Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму.
Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему (Л. Фейербах).
Философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его(К.Маркс).
Жизнь и труды Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, материалист и атеист родился в семье известного криминалиста, у него было три брата, в 19 лет он окончил гимназию и поступил в Гейдельбергский университет. Со второго курса Фейербах учился в Берлинском университете, где слушал лекции Гегеля. В 25 лет он становится приват-доцентом, читает лекции по философии Гегеля в Эрлангенском университете. В работе Мысли о смерти и бессмертии Фейербах объявил, что бессмертным может быть лишь человечество, а индивид смертен. Эта мысль, а так же отрицание Бога, атеизм закрыли философу преподавательскую карьеру, он жил в одиночестве, в деревне и умер в нищете всеми забытый. Основные работы К критике гегелевской философии, Лекции о сущности религии, Сущность христианства.
Аргументы в пользу материализма и атеизма. Фейербах выступил резко против идеализма: Гегель начал с понятия бытия, или с абстрактного бытия; так почему бы не начать с самого бытия, т.е. реального бытия? Гегель отложил в сторону основы и естественные причины, спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна. Поэтому – философия не наука о развитии Духа, а наука о действительности, природе, законах развития живого, действительного человека. Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге. Идеализм следует отвергнуть в пользу материалистического понимания мира. Наше сознание, мышление являются продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Не материя продукт Духа, а Дух – высший продукт материи. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. Единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек есть часть природы, природа (материя) вечна и бесконечна.
Другая проблема, которую исследует Л. Фейербах в работе Сущность христианства – проблема религии: моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней человек. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в Абсолютной Идее. Не Бог создал человека, а человек – Бога. По причине страстного желания избавиться от страха перед окружающим миром. В религии человек раздваивается в самом себе: Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. В религии человек может найти некоторое утешение: Бог – это слеза любви, упавшая в самую потаённую глубь человеческой души, где покоится тайна её бессилия и ничтожества. Другой причиной появления религии является инфантильная потребность человека в постоянной опеке, верить надо не в Бога, а в самого себя, в свои силы, судьба людей зависит не от существа вне его, а от него самого. Не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане – полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвигает теорию антропологического материализма. Теологию следует заменить антропологией.
Жизнь и труды К. Маркса. Материализм и атеизм Л. Фейербаха будет развивать немецкий философ истории и экономист Карл Маркс (1818-1883), но, в отличие от Л. Фейербаха, он унаследует некоторые положения философии Гегеля. Маркс родился в семье адвоката, окончил лицей, в Берлинском университете изучал философию Гегеля. Маркс занимался журналистикой, под влиянием Фейербаха написал Критику гегелевской философии права. В 1844 году были написаны Экономическо-философские рукописи, во Франции Маркс изучал теорию социализма, встретил Фридриха Энгельса, который был управляющим фабрикой в Манчестере. Через него он начал знакомиться с положением рабочих Англии. Он был потрясён ужасающей жестокостью промышленной системы в Англии. Маркс принимал участие во французской и немецкой революциях 1848 года. Спасаясь от реакции, жил с 1849 года в Лондоне, задавленный бедностью, болезнью, смертью детей, но продолжал неутомимо работать. Стимулом для его работы всегда была надежда на социальную революцию, если не во время его жизни, то в будущем. Основные работы Маркса Святое семейство, Тезисы о Фейербахе, Манифест Коммунистической партии (в соавторстве с Энгельсом), главное его произведение Капитал.
Отличия философии истории Маркса и Гегеля. Хоть Маркс открыто объявил себя гегельянцем, в некоторых положениях он расходился с Гегелем, критика Гегеля определила всё учение Маркса. Маркс, как и Фейербах – материалист, историю надо понимать материалистически. Юридические и политические институты не могут быть объяснены ни из самих себя, ни из развития духа, ибо они суть следствия материальных условий жизни, которые он называет гражданским обществом. Не гегелевский Дух, сознание определяет бытие, а бытие, условия жизни определяют сознание человека. Движущей силой является отношение человека к материи, наиболее важной частью которого является способ производства. Материализм Маркса на практике превращается в экономическую теорию. В основе жизни людей всегда лежали экономические отношения. Всё что связано с духовным производством (религия, наука, философия, искусство) вторично, выводимо из базиса, способа производства.
