ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – ХIII ВВ.
1. Происхождение и ранняя история восточных славян.
2. Образование и основные этапы развития Древнерусского государства.
3. Борьба жителей русских земель с иностранными захватчиками в первой половине XIII в.
Славяне, как многие другие современные народы – германские, романские, иранские, индийские – относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Однако вопрос о том, кто такие славяне и откуда они пришли, в современной науке остается дискуссионным. Существует масса гипотез не только об исторической прародине собственно славянского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Эти гипотезы охватывают географическое пространство от Центральной Европы до Центральной Азии и от 12 до 3 тыс. лет до н.э.
Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Аналогично происходил процесс образования западных и южных славян. Только в этом случае имело место смешение прасловянского элемента с народами, населявшими Западную Европу и Балканы.
Считается, что праславяне отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н. э. и первоначально их ареал расселения был весьма невелик. Первое упоминание о праславянах под именем венедов встречается в трудах Тацита и Плиния Старшего. Однако сведения эти весьма смутные и неточные. Дело в том, римские авторы не могли определить к кому относятся венеды – к сарматам или германцам. Хотя отмечали, что по быту и нраву венеды ближе всего к германским племенам. Исходя из трудов Тацита, предки славян занимали в ту пору территорию современной Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Ко II веку н. э. славяне заселили Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря. Вероятно расширение этнической территории славян продолжалось и в III-IV вв.
Восточная Европа в III-IV вв.
IV-VII века нашей эры получили название эпоха «Великого переселения народов». Кочевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения степной и лесостепной полосы. Есть основания утверждать, что «Великое переселение народов» дало значительный стимул к расширению территории занимаемой славянами. Едва ли не главными врагами гуннов были германские и иранские племена, которых завоеватели оттесняли на запад. Хотя славяне, скорее всего, не были союзниками гуннов, они использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу. В V веке продолжается движение славянских племён на запад, где они оттесняю германцев за реку Эльба. С конца V века начинается славянская колонизация Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местное население: иллирийцев, далматов и фракийцев. Аналогичное движение славян происходило и на восток, в области современной Украины и Великороссии. В лесостепной полосе после гуннского нашествия местное население значительно уменьшилось, а в лесной оно никогда и не было многочисленным.
Славянские археологические культуры V-VI вв.
Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западную часть славян они называли склавины или склавии. Кроме того, византийцы упоминают антов, которых они считают особой группой славян. Возможно, от склавинов произошли современные западные славянские народы, а от антов – восточные. Византийские авторы выделяли антов как храбрейших из славян. Они обитали на территории от Днестра до Днепра. Анты и склавины, как правило, враждовали друг с другом. Этим умело пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей. К сожалению, конкретные сведения об антах практически отсутствуют. Хронологические рамки существования Антского союза приходятся приблизительно на 30-е годы VI века – первые годы VII века. В дальнейшем он был сокрушён аварами, которых подговорила это сделать Византийская империя.
Кроме Антского союза источники позволяют предположить существование в VI-VII вв. ещё одного политического объединений восточных славян в Прикарпатье под названием Валианна. К сожалению, все ранние известия о славянах во многом не ясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Более достоверную информацию предоставляют русские летописи, дополненные византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. Однако летописные известия были записаны не ранее XI века, когда память о первоначальных славянских объединениях начала стираться.
Происхождение термина «славяне» до сих пор не объяснено. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли называть себя в отличие от народов, речь которых они не понимали (немцы). Тем не менее, термин «славяне» появился не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Не исключено, что древнейшее название было всё-таки венеды. Но так могла себя называть только часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позднее (VI-VII вв.) утвердилось общее название славяне (словене).
Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низшей стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад. Из-за взаимной ассимиляции славянского, угро-финского и балтийского населения все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.
Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Так, уже в ходе упоминавшегося «Великого переселения народов» славяне участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражения гуннов славяне на краткий срок вновь появились на исторической арене, как самостоятельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась новая волна кочевников – авары. Они заставляли славян платить дань Аварскому каганату и даже использовали славянских женщин как ездовой скот.
