Всероссийская служба медицины катастроф, её структура и основные задачи.
Многолетняя практика показала неприемлемость традиционных подходов к организации медицинской помощи массовому числу пострадавших в чрезвычайных ситуациях невоенного характера.
До недавнего времени эта задача возлагалась на медицинскую службу гражданской обороны. Согласно принципов, заложенных в основу медицинской службы гражданской обороны (МСГО), врачебная помощь пострадавшим в очаге катастрофы должна оказываться силами отрядов первой медицинской помощи (ОПМ) через 10 часов после катастрофы. Сократить время развертывания ОПМ в очаг не представляется возможным из-за громоздкой организационно-штатной структуры и слабой технической оснащенности этих формирований.
А по статистике уже через час погибает 30% тех, кто мог бы выжить при своевременной врачебной помощи, через 3 часа - 60% , через 6 часов - 95%.
О необходимости создания в нашей стране специальной службы медицины катастроф говорили давно, особенно активно этот вопрос начал обсуждаться в печати и по телевидению после Армянской трагедии (землетрясение в декабре 1988 года).
На западе создание службы медицины катастроф началось в 80-х годах. Некоторое время инициаторам приходилось отбиваться от возражений скептиков.
Дескать, катастрофы случаются сравнительно редко, а эту дорогостоящую службу приходится держать постоянно. Существует система скорой помощи, реаниматологи, хирурги, которые могут в случае нужды оказать помощь.
Сейчас такие доводы не могут убедить ни одного человека. Службы медицины катастроф окупают себя экономически. На их счету тысячи сохраненных жизней.
Какова главная особенность медицины катастроф в отличие от обычной медицины? Она должна решать задачу сохранения жизни и здоровья не индивидуальному больному, а большим группам пострадавших.
Средства для решения этой задачи могут быть разные. Один из руководителей службы медицины катастроф Франции Эрик Семержан выделял 2 доктрины: французскую и англосаксонскую.
По англосаксонской доктрине квалифицированный врач не выходит из больницы. Специально обученные санитары и врачи-диагносты сортируют пострадавших в очаге и тех, кого ещё можно спасти, с помощью прекрасно оснащенных, быстроходных транспортных средств доставляют в клиники. Главное на этом этапе - поддерживать жизнь раненых.
Французские медики стараются максимально приблизить госпиталь к месту катастрофы, в котором, по возможности, выполняют все сложные манипуляции, а затем уже эвакуируют раненых.
Чаще всего обе доктрины успешно взаимодействуют между собой.
В нашей стране начало созданию медицинской помощи катастроф положено Постановлением СМ СССР от 07.04.90 года “О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях”. В июне этого же года вышло соответствующее Постановление СМ РСФСР, а в июле приказ МЗ РСФСР от 11.07.90 года № 115. Практически 6 лет служба существовала, не имея необходимой нормативной базы (положения о службе, положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф и т.д.). И только в феврале 1996 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.96 года № 195 “Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф”, которым утверждено положение о службе. Вскоре вышли приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 21.06.96 года № 261 “Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф” и приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 г. № 380 “Об утверждении положения о службе медицины катастроф Минздрава России”.
Сегодня служба медицины катастроф в стране создана, имеется необходимая нормативно-правовая база для ее функционирования, созданы органы управления и необходимые силы и средства.
Впереди предстоит решение не менее сложной задачи по созданию федеральной медицинской службы гражданской обороны и медицины катастроф, так как приказом Минздрава РФ от 13.11.2003 г. № 549 вопросы медицинской службы гражданской обороны переданы в ведение Всероссийского центра медицины катастроф.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 414;