Во-вторых, если Гегель узаконил существующую реальность – Прусское государство, то Маркс был потрясён несправедливостью промышленной системы Англии ХIХ века. Эксплуатация детского и женского труда, отсутствие социальных гарантий, всё свидетельствовало о несправедливости. Маркс решил, что система, вероятно, будет развиваться от свободной конкуренции к монополии и что несправедливость неизбежно породит движение протеста в пролетариате. Если Л. Фейербах, критикуя Гегеля, вместе с водой выплеснул и ребёнка, т.е. отказался от диалектической формулы, то К.Маркс сохраняет диалектику. Для меня идеальный элемент – не что иное, как элемент материальный, перенесённый в человеческий ум… Чтобы отделить рациональный момент от мистического вздора, надо поставить диалектику с головы на ноги. В истории мы имеем дело с одной триадой. До-классовое первобытное общество (Тезис), классовое рабовладельческое общество в разных формах (феодализм, представленный землевладельцем; капитализм, представленный промышленным работодателем) (Антитезис). Далее возвращение на новом витке спирали развития к бесклассовому коммунистическому обществу (Синтез). Диалектика даёт не только понимание реального исторического процесса, но и неизбежность столкновения новых форм жизни с существующим положением вещей. Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец частной собственности, эксплуатации и отчуждению. Такой подход К. Поппер называет историцизмом. Призрак ходит по Европе – призрак коммунизма. Маркс верил в рациональную формулу, объемлющую развитие человечества, верил он и в истинность своего учения.
В-третьих, философия должна стать философией практического действия: философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, что бы изменить его. У Гегеля субъекты истории есть предикаты мистического Духа, зависят от него. Маркс же вслед за Л. Фейербахом считал, что не религия создаёт человека, а человек религию, не конституция – народ, а народ создаёт конституцию. Теория становится революционной силой, когда она овладевает массами людей. У Маркса творцом истории должен был стать эксплуатированный пролетариат, отсюда знаменитый тезис: пролетарии всех стран объединяйтесь.
Теория общественно-экономических формаций: понятия базиса и надстройки. Маркс писал в Немецкой идеологии: известна одна наука, наука истории. Он впервые предсказал, что когда-нибудь естественные и гуманитарные науки сольются в единую науку истории. Философия истории Маркса есть теория развития общественно-экономических формаций. Как и Гегель, Маркс считал, что мир развивается согласно диалектической формуле, но был полностью не согласен с Гегелем в том, что касается движущей силы этого развития. Гегель верил в Дух, который заставляет человеческую историю развиваться согласно стадиям диалектики. Почему Дух должен проходить через эти стадии, неясно. Б. Рассел иронизировал: есть соблазн предположить, что Дух пытается понять Гегеля и на каждой стадии поспешно объективирует то, что уже прочитал. Маркс сохраняет фатальность: диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец эксплуатации и отчуждению. Согласно теории общественно-экономических формаций, типов цивилизаций, движущей силой истории является материальная причина – изменение базисных производственных отношений. Существует три типа цивилизации или общественно-экономических формаций: рабовладельческая и феодальная (аграрный способ производства); капитализм (индустриальный способ производства) и социализм (государственная собственность на землю и капитал). Люди неизбежно ограничены определённым уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни, люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, способ производства. Развитие цивилизации происходит тогда, когда наступает конфликт, противоречие производительных сил (люди) и производственных отношений (технологии). Эти отношения называются базисными, потому что они первичны. Над базисом есть надстройка, результат способа производства, формы общественного сознания: искусство и религия, право и политика, наука и философия. Это отношения, которые надстраиваются над базисом экономических отношений. Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке.
