Основные тенденции развития западного искусства
Новые открытия XX столетия в науке, приведшие к радикальным изменениям в общественном сознании, опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений в искусстве. Ортега-и-Гассет назвал основными параметрами искусства XX в. дегуманизацию, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии вместо метафизики, отказ от трансцендентальности (т.е. отказ признавать существование чего-либо, лежащего за пределами нашего опыта).
В начале XX в. перед молодыми художниками открылись широкие возможности поиска нового стиля. Это уже отличало ситуацию начала века от атмосферы прошлых лет. Период с 1905 по 1914 г. в истории искусства оказался крайне плодотворным: совершенно невозможно определить одним понятием все разнообразие стилей и направлений этого периода. Изменение становится движущей силой, обновление – основополагающей силой. Авангардистские эксперименты в живописи привели к разрыву с традиционными представлениями о красоте, цвете, пространстве. В поисках новых направлений и стилей художники все глубже погружаются в природу чувства, интеллекта и чистого разума. Одно из таких направлений, развивающее декоративные формы, названо Арт Нуво*. В результате рождается стиль, который необыкновенно быстро распространяется по Европе и Америке (1896–1910). В Германии он называется «югендстиль», в Италии – «жибертистиль», в Австрии – «сецессион-стиль»**. Вершины стиль Арт Нуво достигает в архитектуре и прикладных искусствах. Распространяется он также и на внутренний интерьер, вплоть до столовых приборов. Такие художники, как Мунк и Климт, создают образы, пронизанные символикой и напрямую не имеющие к реальности никакого отношения.
* Арт Нуво – от названия галереи, открытой в Париже Сэмюэлом Бингом и спроектированной Анри ван дер Вельде.
** По названию группы Sezession, которая заявила о разрыве с официальным искусством в Вене в 1897 г. Для него характерны извивающиеся линии; в декоре его арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы, линеарные формы.
В литературе из этой концепции возник роман Гюисманса «Наоборот» (1884), в котором герой уединяется в своей квартире, окружая себя предметами, удовлетворяющими его изысканный вкус и стимулирующими в нем чувственные фантазии.
Ретроспективные выставки Гогена (1906) и Сезанна (1907) – двух главных представителей художественного авангарда XIX в. дали новый толчок художественным поискам. Одним из факторов, оказавших наибольшее влияние на художественный авангард XX в., было знакомство с искусством примитивных народов Африки и Океании. Пикассо и Брак положили начало, возможно, самому новаторскому и плодотворному художественному течению нашего века – кубизму*. Впервые кубизм шумно заявляет о себе картиной Пикассо «Авиньонские девушки», которая была признана скандальной. Краски агрессивны, грубы. Кубистическая живопись сознательно ориентируется на неофитов.
* Термин «кубизм» был впервые использован в отчете с парижской выставки (1911) группой художников, продолживших эксперименты Пикассо и Брака. Роберт Делоне, Фернан Леже и Марсель Дюшан принялись за глубокие эксперименты с цветом, надеясь достичь в своих картинах «чистого эстетичного наслаждения – орфизма» (Гийом Аполлинер).
Около 1910 г. в кубизме наступает этап «аналитического кубизма» : изображение перестает быть представлением, выражением, символом природы или человека, а становится самоценной вещью. На осеннем салоне (1905) Матисс, Дерен, Вламинк и др. решили выставить свои произведения в том же зале, где уже была выставлена скульптура, выполненная в академическом стиле. Этот контраст стилей и вызвал к жизни знаменитую фразу: «Донателло среди диких зверей» (fauves). Название «фовизм» было тотчас же подхвачено. На зов нового времени откликнулась и архитектура. Новое поколение архитекторов предлагает новаторские решения. Верх берет тенденция создать стиль, отражающий дух индустриальной эры*.
* Ллойд Райт, американский архитектор, в работе «Искусство и искусность механизма» провозгласил, что наступила эпоха, когда локомотив и пароход займут место произведений искусства. Культ машины радикально меняет эстетические статус новых материалов и как центральная тема творчества Л. Райта с готовностью был подхвачен в Европе.
Культ машины достигает своей кульминации в произведениях группы итальянских художников, объединившихся под знаменем футуризма*. Переняв приемы кубистов, футуристы воспевали динамику и грохот современного индустриального мира. Своим крайним анархизмом футуристы заложили основу возникновения дадаизма**, а их художественная программа перекликалась и с экспериментами русских авангардистов.
* В первом «Манифесте футуризма» (1909) Ф. Маринетти заявил, что мчащийся автомобиль производит на него большее впечатление, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской.
