Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования
Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионной системы в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990, 2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества системы страны в силу, прежде всего, экономической ситуации, а также в связи с принятием ряда законодательных решений, последствия реализации которых приводили в прошлом и неминуемо приведут в будущем к девальвации социальной ценности системы в целом (1993, 2002, 2015 гг.).
«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции №128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах»[104], однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.
В то же время пенсионное обеспечение, как наиболее затратное для общества и государства из всех видов соответствующего публичного социального перераспределения, должно решать проблему не только выживаемости пенсионера, но и создания условий для его достойной жизни, гарантирующих человеку сохранение всех основных возможностей социального существования – потреблять услуги культуры, транспорта, туризма, медицины, спортивной и информационной сферы и т.д. и после того, когда основным источником его существования становится не доход, получаемый от трудовой деятельности, а пенсия.
Решение этой глобальной для пенсионной системы проблемы адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально справедливого и экономически обоснованного размера – вот главная задача современной социальной политики России, да и других стран в стареющем мире в целом.
При этом для всех очевидно, что пенсионная система для трудящихся и их семей (подавляющая часть пенсий – это страховые пенсии, то есть определяемые с учетом трудового вклада гражданина) фактически обусловлены состоянием и качеством рынка труда. Иными словами, меры, предпринимаемые государством и социальными партнерами в трудовых и тесно связанных с ними отношениях, – это факторы, влияющие на эффективность пенсионной системы. Тот финансовый «пирог», от которого отрезается «кусок» на оплату труда работников и их будущее пенсионное обеспечение, формируется и на рынке труда. Именно на данном рынке гражданин, реализуя свои способности к труду, участвует в формировании валового внутреннего продукта страны, фондов накоплений на будущее потребление, а работодателю обеспечивает возможность получать прибыль, развивать производственные мощности, тем самым зарабатывая на жизнь себе и своей семье собственным трудом.
Поэтому без гарантированности в России максимальной занятости населения, достойного размера заработной платы всем работающим, борьбы с теневыми выплатами работникам, поступательного роста производительности труда и без многих других мер по укреплению экономического фундамента пенсионной системы, достойной пенсии, к сожалению, население не увидит.
По сравнению со многими странами для российской системы пенсионного обеспечения характерен огромный охват населения данным видом социального обеспечения. Как уже было сказано выше, более 40 миллионов наших сограждан из 144 миллионов являются участниками данных правоотношений. Такая масштабность сферы действия системы обусловливает особую опасность и непредсказуемость последствий непродуманных экспериментов и ошибок в ее правовом регулировании.
В истории формирования национальной пенсионной системы в постсоветский период можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с принятием первого российского пенсионного Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Данный Закон с учетом опыта зарубежных стран закреплял национальную пенсионную систему как подлинно страховую, базирующуюся на классических принципах государственного социального страхования. В связи с его принятием впервые в нашей стране был создан Пенсионный фонд как внебюджетный финансовый источник, экономически гарантирующий реализацию Закона. По сравнению со всеми последующими пенсионными законами Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» был наиболее прогрессивным: в нем не было ни одной нормы, которая умаляла бы ранее предоставленные гражданам пенсионные права. В то же время гарантировалось, что в зависимости от продолжительности трудового стажа пенсия по старости устанавливается в диапазоне от 55 до 75 % среднего заработка; минимальный размер пенсии не мог быть ниже минимальной заработной платы; предусматривалась полная индексация пенсий в связи с ростом стоимости жизни; существенно расширялся перечень периодов, признаваемых социально значимыми, которые включались в трудовой стаж; сохранялся прежний низкий пенсионный возраст; предоставлялось право на получение полной пенсии в период работы и др. По мере ухудшения экономической ситуации в России, вновь принимаемые решения девальвировали нормы данного Закона, превратив в итоге российскую пенсионную систему в уравнительную.
Второй этап формирования национальной пенсионной системы был осуществлен с 1 января 2002 г., когда в России была проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. В связи с их принятием Закон «О государственных пенсиях в РФ» был признан утратившим силу.