Проблема интеллектуального труда. Сущность человека – в его продуктивной деятельности. Труд превратил обезьяну в человека, скажет Ф. Энгельс. Сначала человек создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности, но одна удовлетворённость рождает другую: закон возвышения потребностей. Нужды растут, и семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто нематериальное и над историческое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определённую эпоху, суть всегда идеи господствующего класса. Эстетика и художественные формы сознания как формы идеологии должны были отражать отошедшие в прошлое формы производства. Но мы видим, что многие творения не устаревают и это говорит об автономии духа. Термины буржуазное и пролетарское искусство ушли в небытие. С другой стороны, Маркс считал, что любовь к вечному характерна для класса, имеющего досуг, живущего трудом других. Но был ли, например, Спиноза господином, имеющим досуг? Почему, идеи, доминирующие в определённую эпоху, идеи господствующего класса?
Теория классовой борьбы. В Капитале Маркс излагает теорию классов и классовой борьбы. Гегель мыслил о нациях как о носителях диалектического движения, Маркс заменил их классами. История любого общества – это история борьбы классов. Свободные и рабы, патриции и плебеи, бароны и крепостные, угнетённые и угнетатели не прекращают борьбы. Во времена Маркса осталось два класса: буржуазия и пролетариат. Первые – владельцы частной собственности, вторые – те, у кого её нет, а потому они вынуждены продавать свою рабочую силу. По закону диалектики, если буржуазия составляет внутреннее противоречие феодализма, то пролетариат – динамит внутри буржуазии. Маркс обосновывает неизбежность победы пролетариата, с триумфом пролетариата должно возродиться человечество. Концентрация власти в руках пролетарского государства должна стать промежуточным звеном при переходе от буржуазного общества с его антагонизмами к ассоциации свободного развития каждого как условия свободного развития всех.
Анализ теорий диктатуры пролетариата, неизбежности революции и прибавочной стоимости. Классовая теория привела к теории диктатуры пролетариата, тем самым, на практике Маркс оказался сторонником политики силы. Идеал гармонии превратился в войну, диктатуру и навязывание одной идеологии. Во-вторых, не сбылось пророчество Маркса о том, что капитализм обрекает на абсолютную нищету большую часть трудящихся, поэтому неизбежна революция, которая сначала произойдёт в экономически развитых странах, а не в России (Маркс всегда презирал славян). Техническая эволюция производства приведёт к росту противоречий, но капитализм смог эволюционировать и без революций. Развитие технологий и разделение труда требовали интеллектуального обогащения действующих субъектов. С расширением мировосприятия сопряжена неолитическая революция (ум скотовода отличается от ума охотника). Но и рабовладельцу (как и рабу) не понять тактику феодальной эксплуатации, а ранние капиталисты не видели практического смысла в системе социальных защит (затраты на обучение, помощь бедным). В-третьих, не верны теории прибавочной стоимости и стоимости товара. Не на фабриках определяется стоимость товара, а там, где встречаются производитель и потребитель, на рынке. Рынок устанавливает конечную стоимость. Маркс догматически настаивал на тезисе: лишь труд рабочего детерминирует товар, наделяя его ценностью. Значит, всё чего не касались руки рабочего: земля и чистая вода, золото и минералы, наконец, красивое тело – ценности не имеют. Из ценообразующих факторов исключался труд тех, кто организует производство и распределение материальных ценностей.
Критика религии. Маркс развивает тезис Л. Фейербаха теология – это антропология до тезиса религия есть опиум для народа. Фейербаху удалось, по мнению Маркса, вывести сущность религии из сути человека, но, почему человек создаёт религию? Отчуждение человека от собственного бытия создаёт почву для переноса нереализованных его потребностей в сферу воображаемого, божественного. Следовательно, что бы преодолеть религиозное отчуждение, мало упразднить религию, необходимо изменить условия, порождающие небесные химеры. Фейербах “застрял” на абстрактном индивиде. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. То есть религиозные чувства – тоже социальный продукт. Государство и общество порождают религию и тип сознания, воспринимающего мир перевёрнутым. Религиозное убожество – это, в одном смысле, выражение реального убожества, в другом – протест против реальных бед. Задача философии – в разоблачении форм религиозного самоотчуждения, в показе их земной основы. Поэтому критика неба переходит в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики. Значит, по мере эволюции общества необходимость в религии должна исчезнуть.
