Культура Карфагена.
Культура финикийских государств, в том числе и метрополии Карфагена — Тира, носила своеобразный характер. Небольшие финикийские государства постоянно были объектом политической экспансии и культурного воздействия соседних крупных государств, таких, как Египет, Хеттское царство, Вавилония, Ассирия. В связи с этим их культура испытывала сильное влияние соседних культур и приобрела синкретический характер. Аналогичное положение было и в Карфагене. Можно даже говорить о еще большем синкретизме карфагенской культуры, так как она, начиная с V в. до н. э., испытывала значительное влияние греческой культуры. Карфагеняне постоянно опасались как местного населения, так и своих соперников по колонизации Средиземноморья — греков. К тому же они рано стали на путь внешней экспансии, вели много войн, требовавших крупных сил и средств. Все это не способствовало созданию высокоразвитой оригинальной культуры. В частности, было слабо развито литературное творчество, изобразительные искусства, философия. Карфагеняне предпочитали пользоваться произведениями древневосточных и греческих авторов и мастеров. В Карфагене знали произведения Гомера, греческих трагиков, поэтов и ораторов, замечательных философов, но нам мало известны карфагенские философы, поэты или ораторы. Значительно большее развитие получили прикладные науки — агрономия, география, математика, фортификация, астрономия.
Карфагеняне были искусными кораблестроителями, мореходами, знатоками сельского хозяйства. Дальние рейсы к Британии или знаменитое путешествие Ганнона к экваториальному побережью Атлантического океана, прекрасные крепостные сооружения вокруг Карфагена требовали знания многих прикладных наук. В Карфагене появился один из первых в древности специальных агрономических трактатов, составленный Магоном, который был переведен на латинский язык. Карфагеняне, видимо, располагали самыми точными для древности географическими картами Африки и Средиземноморья, Африканского и Европейского побережий Атлантического океана, включая Канарские и Азорские острова. Не исключено, что отдельные карфагенские мореплаватели попадали и в Америку.
Религия карфагенян сохраняла верность древним финикийским традициям. Главными божествами карфагенского пан-
теона были богиня Тиннит и Ваал-Мелькарт. Тиннит — покровительница города — олицетворяла луну, мудрость, изобилие и животворящие силы природы. Почитаемым божеством был Ваал-Мелькарт — божество умирающей и воскресающей природы, податель жизненных благ, устрашающий врагов. Одним из самых мрачных культов было поклонение божеству войны — грозному Молоху, который требовал порой человеческих жертв. Для этих божеств были построены храмы, выполненные в синкретическом стиле, вобравшем в себя финикийские традиции, египетские мотивы и греческие архитектурные приемы. Храм Тиннит находился в Бирсе — акрополе Карфагена — и представлял собой последнее укрепленное место города. Падение Бирсы означало, что Карфаген взят неприятелем.
Культура Карфагена оставила заметный след в истории Западного Средиземноморья и Северной Африки.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2253;