Внутренняя слабость Аварского каганата привела к его быстрому краху: уже в 90-х гг. VIII в. н.э. авары были окончательно разгромлены франками Карла Великого и в дальнейшем ассимилировались народами Западного Причерноморья и Подунавья (В языке восточных славян осталось лишь выражение: «изгибоша, аки обре», т.е. «погибли как авары»).
В VII-IX вв. н.э. славяне столкнулись с новыми народами – болгарами, уграми (мадьярами), хазарами. В Приазовье болгары создали государственное объединение «Великая Болгария», а хазары в Прикаспии - Хазарский каганат. Вскоре последовало присоединение «Великой Болгарии» к Хазарскому каганату. После этого часть болгар отошла на северо-восток, образовав впоследствии в Поволжье государство «Волжско-Камская Болгария», активно торговавшее с восточными славянами в X-XI вв., а также время от времени становившееся объектом военных походов первых русских князей.
Славяне и их соседи в VII-VIII вв.
Другая часть болгар перебралась на Балканы и покорила семь славянских племен. Эти болгары быстро ассимилировались со славянским населением и создали новое государство – Дунайскую Болгарию, - ставшее позднее территорией столкновения интересов Византийской империи и Древнерусского государства. Расцвет культуры, просвещения в Дунайской Болгарии в IX – начале XI вв. оказал большое влияние на культурное развитие соседних государств и народов, в том числе восточных славян.
Хазары же в VIII в. после опустошительного похода арабов отступают из Предкавказья в волжские, донские, донецкие степи, активно осваивая новые пространства. В первой половине IX в. многие народы и государства Юго-Восточной Европы, в том числе ряд славянских племенных союзов (поляне, северяне, вятичи) находятся в даннической зависимости от каганата и являются его вассалами. Но уже в 862 г. варяжские витязи Аскольд и Дир освободили полян от хазарской дани и сами стали править в их земле. Позднее князь Олег отнял у хазар уже два даннических славянских удела – северянский (884 г.) и радимичский (885 г.), а два военных похода Святослава (964 и 965 гг.) привели к тому, что это государство исчезло с лица земли.
Опустевшие в период упадка Хазарии днепро-донские степи были заселены венграми (мадьярами). Однако здесь эти угро-финские скотоводы пробыли сравнительно недолго, откочевав в Центральную Европу. В X в. их сменили печенеги, неоднократно совершавшие сокрушительные набеги на русские земли и окончательно разгромленные Ярославом Мудрым в 1036 г.
Отношения славян (а позднее Древнерусского государства) с кочевниками все же не стоит сводить только к военным столкновениям. Существуют данные о торговле Руси со Степью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихся со славянами и «оседавших» кочевых племен в защите границ Киевского государства.
Наиболее могущественным южным соседом восточных славян и Древней Руси была Византийской империя, на территорию которой славяне уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки славян и ускорению распада у них первобытнообщинного строя.
С севера, из Скандинавии, на земли восточных славян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Они предпринимают попытки захвата территорий славян, основывают своеобразные «фактории» - центры торгово-ремесленного обмена (пример – Старая Ладога); позднее – нанимаются на службу к русским князьям. Норманнский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, уже упоминавшийся угро-финский и балтский) сыграл немалую роль в формировании древнерусской народности, материальной и духовной культуры.
Главным занятием восточных славян являлось земледелие в сочетанием со скотоводством и различными промыслами. Чем севернее обитали славяне, тем большее значение приобретали промыслы. Тем более, что во внешней торговле большую роль играл экспорт пушнины, которой были так богаты славянские земли.