Теория познания: практика как критерий истины. Из понимания философии как философии практики вытекала теория познания, истины. Вопрос о том принадлежит ли объективная истина человеческому познанию, есть вопрос не теории, но практики. Практика есть критерий истины. Субъект не пассивен, а деятелен, познание есть процесс овладения вещами. Субъект и объект находятся в постоянном диалектическом процессе взаимной адаптации. Познание не есть пассивное созерцание сквозь призму ощущений, процесс, который в действительности имеет место – это процесс овладения вещами. В Тезисах о Фейербахе Маркс пишет: вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Истина, то есть реальность, и сила мышления должны быть продемонстрированы на практике. С одной стороны, процесс познания диалектичен, следовательно, бесконечен, развитие осуществляется по спирали, когда каждая последующая стадия снимает в себя все предыдущие. С другой стороны, Маркс, как и Гегель, верил в абсолютную истинность своего учения о неизбежности перехода капитализма в коммунизм. В.И. Ленин напишет: учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
Марксизм как догма. Для меня будет желательным любое критическое суждение, писал Маркс в предисловии к Капиталу. Вместо критического рассмотрения текстов Маркса как научных возникло отношение к ним подобным религиозному. Маркс изменил экономическую науку, но он абсолютизировал экономический фактор. Возможно и обратное влияние, например, религиозного фактора на экономический (М. Вебер). Самым тяжким наследием догматической трактовки Маркса стали авторитарные практики, тоталитарное закрытое общество в СССР.
Вопрос 2 Философия диалектического материализма.
Нельзя гладить по головке никого:могут откусить руку. Следует разить наповал без пощады(В.И.Ленин).
Диалектика даёт естествознанию пон/имание законов природы и её общих связей (Ф. Энгельс).
Жизнь и труды Ф. Энгельса. Немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье фабриканта. Учился в школе, гимназии, за год до окончания гимназии, по настоянию отца занялся изучением коммерческого дела. Философию изучал самостоятельно, посещал лекции в Берлинском университете. С 1844 года был другом и соратником Маркса, с которым они создали первую международную коммунистическую организацию – Союз коммунистов и первый программный документ международного коммунистического движения Манифест Коммунистической партии, в котором былзнаменитый девиз пролетарии всех стран, соединяйтесь! Энгельс был фабрикантом и помогал Марксу материально. Основные произведения Энгельса Анти-Дюринг, Диалектика природы, Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.
Основная идея Диалектики природы и функции философии. Если диалектика была для К. Маркса методом понимания истории и общества, то Энгельс под влиянием эволюционных идей применил диалектику к природе. В работе Диалектика природы Энгельс утверждает, что диалектика даёт естествознанию понимание законов природы и её общих связей, в природе всё подчиняется трём законам диалектики: закону меры, закону противоречия и закону отрицания отрицания. Энгельс приводит бесчисленные примеры, в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление, всё обязано подчиниться этим законам. Диалектика есть наука о наиболее общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Например, Д.И. Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг. Другим примером является закон развития эмбриона, овёс тоже растёт по Гегелю. Дарвиновская теория естественного отбора и выживания наиболее приспособленных также выступал для Энгельса одной из важнейших иллюстраций закона перехода количества в качество. Возникновение нового качества определяется моментом, когда представители различных групп уже не могут скрещиваться между собой. Так появляются новые виды. Энгельс писал: вот вечный круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи – безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение – одинаково преходяща, и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов её движения и изменения.
Основной вопрос философии. Во-вторых, в философии есть две главные проблемы. Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философы делятся на два лагеря сообразно тому, как они отвечают на этот вопрос: идеалисты, считающие, что Дух существовал прежде природы, и материалисты которые основным началом считали природу. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?
В-третьих, Энгельс на основании теории форм движения материи строит классификацию наук (механика и физика, химия и биология, история) и предлагает знаменитое определение жизни. Жизнь есть способ существования протеиновых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Жизнь есть специфическая форма движения, своеобразные вихри, ещё Гегель определял жизнь как увековеченный химический процесс, а Лавуазье – как химическую функцию или медленное горение. Энгельсу указывал на термодинамический: жизнь существует как постоянный обмен веществ (метаболизм и гомеостаз) и информационный (воспроизводство) аспекты понимания живого. Философ акцентирует внимание и на противоречии живого: ещё древние греки говорили, что жить – значит умереть.
