ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ МАТЕРИКА


Флора материка сформирована за счёт трех источников: флоры древ­ней Лавразии, флоры Берингии и флоры Южной Америки. Почти весь мате­рик относят к Голарктическому флористическому царству вместе с Евразией. Оно наследует флору Евразии и Берингии. Юг материка относят вместе с Южной Америкой к Неотропическому царству. Граница между ними -доли­на р. Бальсас - служит также границей между Северной и Центральной Аме­рикой.

Голарктическое царство делят на 4 области: Атлантическую, Тихооке­анскую, Бореальную и Мадреанскую, в зависимости от происхождения и со­става флоры. Бореальная область включает тундры и тайгу Канады и Аляски. Эта область общая с Евразией. Флора этих двух материков исключительно похожа. В тундрах произрастают одни и те же виды растений: мхи и олений лишайник, осоки и пушица, морошка, черника, голубика, клюква, брусника. В канадской тайге доминируют близкородственные виды деревьев: сосны -сосны белой (Pinus slrobus), сосны красной (P. resinosa) и сосны банксовой (P. banksiana); ели - ель чёрная (Picea mariana) и ель белая (Picea glauca), пихта бальзамическая (Abies balsamea), лиственница американская (Larix laiicina), берёза бумажная (Betula papyrifera), осина (Populus tremuloides). По долинам рек далеко на север распространён похожий на осину тополь баль­замический (Populus balsamifera). Эта флора сформировалась в послеледни­ковое время, отличается бедностью видов.

Тихоокеанская или Кордильерская область к югу от Аляскинского хребта до южных оконечностей Сьерра-Невады и Скалистых гор. Её флора не имеет аналогов в Евразии, она наследует флору Беринги. Там - исключи­тельное разнообразие видов хвойных деревьев: сосен, пихт, елей, тсуги, туи (Thuja occidentalis). Встречается такие эндемики, как секвойи и дугласии (Pseudotsuga taxifolia). Вторая черта здешней флоры — гигантизм деревьев. Секвойи достигают высоты 150 м, дугласии - 120 м, сосны, пихты — 50-60 м.

Совершенно иной характер имеют западные приокеанические хвойные леса. Ландшафты этой подзоны формируются на территории Кордильерского горного пояса под сильным воздействием океана. К этой подзоне относятся почти исключительно лишь горные ландшафты, которые коренным образом отличаются от равнинных даже в самом нижнем поясе гор. В разных частях этого района имеется четыре типа горных ландшафтов, различающихся спек­трами высотных поясов: 1) лугово-тундровый, 2) лесо-тундровый приокеа­нический, 3) лесо-тундровый континентальный, 4) лесо-луговой.

Лугово-тундровый ландшафт присущ Алеутскому хребту, имеюще­му исключительно ровный прохладный океанический климат. Зимой здесь господствует теплый воздух, притекающий по юго-восточной периферии Алеутского минимума, летом, напротив, холодный воздух, перемещающийся по северной периферии гавайского антициклона. Умеряет климат и теплое Аляскинское течение. Вследствие этого амплитуды средних месячных тем­ператур не превышают 10-15°. Но температура круглый год держится невы­сокой. Вегетационный период достигает 120-130 дней, но тепла для развития древесной растительности не хватает. Росту деревьев препятствуют также и сильные ветры над северными частями Тихого океана. Здесь нет условий для развития древесной растительности, но травяной покров достигает большой высоты и густоты.

Луговая растительность, представленная видами вейника, щучки, ти­мофеевки, осок и разнотравья, развивается на торфянисто-дерново-глеевых почвах и с высоты 200—300 м сменяется кустарниковой тундрой на тундро-во-глеевых почвах.

Лугово-тундровый приокеанический спектр представляет в известной мере аномалию, обусловленную резкой океаничностью умеренно прохладно­го климата. С удалением от побережья даже на крайнем севере умеренного пояса на нижних склонах гор всюду господствуют леса.

Лесо-тундровый приокеанический ландшафт. На побережье Тихого океана лесные массивы появляются у залива Кука и протягиваются на юг вплоть до штата Калифорния. Умеренно прохладный ровный и очень влаж­ный климат как нельзя лучше способствует произрастанию крупных хвой­ных деревьев ситхинской ели {Picea sitchensis), ели Энгельмана (P. engelman-nii) и западного хемлока {Tsugaheterophylla). Несмотря на господство елей, эти леса не похожи на тайгу. Отсутствие вечной мерзлоты и замерзания поч­вы (даже средние температуры зимних месяцев не опускаются ниже 0°С), а также большая влажность воздуха в летнее время способствуют развитию богатого влажнотравья и необычного для тайги кустарникового яруса с уча­стием широколиственных видов, например карликовых кленов. Лесная рас­тительность и распространенные под ней кислые горные лесные почвы по­крывают склоны гор до высоты 400—800 м, уступая выше место горной тун­дре. Последняя, однако, здесь представлена очень слабо, так как обилие ат­мосферных осадков (до 4000 мм в год) в сочетании с низкими летними температурами порождают исключительно обширное оледенение.