С. В. Иванов «Торг в стране восточных славян»
Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье. Здесь были весьма благоприятные для земледелия условия, кроме того, славяне унаследовали многовековой сельскохозяйственный опыт жившего здесь иранского и фракийского населения. В этих районах с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки Причерноморья. О стабильности этих торговых отношений говорят многочисленные клады римских и византийских монет. В то же время на остальной территории Восточной Европы еще долго господствовало подсечное земледелие. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Три-четыре года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новое место. Такой вид земледелия требовал большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин.
К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности. На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.
Славяне VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством (сбор мёда диких пчёл).
Важным изменением в жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Первоначально у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый общинник обеспечивал себя в меру своих способностей. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины. Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Ладога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.
В города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других городов Руси и даже других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мёдом, скотом и рабами. Главными путями сообщения были реки, по которым и располагались города. В качестве средств обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая затем уступила место золотым слиткам – гривнам. Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами без дымохода, сложенными из камней и глины.
Общественный строй славян этого периода характеризуется как «военная демократия». У славян шло имущественное и социальное расслоение, племенная знать (старейшины, вожди) накапливала материальные ценности. Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Согласно известной летописи «Повесть временных лет» написанной в XII веке монахом Нестором, у восточных славян в VIII–IX вв. наряду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шёл процесс создания крупных племенных групп (союзов); причём у каждого из союзов было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, размещались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали многочисленные кривичи, расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи, по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по склонам Карпатских гор – хорваты, а от низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев. Племенные союзы состояли из нескольких племён, а те, в свою очередь, из нескольких поселений (от 3 до 15). Высшим органом власти в VI–VIII вв. было народное собрание (вече), решавшее все важные вопросы.
«Збручский идол»
Славяне VI – IX вв. были язычниками, обожествлявшими сначала силы природы; позднее поклонявшимися Роду – древнему землевладельческому божеству – и рожаницам – богиням благополучия и плодородия. В последний перед принятием христианства период оформляется уже целый пантеон языческих божеств (Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.) во главе с богом грома и молнии Перуном, превратившимся в княжеско-дружинного бога войны. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб; священным животным – кабан, конь, медведь, козёл, змея, кукушка, ворон. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах – требищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на требищах, а также в капищах (языческих храмах). На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Таким образом, на рубеже VIII–IX вв. у восточных славян заканчивается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на пороге возникновения государственности. Вопрос заключался в том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинять других. Было возможно возникновение на территории Восточной Европы нескольких государств (как у западных и южных славян).
Процесс образования государства является достаточно длительным. Как правило, оно образуется в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и расслоения первобытного общества на классы. В указанный период все эти процессы происходят и у восточных славян. Однако интерпретация конкретной истории образования государства на Руси является дискуссионной.
В середине XVIII века немецкие учёные Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, работавшие в России, предложили так называемую «норманнскую теорию». Используя буквальное прочтение древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» монаха Нестора о призвании ильменскими славянами варягов на Русь, немецкие учёные сделали вывод о неполноценности русского народа, не способного самостоятельно образовать государственность. С критикой данной теории впервые выступил М.В. Ломоносов. Отечественные историки, как дореволюционного, так и советского периода, единодушны в неприятии подобной трактовки «норманнской теории».
В. М. Васнецов «Варяги»
Современные исследователи считают, что государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Сам факт присутствия варягов-наёмников на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Между Скандинавией и Русью достаточно давно существовали прочные связи. В то же время, нет оснований утверждать, что варяги оказывали заметное влияние на экономические и социально-политические институты славян. Доказано, что у славян все предпосылки для возникновения государства появились задолго до приглашения скандинавов. Если Рюрик действительно был варягом, то его призвание следует рассматривать не как создание славянского государства, а как зарождение новой княжеской династии.
В IX в. в землях восточнославянских племён наблюдается существование двух крупных политических центров:
1) Новгород, в котором правил варяг Рюрик (862-879 гг.);
2)Киев, княжеский престол которого занимали варяги Аскольд и Дир.
