Месопотамия на заре цивилизации
В XI—VIII тысячелетиях до н. э., в эпоху мезолита, в горных районах, прилегающих к долине Тигра и Евфрата, не только интенсифицируется процесс собирательства злаков, но и делаются попытки осуществить доместикацию растений и животных, о чем свидетельствуют находки серпов, зернотерок, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой располагались в пещерах, а летом — в долине, по берегам рек. Появляются первые сырцовые постройки. Наиболее характерными поселениями этого периода являются Зави-Чеми-Шанидар, Млефаат и др.
Темпы развития ускоряются в эпоху неолита. В VII тысячелетии до н. э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамской низменности, появляются поселения так называемой культуры Джармо. Для нее характерно окультуривание эммера и ячменя; приручаются коза, свинья, собака; появляется лепная керамика; дома строят из глины с примесью тростника. Встречаются даже единичные металлические изделия. Возможно, еще ранее, в конце VIII — начале VII тысячелетия до н. э. племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долину, где возникает целый ряд оседлых поселков (Телль-Сотто и др.).
В середине и второй половине VI тысячелетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наиболее характерного поселения — Хассуна — носит название хассунской культуры.
Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). В это время уже сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство, ибо хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен. В их поселках, состоявших из жилых и хозяйственных построек, имелись зерновые ямы и даже специальные зернохранилища. Были освоены начальные формы искусственного орошения: сооружение небольших дамб и каналов. Орудия труда остаются каменными, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига сосудов применяют специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами.
В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изменения, связанные с новой культурой, называемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявляется в развитии различных производств. Халафская керамика покрывается двухцветной росписью с геометрическими и зооморфными мотивами, применяется техника глазури, изготавливаются лепные и фигурные сосуды. В поселении Арпачийя найден «дом гончара», который, видимо, обслуживал всю общину, получая за свой труд долю урожая. Высокого уровня достигло камне-
резное производство. При раскопках Ярым-тепе II в изобилии найдены алебастровые вазы, чаши, кубки, каменные подвески-печати. Камень применяется при строительстве зданий и для мощения улочек. Из меди уже изготавливаются кинжалы и долота. Однако мастера-ремесленники работают в рамках общины и обеспечивают ее своими изделиями. Сходные с Телль-Халафом поселения обнаружены на большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана. Устанавливаются связи с Закавказьем: там найдены женские статуэтки и керамика ха-лафского типа.
В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, например, быка, который, видимо, был тотемом халафских племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свидетельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупокойный культ с разными типами погребений и увеличивающимся погребальным инвентарем.
В это же время шло продвижение племен дальше, на юг, где образовались древнейшие поселения в Эреду, Уре, Уруке. Интенсивное освоение болотистой низины Двуречья стало возможно лишь при создании системы мелиорации и искусственного орошения.
Самым древним из этих поселений было поселение Эреду (совр. Абу-Шахрейн) на берегу Персидского залива, существование которого восходит, видимо, к VI тысячелетию до н. э. Археологи обнаружили здесь остатки 12 храмов, возводившихся на одном и том же месте, друг над другом. Раскопан был также некрополь жителей Эреду, примерно 1000 могил из сырцового кирпича, где люди были захоронены с личными вещами, посудой, пищей, домашними животными (например, собаками), сопровождавшими в загробный мир хозяев. Ученые предположили вначале, что это особая археологическая культура, но анализ керамики показал, что Эреду принадлежит к истокам этапа Эль-Убейд. Сам этот этап (последняя треть V — начало IV тысячелетия до н. э.) характеризуется наличием системы оросительных каналов, расцветом ремесел: керамического (стандартные формы, цветная геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (большой набор орудий из меди, знакомство с техникой литья), ткачества (находки пряслиц, прялок, игл, шил). Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10 га. Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами, возможно, резиденции вождей. Помимо культового назначения храмы играют роль административно-хозяйственных центров поселений.
Убейдская культура приобрела колоссальный размах и широко распространила в тогдашнем мире свои связи и влияние. Раскопки в Чога-Мами и Телль-Авайли показали сочетание в этих поселениях элементов Самаррской и Убейдской культур. Раскопки российской экспедиции в Сирии обнаружили убейдскую расписную керамику в поселении Телль-Хазна I. Керамика убейдского типа обнаружена на восточном побережье Аравийского полуострова и на Бахрейне в Персидском заливе. Убейдская лексика значительным пластом вошла в язык новой этнической волны — шумеров, которая, видимо, в конце этого периода появилась на территории Южной Месопотамии и смешалась с уже обитавшим здесь населением.
Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (середина — вторая половина IV тысячелетия до н. э.).
Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Урукские гончары работают в мастерских, используют быстро вращающийся гончарный круг; о развитии массового производства свидетельствует появление стандартных форм и гладкой красной и серой окраски сосудов. Обособляются мастера-камнерезы, изготавливающие скульптуры, каменные сосуды, украшенные барельефами, печати и др. Особой отраслью становится ювелирное производство, славящееся изделиями из драгоценных металлов и камней. Развивается внешний и внутренний обмен. Из соседних областей в страну ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни, вывозятся зерно и продукты ремесла. В
Телль-Хазне I найдена и керамика урукского типа. В качестве транспортных средств служат лодки и повозки, изображения и глиняные модели которых найдены археологами. Поселения увеличиваются в размерах, становятся не только центрами окружающей сельскохозяйственной территории, но и средоточием ремесла и торговли — прообразом будущих городов. Центром такого раннего города выступает храм, а иногда целый храмовый комплекс. Монументальные храмы, богато украшенные колоннами, фресками, мозаикой, ярко подчеркивают рост экономического потенциала страны. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. От этого времени сохранились три архива: два (ранний и поздний) из Урука и один из Джемдет-Насра (поселения последующей эпохи). Неудивительно, что археологи назвали это время Протописьменным периодом.
Одновременно с развитием производительных сил кардинальным образом меняются и производственные отношения. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Из материалов погребений явствует, что общинная знать сосредоточивает в своих руках значительные богатства и в этом отношении противостоит остальной массе рядовых общинников. Особую социальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники. В хозяйственных документах из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначающие рабов и рабынь. Причем если в ранних документах фигурируют десятки рабов и рабынь, то в более поздних упоминаются уже сотни. Характерна и пиктограмма, обозначающая раба, которая может трактоваться как «человек гор, чужак», что указывает на захват рабов в походах из равнинного Шумера в горные области.
По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значительной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригационным хозяйством. На рельефах и печатях нередко изображается жрец-правитель, который выполняет религиозные
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1947;