Основная цель пенсионной реформы состояла в ограничении функционирования распределительной пенсионной системы, базирующейся на принципах обязательного социального страхования и охватывающей всех застрахованных и их семьи. В распределительную пенсионную систему был «вмонтирован» чуждый для нее по своей правовой природе компонент накопительных пенсий (гражданин копит свои пенсионные права, выраженные в сумме поступивших за него на накопление страховых пенсионных взносов, которые изымаются из финансового источника, гарантирующего выплату текущих пенсий по распределительной системе). Механизм получения накопления пенсий в далеком будущем создает угрозу финансовой устойчивости пенсионной системы для тех, кто получает страховые пенсии сегодня. Кроме того, он разрушает один из основополагающих принципов социального страхования – принцип солидарности застрахованных, в силу которого социально-страховые системы пенсионного обеспечения по сути своей являются системами коллективной защиты застрахованных от таких социальных рисков как старость, инвалидность, утрата семьей кормильца. Индивидуализация пенсионных прав путем формирования в социально-страховой системе пенсионных накоплений привносит в эту систему элемент коммерции, который связан с очень высоким риском, обусловленным часто непредсказуемой ситуацией на финансовых рынках. В условиях экономических кризисов практически во всех странах, где функционировали системы пенсионных накоплений, они потерпели крах. В странах с рыночной экономикой такие системы могут создаваться на условиях гражданско-правового, а не социального страхования и функционировать наряду с распределительными системами. Государство не должно нести ответственность за эффективность гражданско-правового страхования, в систему которого гражданин входит на добровольной основе, в отличие от социально-страховой системы, которая является государственно - принудительной.
Кроме того, в страховую пенсионную систему был включен и еще один элемент, не связанный со страховой природой пенсий, - это твердый, фиксированный размер, дополняющий страховую часть пенсии. Первоначально это была самостоятельная базовая часть трудовой пенсии, а с 1 января 2010 г. она трансформировалась в часть самой трудовой пенсии и стала называться – фиксированный базовый размер страховой части пенсии (ФБР). Размер ФБР не зависел ни от стажа, ни от заработка застрахованного лица, в связи с чем по существу выполнял функцию социальной пенсии, которая гарантируется государством каждому нетрудоспособному гражданину как члену общества. Очевидно, что место данной выплате в системе государственного пенсионного обеспечения, поскольку те, кто трудился, обладают равными правами с теми, кто реализует право на социальное обеспечение, включая право на пенсии, как члены общества. В этом случае финансирование указанной выплаты должно гарантироваться средствами федерального бюджета, а не средствами пенсионного фонда, за счет которых следовало бы увеличить собственно страховую часть пенсии, поскольку эти средства, как уже неоднократно говорилось выше, представляют собой часть «отложенной» заработной платы, предназначенной в будущем гарантировать пенсионное обеспечение застрахованного.
Результатом пенсионной реформы 2002 г. стало также сохранение в полном объеме государственной привилегированной системы пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих. Предусмотренная ранее Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., в нарушение Конституции РФ, поскольку государственные пенсии устанавливаются законом (ст.39), данная система теперь была закреплена законодательно. Она предусматривает возможность обеспечения указанных служащих двумя пенсиями – пенсией за выслугу лет и страховой пенсией (по старости или по инвалидности).
В результате реформы 2002 г. пенсионная система России стала состоять с из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий (которые с 1 января 2015 г. трансформировались в страховые пенсии), закрепленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ».
При этом основное (но не единственное) отличие трудовых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то трудовые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, с фактически субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета нашей страны.
Разница в регулировании трудовых (страховых) и государственных пенсий также в круге лиц, обеспечиваемых ими. Получателями трудовых (страховых) пенсий являются лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, и члены их семей (в случае смерти застрахованного лица), а получателями государственных пенсий являются те, кто, как правило, либо заслуживает свою государственную пенсию уникальным видом деятельности (например, военной службой) или особыми заслугами. Государственными пенсиями обеспечиваются также граждане, у которых возникает тот или иной социальный риск, признаваемый государством и обществом в силу объективных причин достаточным для регулярной государственной пенсионной помощи даже без связи с их участием в трудовой деятельности (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший кормильца; престарелый, не имеющий трудового стажа, и т.д.). Это так называемые социальные пенсии. Именно социальные пенсии являются наиболее убедительным примером реализации в нашей стране принципа всеобщности социального обеспечения. Очевидно, что ребенок-инвалид не помог обществу (и возможно не поможет никогда) в формировании валового внутреннего продукта страны, но социальное государство обязано обеспечить такого ребенка постоянным источником средств существования. В данном случае не за счет страховых взносов на пенсионное страхование, а за счет общих обезличенных налоговых платежей всех налогоплательщиков страны.
Третий этапформирования пенсионной системы связан с очередной пенсионной реформой (третьей по счету), которая осуществлена в стране с 1 января 2015 года. Основные цели и способы ее реализации отражены в новых Федеральных законах: от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменил не только название «трудовой пенсии» на «страховую пенсию», но и установил принципиально новый правовой механизм исчисления размеров страховых пенсий по сравнению с закрепленным ранее в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ».
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 533;