После смерти Рюрика, в Новгороде с 879 года стал править его сподвижник князь Олег. Он совершил в 882 году поход на Киев, захватил его и объединил два крупных политических центра восточных славян. Поэтому 882 год считается годом основания Древнерусского государства.
Столицей Древнерусского государства стал город Киев, т.к. он занимал выгодное географическое положение, через него проходил крупный торговый путь «Из варяг в греки». По названию столицы историки стали именовать Древнерусское государство Киевской Русью.
На момент образования Киевская Русь протянулась узкой полосой по Днепру, и процесс покорения всех восточнославянских племен затянулся еще на столетия. Начало этому процессу положил князь Олег (879–912 гг.), который вооруженным путем расширял границы Киевской Руси. К Киеву были присоединены древляне, северяне и радимичи. В 907 и в 911 годах он совершил успешный поход на Константинополь. В результате в 911 году был заключён выгодный для Руси договор с Византией.
После смерти князя Олега на престол взошел племянник Рюрика – Игорь (912 – 945 гг.). Во время правления князя Игоря были совершены два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 годах. Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя в то время был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. В 945 году великий князь Игорь второй раз вернулся в землю древлян за данью и был убит возмущёнными общинниками.
Подавив восстание, жена Игоря, княгиня Ольга (945 – 957) установила определенный размер дани (урок), выделила официальных лиц для сбора дани (данщики) и определила места для сбора дани (погосты). Таким образом, был сделан серьёзный шаг в сторону упрочнения государства. Ольга стала первой представительницей правящей династии, принявшей христианство, но она не решилась распространить его на всю страну.
Сын Ольги великий князь Святослав Игоревич (957 – 972 гг.) достаточно спорная фигура. Одни историки считают его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие – князем авантюристом, которого не интересовало ничего кроме войны.
Святослав присоединил земли вятичей, нанёс поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена и разгромил Хазарский каганат. Он воевал на Северном Кавказе, Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Святослав включился сначала в болгарско-византийский конфликт, а затем начал войну с Константинополем за Балканский полуостров. Однако для борьбы с могущественной Византией у Киевской Руси не хватило сил. Святослав потерпел поражение и вынужден был вернуться на Русь. По дороге в Киев в 972 году он попал в засаду на днепровских порогах и был убит печенегами.
После смерти Святослава началась междоусобная борьба между его сыновьями. В конце – концов, победу одержал Владимир Святославич (980 – 1015 гг.), посаженный отцом в далёкий Новгород. Особое значение для развития Древнерусского государства, а в дальнейшем и России, имело принятие в это время христианства, в качестве государственной религии.
В начале, в целях укрепления великокняжеской власти Владимир Святославич пытается сделать язычество государственной религией. Однако языческая религия не очень подходила для этой цели. Кроме того, почти все граничащие с Русью государства уже исповедовали монотеизм. Из-за этого Киев часто не рассматривался соседями в качестве равноправного партнёра, русские купцы притеснялись, а короли и императоры спокойно нарушали клятвы данные князю – язычнику. Поэтому, Владимир Святославич, разочаровавшись в язычестве, решает обратиться к одной из мировых религий.
В конечном итоге Владимиру пришлось выбирать между исламом и христианством, и он выбирает именно христианство, причём в его восточном варианте. На выбор повлиял ряд факторов объективного характера. Западное христианство не подходило киевскому князю тем, что власть римского папы была очень велика и являла собой угрозу светскому правлению. Ислам, по летописи, не понравился Владимиру запретом на употребление вина. Считается, что общение князя с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребляли вино. Нарушение данного обычая могло привести к непониманию между дружиной и князем. По всей видимости, наличие такого крупного соседа, как Византия, давние устойчивые связи с ней, веротерпимость православия к другим конфессиям, наличие христианской общины в Киеве, тот факт, что великая княгиня Ольга была христианкой - всё это повлияло на окончательный выбор князя Владимира Святославовича.
