Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения»
Проблемный ребенок точно соответствует обыденным представлениям о том, какими бывают дети из алкогольных семей. Это не значит, что таких детей большинство. Просто их проблемы у всех на виду. Их все ругают и «воспитывают» – от соседей и учителей до участкового милиционера. Трудновоспитуемый – привычное определение таких детей. Недисциплинированность, грубость, жестокость и наглость – вот черты подобных детей. В школе они плохо учатся, отлынивают от работы, легко попадают в асоциальные группировки, где вскоре начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотики. Если это девочка, то она, как правило, рано начинает половую жизнь, у нее могут быть беспорядочные случайные связи, незапланированная беременность. Почему так происходит?
Реакцию проблемных детей на алкогольную ситуацию в семье можно коротко охарактеризовать как бунт, протест против невыносимых условий жизни. Переживая стыд и страх, что окружающие могут раскрыть секрет их семьи, такой ребенок пытается скрыть свои чувства под маской грубого, вызывающего поведения. Агрессией и наглостью он как бы защищается от других людей, от их возможных (а точнее, воображаемых им) насмешек и подозрений.
Еще раньше, будучи малышом, такой ребенок чувствует невнимание к себе. По взглядам, прикосновениям матери, по ее настроению, а тем более по поведению огца он ощущает, что в доме что-то неладно. Это вызывает тревогу, эмоциональную напряженность. Подрастая, ребенок все сильнее переживает ситуации в семье, из-за своей заброшенности, отверженности. Невозможность высказать все это, необходимость подавлять свои обиды и гнев приводят к возникновению чувства протеста.
В то же время существующий в семье запрет на выражение чувств, отсутствие условий для формирования эмпатии детерминирует развитие жестокости. Таким детям нравится обижать младших, более слабых, мучить животных.
Самое печальное, что, сталкиваясь с осуждением взрослых, проблемный ребенок не пытается улучшить свое поведение. Он как бы нарочно совершает проступки, достигая этим сразу две цели: 1) привлечь к себе внимание родителей; 2) хоть на время помирить родителей, объединив их общим переживанием.
Вот какой пример приводит В.Д. Москаленко (1991).
Рассказал мне Павлик одну, на первый взгляд, пустячную сцену. Ему было тогда еще семь лет. За обедом собралась вся семья, что у них вообще редко бывает. И если бы потекла у них за столом общая беседа, если бы каждый почувствовал внимание к себе... Но мать пилила отца за вчерашнюю пьянку, отец оправдывался. На Павлика никто не обращал внимания. Тогда он пролил молоко на стол. Как он горячо уверял меня, стакан сам опрокинулся. Я думаю, что он пролил его специально. Впрочем, он мог опрокинуть стакан неосознанно, и тогда это все равно что нечаянно. Не имеет значения, как он опрокинул стакан с молоком. Важно то, какое это произвело действие на родителей. Они сразу перестали ссориться, обратили внимание на мальчика, оба поругали сына за неаккуратность. Ссора прекратилась! Цель достигнута.
Здесь показан механизм возникновения стереотипа «козла отпущения». На уровне подсознания у ребенка закрепляется связь: для прекращения ужасной ситуации в доме надо сделать что-нибудь такое, чтобы родители отвлеклись от проблем, связанных с алкоголизмом, и занялись воспитанием своего сына или дочери. Усвоив это, ребенок не боится совершать рискованные поступки, он ведет себя все более вызывающе, поскольку негативное внимание родителей для него все же предпочтительнее, чем чувство отверженности и заброшенности.
Родители тоже охотно включаются в эту игру. Когда сын или дочь дает повод для нападок, их внимание переключается с проблем семьи на проблемы ребенка. Так, например, отец утверждает, что пьет, потому что не может пережить позор дочери, которая родила в 15 лет. Отец с матерью становятся сплоченными, единодушно негодуют за доставляемые им неприятности. Сын или дочь как бы вбирает в себя все несчастья семьи, становится «козлом отпущения». Что бы ни делал такой ребенок, ему не избежать придирок, замечаний, критики и ругани родителей.
В свою очередь, дети, играющие роль «козла отпущения», делают все наперекор отцу и матери, злятся, грубят им. Этим они дают выход своему гневу, накопившемуся с самого раннего детства, за годы пережитых и переживаемых сейчас обид.
Сформировавшиеся стереотипы дезадаптированного поведения проблемный ребенок переносит и на внесемейное окружение. В детском саду его ругают воспитатели, в школе – учителя, во дворе – соседи. Хорошие дети не хотят с ним дружить. Ощущение, что его не любят не только родители, но и чужие взрослые, как бы «подливает масло в огонь». Он все больше чувствует себя социальным изгоем, все больше озлобляется и мечтает о мести. Только уличная компания таких же отверженных является единственным местом, где он чувствует себя родным. Мнение друзей становится реальным регулятором поведения. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенными и теперь уже бросают вызов обществу, мстят всем и вся. В таких группировках дети рано начинают курить, употреблять спиртное, наркотики. Это и понятно, так как они просто не знают иных способов снятия психологического дискомфорта, повышения настроения и получения удовольствий.
Именно группа проблемных детей в дальнейшем дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, правонарушителей и преступников.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2415;