** Дадаизм (само название не имело смысла) родился в Швейцарии. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение дадаизм было направлено против всего на свете, даже против себя. Румынский писатель Тристан Тциара пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями.
Если Леже и Делоне подошли к самому порогу абстрактного искусства, то В. Кандинский, К. Малевич и П. Мондриан в своих произведениях используют язык живописи, который становится последовательно беспредметным, безобразным и бесформенным. В 1910 г. Кандинский пишет статью «О духовном в искусстве», где утверждает, что главная цель искусства – выражение внутреннего мира художника. Эти идеи разделяли Ф. Марк, А. Макке и П. Клее («Синий всадник»), которые искали спасения от грязи, алчности и материализма в мире чистого воображения [7].
Начало первой мировой войны (1914) обозначило конец этой эпохи. Интенсивная творческая атмосфера довоенных лет очень быстро рассеялась. Центром европейской художественной жизни становятся нейтральные страны Западной Европы. В области художественной культуры и архитектуры радикальные позиции, которые до войны идентифицировались с неприятием академизма, теперь все откровеннее отождествляются с политическим инакомыслием. Идеология, для которой прогрессивные идеи, моральное разложение и угроза революции были синонимами, привела в США к «сухому закону» (1920), а в Англии к запрету текста романа Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» (1928).
В это время появляется новое течение – сюрреализм. Сюрреалистическое искусство пытается соединить сон и реальность в более широком «сюрреальном» пространстве. С этой целью его представители охотно прибегают к тревожным, пугающим, даже отталкивающим изображениям (например, запись истерического смеха пациентов психиатрической клиники, которым встречали посетителей сюрреалистической выставки в 1936 г., или эротические образы от мастурбации до оргазма в картинах Сальвадора Дали). Некоторые художники изображают предметы, между которыми нет никакой связи,– она существует лишь в подсознании, но скрупулезное изображение деталей придает сюрреалистическим картинам особую достоверность и нарочитую тревожность. Сюрреализм оказал огромное влияние на искусство последующих десятилетий, оставив ему в наследство оригинальный изобразительный язык.
Художественная панорама послевоенных лет (после первой мировой войны) удивительно разнообразна. Многие художники избегают политики, утверждая в своих работах основательность и надежность буржуазного образа жизни, умиротворяя и успокаивая зрителя.
В архитектуре этого периода получили развитие идеи Ле Корбюзье («Современный город» (1922)), которые были претворены в жизнь в ходе реконструкции европейских городов, пострадавших во время второй мировой войны. Еще до первой мировой войны возникла идея «интернационального стиля»*.
* Интернациональный стиль, предложенный В. Гропиусом, Ле Карбюзье и др., отражал их веру в создание нового, более справедливого общества. Термин был придуман Хичкоком и Джонсоном для каталога первой международной выставки современной архитектуре в Нью-Йорке.
Несмотря на историческое и культурное значение авангардистских направлений в архитектуре и искусстве, их удельный вес между двумя войнами был относительно невелик. В то же время зарождается стиль Art Deco*, который использует экзотическое очарование искусства неевропейских стран.
* Art Deco (от франц. Art decoratifs) – стиль, который нашел наибольшее применение в кинотеатрах, мюзик-холлах, танцзалах.
Революции и войны, пронизывающие весь XX век, оказали сильное влияние на мироощущение людей, оставили след в творениях искусства. Вторая мировая война также нашла свое отражение в искусстве. Впервые человек с такой силой ощутил ужас, сопутствующий массовому уничтожению, бессмысленной бойни, военной мясорубки. Экспрессионизм с его нервно-взвинченной стилистикой отвечал этому ужасу. В литературе «потерянное поколение» – дети войны – изображены в романах Э. Хемингуэя и Э.-М. Ремарка. В живописи это нашло отражение в экспрессивности «Герники» Пикассо, в музыке – в восьмой симфонии Шостаковича и «Уцелевшем из Варшавы» Шенберга. Такое в образное постижение мира могла внести только до глубины потрясенная душа. Взрыв атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки показал, что музыка должна стать другой, чтобы выразить чувства обрушившегося на мир вселенского ужаса [8].
Именно вторая мировая война, по мнению некоторых исследователей, заставила художников по-новому осознать беспрецедентную силу документа*, который становился одной из эстетических доминант современного творчества.
* Следует иметь в виду, что хотя документализм был известен еще в 20-е годы (как искусство, основанное на документе), но тогда эстетику документализма связывали с эстетикой конструктивизма. Документализм, возникший после второй мировой войны, иной. Фашистские зверства были так страшны, что почти не требовали прикосновения искусства. Возникают документальные фильмы, документальные выставки и т.д.