Официальная дата принятия христианства в Киевской Руси является 988 год, когда князь крестился сам и крестил жителей Киева. Принятие Владимиром христианства непосредственно связано с драматическими событиями, происходившими в то время в Византии. Дело в том, что в 987 году главнокомандующий восточной византийской армией Варда Фока провозгласил себя императором и захватил Константинополь. Император Василий II оказался на грани катастрофы и обратился за военной помощью к киевскому князю. Владимир выдвинул ряд требований. Во-первых, Русь желает принять православие. Для этого необходимо создать особую русскую епархию, подчиняющуюся константинопольскому патриарху. Византия обязуется создать такую епархию и предоставить всё для её деятельности (священников, церковных мастеров и т.д.). Во-вторых, Владимир берёт в жёны сестру Василия II – Анну. Византийский император вынужден был принять такие условия.
Древнерусское государство в X-XI вв.
Русская армия прибыла в Византию и нанесла ряд поражений восставшим. Трон Василия II был спасён, однако император не торопился выполнять свои обещания. Чтобы напомнить о них, Владимир захватил Византийскую колонию Херсонес в Крыму. После этого Василий II немедленно прислал Анну для свадьбы и делегацию священников для крещения.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. Введение новой религии помогло объединению страны. Христианство сыграло огромную роль в становлении русской национальной культуры и её распространению среди населения.
Ярослав Мудрый. Реконструкция выполнена академиком
М. М. Герасимовым
После смерти Владимира Святославовича, после жестокой междоусобной борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (ок. 978-1054), впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла пика своего могущества. Была обеспечена безопасность от набегов печенегов. В годы его княжения в Киеве возводится грандиозный 13-купольный Софийский собор, который имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, чем отличался от византийской архитектурной традиции, основан Печерский монастырь.
Широко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский язык, в Софийском соборе было устроено книгохранилище. С именем Ярослава связывают составление первого письменного свода законов «Русской Правды». При нем впервые в 1051 году киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Илларион.
О широком международном признании Русского государства периода Ярослава Мудрого и его потомков свидетельствуют также широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета – за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Поэтому внук Владимир получает прозвище Мономах. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка – за германского императора. Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Однако это не помогло сохранить мир в стране.
Союз Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого, в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха (1053-1125) на Любечском съезде в 1097 году была даже признана полная самостоятельность местных феодальных центров: «... каждый содержит вотчину свою». С этого времени русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой вотчины становились наследственной собственностью.
Владимир Мономах пытался сохранить и укрепить международный авторитет Руси. При нем издается «Устав Владимира Мономаха», улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его правления была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Сын Владимира Мономаха – Мстислав (1076-1132) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но после его смерти страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII в. Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала.
В результате в русских землях наступает период феодальной раздробленности. Это особый этап в развитии средневековой государственности. Его переживали все без исключения страны Западной и Восточной Европы. На Руси феодальная раздробленность была вызвана следующими причинами:
1) ростом вотчинной собственности, прежде всего княжеской;
2) формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, всё более противопоставлявших себя великокняжеской власти;
3) ухудшение экономического положения Киева, связанного с тем, что торговые пути из Византии в Западную Европу пошли мимо Днепра.
Следует помнить, что феодальная раздробленность являлась более высоким этапом в социально – экономическом и культурном развитии в сравнении с предшествующим периодом. Однако, отсутствие единого командования способствовало распылению вооружённых сил, что значительно ослабляло обороноспособность русских земель.
Наиболее значительными княжествами к середине 12 века являлись: Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика.
Феодальная раздробленность русских земель
Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от вторжения естественными преградами – лесами и реками. Поэтому её называли Залесским краем. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъёму северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения, которое устремлялось во Владимиро-Суздальское княжество в поисках защиты от внешних врагов. К началу 12 века здесь сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Помимо этого, подъёму экономики Ростово-Суздальской земли способствовали проходившие через территорию княжества торговые пути, важнейший из которых был Волжский торговый путь.
