Глава 34. Древний Шри-Ланка (Цейлон)
Историческое развитие древнего Цейлона в области материальной культуры, общественно-экономических отношений, политических учреждений и идеологии происходило под сильным воздействием более ранней, индийской цивилизации.
Находившийся вдалеке от основных центров древней цивилизации Цейлон долгое время отставал в своем развитии. К середине I тысячелетия до н. э. здесь царил еще каменный век, а преобладающими формами хозяйственной деятельности местных племен были охота, рыболовство и лесные промыслы. Согласно историческим преданиям, в 483 г. до н. э. на остров Ланку (древнейшее название Цейлона ) прибыла первая группа индийцев во главе с царевичем Виджаей из рода Синхала («Львиный»). Они поселились на острове и принесли с собой знание земледелия и ремесел. Виджая стал первым царем острова.
В основе этого сказочного по форме предания лежат, возможно, какие-то действительные события. Так, некоторые археологические данные показывают, что на Цейлоне в середине I тысячелетия до н. э. действительно появляется культура железного века, родственная индийской. Гипотезу о ведущей роли индийского этнического начала на самом раннем этапе становления цивилизации на острове подкрепляют также Цейлон — искаженное европейцами средневековое название острова Синхала. Наименование современного государства Шри-Ланка, расположенного на этом острове, означает «Благодатная Ланка».
данные языкознания: еще в древности самым распространенным языком на Цейлоне стал сингальский — родственный индоевропейским языкам Северной Индии.
Общественно-экономическое и культурное развитие Цейлона затем шло довольно быстро, и в первые века новой эры здесь существовало общество, мало уступающее по своему уровню индийскому. Ранее всего был освоен равнинный и не столь увлажненный север страны (Раджараттха); центральная же горная часть, а также южная переувлажненная, заросшая густыми джунглями (Рохана), заселялись медленнее.
Самым ранним точно установленным событием цейлонской истории является прибытие в 260 г. до н. э. в столицу Раджараттхи — город Анурадхапуру — миссии от индийского императора Ашоки, возглавляемой его сыном (или братом); целью миссии была проповедь буддизма. Миссионерам удалось обратить в буддизм сингальского царя. При его содействии местное население также начало принимать новую веру. С тех пор и до нашего времени сингальцы остались в массе приверженцами буддизма (в форме хинаяны). Впрочем, продолжали существовать и другие религии, как проникшие из Индии (индуизм, джайнизм), так и древние местные культы. Между приверженцами разных вер нередкими были вражда и соперничество, но наиболее острые формы принимала борьба между разными сектами в самом буддизме.
Политическая история последующего времени заполнена войнами между местными государствами, внутренними междоусо-
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1527;