В-четвёртых, Ф. Энгельс выдвигает трудовую теорию антропосоциогенеза. Энгельс дополнил теорию Дарвина, раскрыв социальные аспекты проблемы происхождения человека, связав воедино природное и социальное в человеке. Не имея эмпирических данных и опираясь, в основном, на умозрительные экстраполяции, Энгельс высказывает идею о неизбежности борьбы между соседними стадами человеческих предков и наделяет первобытные орудия не только функцией охоты, но и функцией оружия. Стадо обезьян дочиста поедало пищу в его районе, кочевало с места на место и вступало в борьбу с соседними стадами, добиваясь нового, богатого кормом, района. Орудия представляли собой орудия охоты и одновременно являлись оружием. По Энгельсу в антропосоциогенезе было два скачка: орудийная деятельность, хождение на двух ногах и возникновение языка.
Жизнь и труды В. И. Ленина. В СССР с конца 20-х годов и до начала 90-х государственно обязательна была одна философская система, появившаяся как синтез философии К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, она называлась марксизм-ленинизм. В философских словарях писали, что марксизм-ленинизм, научная идеология рабочего класса, целостная и развивающая система философских, экономических и социально-политических взглядов. Марксизм-ленинизм выступает методологической основой познавательной деятельности и революционного утверждения новых, высших форм общественного устройства. Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924) вряд ли можно назвать философом, он написал только одну философскую работу Материализм и эмпириокритицизм, Философские тетради, конспекты и выписки из книг были опубликованы после смерти Ленина. Все его философские положения были объявлены в СССР абсолютной истиной. Возможно, одно событие определило всю жизнь Ленина – старший брат Александр был казнён за покушение на царя. Ленин пришёл к убеждению: нужно идти другим путём, дело не в царе, необходима революция, которая изменит существующий строй. В октябре 1917 года Ленин возглавил пролетарскую революцию, стал диктатором всей России. Но справедливости ради следует сказать, что Ленин всё же пришёл к выводу, что необходимы рыночные механизмы в экономике, но реформы прекратились после его смерти в 1924 году.
Одержимость только одной идеей. Одна важная черта, согласно русским философам В.В. Зеньковскому и Н.О. Лосскому характеризует Ленина как философа: одержимость только одной идеей. Ум Ленина никогда не был свободным, находясь всецело под властью одной идеи, одной мысли. Ленин верил, что учение Маркса о победе пролетариата и построении социализма абсолютно верно. Всё, что было вне позиции Маркса, его не интересовало. Ленин был защитником марксизма и материалистического понимания истории и с нескрываемым презрением относился ко всякой метафизике. В философии истории Ленин раз на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне них его не интересовало. Всё, что соответствует позиции диалектического материализма – принимается, всё, что нет – отбрасывается. Ленин вёл яростную борьбу против идеализма. Трансцендентализм с его учением о первичности порядка идей внушает Ленину ужас и отвращение – это есть чистейшая философия поповщины.
“Обожествление” материализма. Н.А. Бердяев писал: марксисты-ленинисты наделяют материю божественными свойствами.Ленин боролся против эмпириокритицизма (от греч. опыт и критика), философского течения оказавшего огромное влияние на философов и учёных в начале ХХ века. Главным представителем этого направления был немецкий философ и физик, последователь Юма Эрнст Мах (1838-1916). Мах попытался опровергнуть тезис, что наука может знать всё. Законы природы являются лишь обобщением множества случаев опыта. Только такой опыт и существует, обобщение – не более чем созданные человеком идеи, не имеющие независимого существования. Не существуют абсолютные пространство и время, есть только наши измерения. Нет и атома, никто не видел и не измерил атом, есть гипотезы, которые работают, работает и понятие атом. То, что мы называем материей, есть определённая связь элементов (ощущений). Ленин яростно критиковал Маха за субъективно-идеалистический подход, возвращению к Беркли. Вслед за Энгельсом Ленин повторяет, что все философы делятся на материалистов, идеалистов и агностиков. Для материалистов, говорит Ленин, материя, природа, физическое бытие есть первичное. Дух, сознание, ощущение, психическое – вторичное. Для идеалистов, наоборот, дух есть первичное. Агностики отрицают познаваемость мира. Материя (от лат. вещество) есть, согласно знаменитому определению Ленина, философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Единственное свойство материи быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Отличие диалектического материализма от агностицизма и идеализма Ленин иллюстрирует следующей фразой. Электрон так же неисчерпаем, как и атом; природа бесконечна, но она бесконечно существует, и это то единственно категорическое, единственно безусловное признание её существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистического агностицизма и идеализма. Но разве духовные реальности не объективны и не существуют вне нашего сознания?