Вечные снега и ледники нередко не только граничат с лесами, но и за­нимают территории, принадлежащие по климатическим условиям к лесному поясу. Так, к северу от залива Лкутат ряд обширных предгорных ледников покрывают участки прибрежной низменности и местами доходят даже до океана.

Лесо-тундровый континентальный ландшафт наиболее близок тай­ге. Он характерен для большей части Скалистых гор Канады и примыкаю­щих к ним с запада горам. С тайгой эту территорию сближает резко конти­нентальный климат, который благодаря влиянию горного рельефа характери­зуется еще большей неустойчивостью, суровостью и низкими температура­ми. Растительность представлена редколесьями из субальпийской пихты (Abies lasiocarpa), белой ели (Picea glauca) и ели Энгельмана (Р. engelmannii). Граница леса расположена на высоте 1000—1200 м абсолютной высоты, т. е. нередко у самого подножия хребтов, на склонах которых поэто­му встречаются лишь ольховые и ивовые кустарники и скальные сообщества. Почвы здесь горные подзолистые и горнотундровые.

Лесо-луговой ландшафт характерен для южной части умеренного пояса. Здесь теплее и суше. Годовые суммы осадков еще очень высоки, но с приближением к субтропикам все сильнее проявляется летний минимум вы­падения осадков. Поскольку он совпадает с вегетационным периодом, то здесь становятся отчетливо выражены черты биоклиматической сухости.

В Каскадных горах, на Береговом хребте Канады, в северной части Бе­реговых хребтов США, в Скалистых горах (в районах, прилегающих к гра­нице Канады и США), в наиболее увлажненных, но незатененных нижних частях западных склонов растут чрезвычайно продуктивные леса из дугласии (Psendotsuga laxifolia) и кипарисовика нутканского (Chamaecyparis noutkalen-sis) с примесью сосен. Дугласия (дугласова пихта, правильнее псевдотсуга) принадлежит к числу крупнейших деревьев мира. В этих лесах часто можно увидеть деревья высотой до 115 м и с диаметром ствола до 1,5—2 м. Самые густые сырые леса растут на побережье. Здесь доминируют складчатая туя (Thuja plicata) и западный хемлок (Tsuga helerop-hylla). Ближе к вершинам и на восточных склонах преобладают уже сосны — желтая (Pinus ponderosa) и сахарная (P. lambertiana), образующие светлые богатые травяным покровом субори.

У верхней границы леса, проходящей на высоте 1500—2000 м, растут редкие боры из елей, пихт и лиственниц, а выше — высокотравные злаковые и осоковые субальпийские луга, переходящие в альпийские низкотравья и "ковры".

По биоклиматическим особенностям этот район близок к горным рай­онам Средней Европы - Альпам или Карпатам. Большая роль хвойной расти­тельности в Кордильерах, как уже указывалось, объясняется палеогеографи­ческими причинами. О наличии сходных экологических условий говорит присутствие в нижнем поясе многих широколиственных видов, например клёнов и дубов. Ещё более сближает эти районы господство бурых лесных почв, развивающихся под дугласовыми и сосновыми лесами. Эти почвы сходны с почвами Аппалачей, но вследствие более обильных осадков силь­нее промыты, в частности более бедны основаниями. Выше 1500-2000 м бу­рые лесные почвы сменяются горными луговыми.

Атлантическая область занимает юго-восток материка от океана до Скалистых гор, от Мексиканского залива до Великих озёр. В плейстоцене там было "убежище жизни", сохранилась древняя флора Лавразии, очень по­хожая на флору Восточной Азии по видовому составу. В эту область входят прерии, смешанные, широколиственные и субтропические леса. Прерии Америки - родина подсолнечника и земляной груши, лесные области - ро­дина садовой земляники, ирги, черноплодной рябины, крупноплодной клюк­вы.

Мадреанская или Сонорская область занимает Большой Бассейн, плато Колорадо, Мексиканское плоскогорье. Это область смешения голарктиче­ской и неотропической флоры. Из растений Южной Америки характерны многочисленные виды кактусов, агавы и юкки. Мексика стала их вторичной родиной, а видовое разнообразие превзошло Южную Америку. Типичные растения этой области - тропические сосны и вечнозелёные дубы. Мексика -родина хлопчатника обыкновенного, местного вида огурца, съедобных как­тусов, волокнистой агавы.

Неотропическое царство охватывает Центральную Америку и Вест-Индию, юг Флориды и полуострова Калифорния. Там господствует вечнозе­лёная флора Южной Америки с её огромным видовым богатством. Цен­тральная Америка — родина кукурузы, дынного дерева, табака, многих пло­довых растений, введённых в культуру индейцами.

 



Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 3310;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.