Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.
Как наука педагогика характеризуется определёнными признаками: она возникла из потребностей общества передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям, имеет свой предмет (воспитание человека), собственный категориальный аппарат (воспитание, образование, развитие, обучение и т.д.), свои методы исследования, систему достоверных объективных обобщённых знаний о сущности, закономерностях воспитания, обучения, развития личности.
Однако следует заметить, что возникновение и развитие научно-педагогического знания происходило постепенно:
• зарождение педагогических идей в русле философских учений;
• формирование педагогических взглядов и концепций;
• переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Рубежом становления педагогики как науки стала теоретическая и практическая деятельность чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке).
В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой (гимназией), а позже был избран епископом. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свои выдающиеся произведения, изданные сначала на чешском языке, а затем переведённые на латинский. Среди них:
· «Материнская школа» - первая в мире педагогическая книга для родителей, специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста;
· «Открытая дверь языков и всех наук» - учебная книга, которая впервые сочетала усвоение латинского языка с наглядным представлением окружающего мира;
· «Мир чувственных вещей в картинках» - учебная иллюстрированная энциклопедия для детей;
· «Великая дидактика» (1632г.) – книга по теории обучения и воспитания, в основу которой положен эмпирико – индуктивный метод познания и синкретический подход к пониманию механизма взаимосвязи развития человека и природы.
Коменский написал 7 томов огромного труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором обосновал гуманную и демократическую концепцию «всестороннего исправления всех и во всем». Данная работа была найдена только в 1930 – е годы в СССР, была издана - 1966г.
Ведущие методологические идеи педагогического учения Коменского:
• сенсуалистическое познание - основа педагогического процесса;
• человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы», которое имеет всё необходимое для образования;
• природосообразность как главное условие воспитания и обучения;
• пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности;
• пангармония, т.е. достижение всеобщей гармонии в развитии личности;
• пампедия, т. е. всеобщее воспитание, универсальное образование всего человеческрго поколения;
• демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности.
Основные теоретические положения педагогического учения Коменского:
- Образование и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. В работе «О развитии природных дарований» Коменский раскрывает природные предпосылки развития и воспитания человека. К ним он относит:
- ум, т. е. способность отражать окружающий мир «живые весы и рычаг всех вещей»;
- воля, «судья всех решений и повелений», субъективная основа нравственности;
- способность действия (рука) и речь (язык) как способность «истолкования и выражения мысли».
2. Жизнь подрастающего поколения делится на четыре возрастных периода, по 6 лет, каждый из которых характеризуется:
- детство – от рождения до 6 лет включительно - усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
- отрочество – от 6 до 12 лет - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой;
- юность – от12 до 18 лет - помимо указанных качеств - более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения»);
- возмужалость – от 18 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
3. Каждому из этих возрастных периодов соответствует особая ступень образования (школа):
- Материнская школа - дошкольное воспитание под руководством матери;
- Школа родного языка – школа начальной грамоты в каждой общине, селении, местечке для обучения детей обоего пола;
- Латинская школа, или гимназия – средняя школа для юношей в каждом городе;
- Академия – высшая школа для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области.
Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школой.
4. Человек делается человеком, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве; «из всякого ребенка можно сделать человека» Наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых, но и этих детей следует воспитывать и обучать. «Золото и серебро – вещи ненадёжные и скоропроходящие, а дети – бессмертное наследие». .
Цель воспитания – приготовление к вечности, к вечной жизни с Богом. Истинное воспитание заключается в том, чтобы человек был знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей. Этому соответствует научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Благодаря им прививаются такие качества как мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Физическое воспитание позволяет предохранить тело от болезни и смерти, приспособить ум к разумному управлению всем.
Именно школа должна «сделать людей мудрыми умом и благоразумными в поступках, благочестивыми сердцем». В этом процессе большое значение имеют примеры, наставления, упражнения и дисциплина. «Школа без дисциплины – есть мельница без воды».
5. Сущность обучения – «универсальное искусство учить всех, всему…наверняка, с успехом, легко, основательно, скоро». В основе познания и обучения - чувственный опыт.
Наглядность - «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимо для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
6. Основными принципами обучения наряду с наглядностью являются систематичность, необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений; посильность обучения для учащихся, т. е. доступность их возрасту; прочность усвоения учащимися учебного материала; сознательность, т. е. «ничего не заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком».
7. Организация обучения – классно-урочная система, предполагающая:
- неизменный состав учащихся одного возраста;
-проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
- одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету;
Занятия необходимо проводить ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа перерыв.
8. «Учитель - это пример для ученика, его наставник и друг. Во многом отношение ученика к школе, учению целиком определяется учителем, это должны понимать и родители и, следовательно, поддерживать авторитет учителя в глазах учеников». Учитель – пастух, садовник, акушер, полководец, который стережёт и охраняет «своё стадо», ухаживает за детьми как за растениями в саду, архитектор и мастер – гуманист.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 417;