Принцип скачка. Далее Ленин пишет о самодвижении материи, этот принцип вытекает из учения о сущности диалектики. Сущностью диалектики является учение о единстве противоположностей, борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна. Ленин привносит в диалектику принцип скачков. Центральность идеи скачка, т.е. революционного перехода к диктатуре пролетариата, определяет всю философскую позицию Ленина: всё, что может затормозить или устранить скачок к диктатуре пролетариата, тем самым не истинно. Весь пафос скачка – изменить бытие – по завету Маркса. Скачки, т.е. революционные перерывы постепенности должны быть не только в истории, но и в природе. Согласно Ленину, Гегель не сумел понять диалектического перехода от материи к движению, от материи к сознанию. Материалистическое устранение дуализма духа и тела, учил Ленин, состоит в том, что дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга.
Структура процесса познания. В-третьих, Ленин излагает теорию познания. Структура познавательного процесса, согласно формуле Ленина следующая: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Вещи в себе становятся вещами для нас, практика превращает вещи в себе в вещи для нас. В философии диалектического материализма формула Ленина получила следующее выражение. Живое созерцание есть предметно-чувственная деятельность человека, реализующаяся в трёх формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение есть непосредственная связь с объектом, субъективный образ объективного мира. Комбинация ощущений в мозге приводит к восприятию. На уровне представления познание идёт дальше восприятия, представить можно то, что не воспринимается. Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Но все абстракции должны проходить проверку практикой, начинается новый виток.
Философия в СССР: общая характеристика диалектического и исторического материализма. В СССР была принята одна философия – диалектический и исторический материализм. Во-первых, философия в СССР была объявлена единственно истинной, все иные философские концепции назывались буржуазными, их надо было критиковать. Представители свободной мысли были изгнаны, либо должны следовать установленным принципам. В одной типично бесцветной, но характерной книге Основные моменты диалектического процесса познания написано следующее. Как можно было бы говорить о революционном преображении мира, если стать на точку зрения теорий, отрицающих возможность правильного познания мира? Согласно В.В. Зеньковскому, в этой фразе характерно выступают все основные черты советской философии, у неё один критерий истины – это защита революционного преобразования мира. Не было свободного обсуждения философских вопросов, вся энергия была направлена на изгнание того, что отличается от генеральной линии. Кибернетика была объявлена буржуазной лженаукой, принцип неопределённости – принципом идеализма. Дошло до того, что был даже отменён закон отрицания отрицания, ведь согласно закону, всё и даже социализм должен подвергаться отрицанию. Тексты Маркса-Энгельса-Ленина были объявлены священными, необходимо было всё согласовывать с цитатами из этих текстов.
Поэтому, во-вторых, государственный атеизм был на самом деле верой в другого Бога. Храм Христа Спасителя разрушали не для того, что бы построить бассейн, а чтобы возвести новый храм – Дворец Советов, Бога-Отца заменяли бородатым Марксом, Бога-Сына – Лениным.
В-третьих, философия в СССР представляла собой определённую попытку объяснить мир. Всё, что существует реально, существует материя-энергия и сознание, которое идеально. Материя развивается в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития. Отсюда вытекает гносеология реализма, возможности познания, того, что существует до, вне и независимо от сознания. Онтология основана на идее существования материи-энергии, идеального сознания и бесконечного развития.
Наконец, существуют общие объективные законы истории, исторический материализм в основном следовал философии истории Маркса.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Приемы освещения пространств и объектов. | | | ОБЩИЕ ОСНОВЫ СВЕТОЛЕЧЕНИЯ |
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 669;