличается открытым характером композиции и органично связан с природой.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2690;