С приходом Гитлера к власти многие ведущие представители европейского интеллектуального и художественного мира вынуждены были эмигрировать в Соединенные Штаты. На выставке, организованной в Нью-Йорке в 1951 г. Музеем современного искусства, был представлен целый веер стилей живописи и скульптуры. Критики называли это искусство абстрактным экспрессионизмом. В нем выделяются две тенденции: Action Painting (живопись действия) – Поллок, Де Кунинг, Клайн – и Color Field (цветовое поле) – Ротко, Нэйман и др. В Италии различные абстрактные течения возглавлял «Новый фронт искусств» (1945): Ведова, Сантомазо, Аккарди, Корнора, Туркато.
Реакцией на абстрактный экспрессионизм было возвращение некоторых художников к изображению реального мира (композиции Раушенберга). Произведения этих художников – «новых дадаистов» – непосредственно предшествуют рождению поп-арта – течения, возникшего в конце 50-х годов в обстановке процветающего американского общества потребления. Но оно имеет своих представителей и в Англии*, и в Италии (Скифано, Анжели, Феста).
* Возможно, первое произведение поп-арта принадлежало кисти британского художника. Во всяком случае, среди первых была картина Хамилтона «Что делает сегодня дома такими разными, такими привлекательными?».
Революции также вовлекли значительную часть творческой интеллигенции в сферу своего действия, определив стилистику их произведений (Б. Брехт, П. Неруда, В. Хара и др.).
Шестидесятые годы принесли миру разочарования, тревоги и беспокойства (война во Америки Вьетнаме, убийство Кеннеди, революционные выступления молодежи во Франции). Многие художники спасаются бегством в «минимализм» или «концептуальное» искусство*. Среди представителей «бедного искусства» – Мерцо, Фабро и др. Американские художники, такие как Хансон и Истес, создают гиперреалистические изображения (то же, что фотографический реализм) из жизни американского города.
* Парижская выставка французского художника И. Клейна представляла собой просту пустую галерею, выкрашенную в белый цвет. Андре выставляет на полу простые кирпичи. Кристо создает многочисленные вариации на тему «упаковки» предметов. Некоторые художники изобретают happening, т.е. событие, придав произведению искусства новый смысл – непосредственно выраженную мысль, идею художника. Единственное требование – оригинальность. В Италии это Паскали, Паолини, Коссуда, не говоря уже об экспериментах с разрезанными картинами фонтаны или с «мешками» Бурри.
Пять – десять лет назад современные музеи избегали каких-либо контактов с современным искусством. Сегодня это не так. Лондонская Королевская Академия в 1988 г. организовала большую выставку современного искусства. В Париже стеклянная пирамида И. Пеи была демонстративно введена в классический комплекс Лувровского дворца. В Европе и Соединенных Штатах каждый день открываются новые музеи и художественные галереи.
В XX в. научная и художественная картина мира поистине глобальна – она охватывает все эпохи, все века, все географические регионы. Поколебался европоцентристский статус художественной цивилизации (процесс ее мирового развития определяется не только Европой, но и культурами многих других регионов). Пришло осознание того, что в современной культуре нет периферии, что цивилизация становится планетарной. Но планетарность ведет не к стиранию национальных культур, а к их возрождению и расцвету (приобщение к художественным достижениям других культур позволяет другим народам на новом уровне осмыслить свое национальное богатство, а потому и свой вклад в мировую цивилизацию, мировую культуру).
Контрольные вопросы
1. Назовите этапы развития западной цивилизации.
2. К каким последствиям привела первая мировая фойна?
3. Перечислите различные варианты демократической альтернативы и раскройте их сущность.
4. В чем суть обновления западной цивилизации после второй мировой войны?
5. Какие изменения произошли в системе ценностей в западной культуре XX в.?
6. Назовите глобальные проблемы XX в. и укажите пути их преодоления.
7. Перечислите основные стили в искусстве этого периода и проанализируйте пути их развития.
Библиография
О с н о в н а я
1. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание РФ, 1993.
2. Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М.: Наука, 1990.
3. Культурология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980 // Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.
6. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
7. Холингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 1993.
8. Шахназарова И.Т. Стилевые искания западной музыки в социокультурном контексте XX века // На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве XX века. М.: Наука, 1994.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
Д о п о л н и т е л ь н а я
10. Вермо А.О. Мэтры мирового сюрреализма: Пер. с франц. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996.
11. Полевой В.М. Малая история искусств: Искусство XX века. 1901-1945. М.: Искусство, 1991.
12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1991.
13. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
14. Сумерки богов // Под ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990.
Глава 14
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2492;