Ростово-Суздальская земля отделилась от Киевского княжества в 1125 году, после смерти Владимира Мономаха. Его младший сын-Юрий Долгорукий (1125 – 1157) стал родоначальником местной династии. Однако он всю жизнь стремился в Киев, т. к. именно обладание последним давало право на титул великого князя. Юрий Долгорукий 2 раза завоёвывал Киевский престол и умер, находясь на нём. В годы его княжения впервые в летописях появляется упоминание о городе Москве в 1147 году.
Андрей Боголюбский. Реконструкция академика
М. М. Герасимова
После смерти Юрия Долгорукого городскими общинами Ростова и Суздаля на княжеский престол приглашается его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Андрей, в отличие от отца, связывает свою жизнь с Ростово-Суздальской землёй и не стремится её покинуть. Недалеко от Владимира Андрей основывает свою резиденцию – село Боголюбово. Кроме того, он активно стремится заручиться поддержкой духовенства. Для этой цели он строит церкви, жертвует монастырям земли, вклады и т. д. За свою деятельность в этой области Андрей получает прозвище Боголюбский.
После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году наступает междоусобица. Она продолжалась до тех пор, пока Владимиро-Суздальским князем не стал брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (1177 – 1212 г.). В годы его правления Владимиро-Суздальская земля переживает пик развития. Княжество становится могущественным и влиятельным. Князь Всеволод распространяет свое влияние даже на богатый Новгород. Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти князя Всеволода. Однако процесс его дальнейшего экономического подъёма был прерван монгольским нашествием.
Западнее Киева располагались Галицко-Волынские земли. Здесь имелись плодородные чернозёмы и обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности. Также в Галицко-Волынском княжестве находились значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны.
До конца XII века существовали две отдельные друг от друга городские волости – земли – Волынская земля и Галичина. На волынской земле обосновались старшие Мономашичи .Галицкая земля находилась в окружении воинственных соседей (Польша, Венгрия, половцы). Спецификой данного региона являлось сильное влияние боярства. На княжеском съезде в Любече в 1097 году эта непопулярная земля досталась князьям-изгоям Васильку и Володарю. Значительно укрепил княжество Ярослав Осмомысл (1152 – 1187 гг.), прозванный так за ясность ума или, по другой версии, за знание восьми иностранных языков. Объединение Галицкого и Волынского княжества произошло в 1199 году при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). Наибольшей территории достигла Галицко-Волынская земля во времена правления Даниила Романовича (1238 – 1264 гг.). Даниил Романович боролся с монголами, но в 1250 году вынужден был покориться Золотой Орде. Позднее эти земли оказались в составе Литвы и Польши.
Третьим крупным политическим центром Русской земли была Новгородско-Псковская республика. Она занимала северную часть Древней Руси. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но немалые доходы приносили промысловые занятия и торговля. Возвышению города способствовало выгодное географическое положение. Город находился на перекрёстке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью.
Особенностью политического устройства Новгорода являлось отсутствие сильной княжеской власти. Используя недовольство новгородцев, местное боярство после восстания 1136 года одержало победу в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.
А. М. Васнецов «Новгородский торг»
Высшим органом республики являлось вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник. В его руках было сосредоточено управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырёх крупнейших новгородских родов. Вече избирало главу церкви – епископа (позднее архиепископа). Помимо церковных вопросов, он распоряжался казной и контролировал внешние сношения Новгорода. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий. Он ведал городским ополчением, судом по торговым делам и сбором налогов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов, а его дружина поддерживала порядок в городе. На этом его функции заканчивались.
Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск крестоносцев в 40-е годы 13 века. Не смогли захватить город и монголо-татары. Однако тяжёлая дань от Золотой Орды негативно сказывалась на дальнейшем развитии этого региона.
В XIII веке естественное развитие Древней Руси было прервано монгольским нашествием. Монголы в 1206 году на съез
Дата добавления: 2016-11-04; просмотров: 3447;