Древневосточные цивилизации
Существуют, как мы уже проходили, несколько основных подходов изучения исторического процесса. Среди них – формационный и цивилизационный. Если в основе формационного подхода – господствующий способ производства, включающий в себя производительные силы и производственные отношения, то в основе цивилизационного – определенный уровень развития техники, технологий, культуры, то есть совокупности традиций, ценностей, идеалов.
Слово «цивилизация» происходит от латинского слова от лат. Civilis, что можно перевести как гражданский, государственный. Понятие цивилизации – несколько значений: 1) этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством; 2) в философском значении — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 3) историко-философское значении — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достиженийчеловечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 4) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 5) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Общепринято было выделять в исторической науке следующие признаки цивилизации: 1) наличие государства – аппарата управления и принуждения; 2) наличие письменности; 3) наличие городов.
Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:
1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
Если придерживаться цивилизационного подхода, то в развитии общества можно выделить доцивилизационное развитие (эпоха первобытного общества), аграрную цивилизацию (эпоха древнего мира, средних веков), индустриальную (эпоха капитализма, модерна), информационную (эпоха постмодерна).
В свою очередь, изучая историю древнего мира, целесообразно сосредоточиться на изучении древневосточной и античной цивилизациях.
Как нетрудно заметить, у этих цивилизаций – одна общая черта: они относятся к аграрным цивилизациям, к тому этапу социальному развития, в котором появилось неравенство, государство, письменность, господствовал рабовладельческий способ производства, главным сектором экономики – аграрный сектор. Цель наших занятий как раз и стоит в том, чтобы в процессе сравнения раскрыть сходства и отличия между древневосточной и античной цивилизацией.
Древневосточная цивилизация, в свою очередь, включает древнеегипетскую цивилизацию, цивилизации древнего Междуречья, древнеиндийскую, древнекитайскую. Общее между ними – в том, что они относятся к так называемым речным цивилизациям: египетская государственность – на берегах Нила, цивилизации Междуречья – в долинах Тигра и Евфрата, древнеиндийская цивилизация – на берегах Инда и Ганга, древнекитайская – на берегах реки Хуанхэ и Янцзы. Эта географическая особенность повляла на хозяйственный уклад древневосточных цивилизаций: зародилась ирригационная система земледелия. В свою очередь, ирригационная система повлияла на господствующие социальные отношения: строительство дамб, каналов не под силу отдельному индивиду, но под силу общине, государству. При этом работу общины необходимо было организовать. От успешной организации зависило выживание людей. Так появился социальный запрос на государственное управление, на сильную власть правителя. Этим обстоятельством можно объяснить этатизацию общественной жизни.
Для древневосточных цивилизаций характерна огромная власть правителей – монархов: фараонов, императоров, царей, ванов, раджей. Укреплению их власти спосбствовали государственные чиновники, которую играли ключевую общественную роль. При этом правитель обладал неограниченной властью. Его боялись все жители страны, в том числе чиновники. Такая форма государственного устройства, при которой правитель неограниченно, по своему желанию и усмотрению, неограниченно распоряжается властью, называется деспотией. Применительно к древневостчным цивилизациям форма государственного устройства называется древневосточной диспотией. Сущность древневосточной деспотии кратко, но и в то же время емко, охарактеризовал немецкий философ Гегель: свободен один, то есть деспот.
Преобладающим населением в древневосточных цивилизациях являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Несвободную часть населения – рабы. Древневосточное общество можно сравнить с пирамидой: на вершине – правитель, обладающий неограниченной властью, в средней части – чиновничество, выполяющее управленческие функции, далее – крестьяне, занимающиеся тяжелым сельскохозяйственными работами, составляющие основу ирригационной системы хозяйствования, далее – самые бесправные и угнетаемые члены обшества – рабы.
Таким образом, можно выделить следующие сходства между древневосточными цивилизациями:
1) Относятся, как правило, к речному типу;
2) Деспотическая власть: жесткая централизация, сакрализация власти;
3) Социальная структура: правитель – чиновники – крестьяне – рабы;
4) Большая роль государства и общины в организации социальных связей и отношений;
5) Ирригационная система хозяйствования;
6) Рабовладение как основа господствующего способа производства.
Раскрыв некторые основные общие черты древневосточных цивилизаций, необходимо выявить различия между ними. Чтобы начать движение к данной цели, начнем обзор древневосточных цивилизаций с древнего Египта.
Первые государства в Египте называют номы. В четвертом тысячителетии до нашей эры в Египте сложилось около 40 номов. Потребности развития ирригационной системы хозяйствования привели к объединению всей долины Нила: первоночально возникло два государства – Верхний Египет (Южное царство) и Нижний Египет (Северное царство). Потом, в результате войн, Верхний Египет объединил всю страну.
Главное занятие египтян – ирригационное земледелие. Мягкую почву – мотыгой или легким плугом. Для сбора урожая – деревянный серп с микролитами. Позже – сельскохозяйственные орудия из меди и бронзы. Помимо земледелия, египтяне занимались ремеслом. В египетских папирусах упоминаются ремесленники несколько десятков профессий. Благодаря письменным источникам, можно сделать вывод о том, что ремесло в древнем Египте было хорошо развито.
Социальные отношения складывались первоначально на основе общинных связей. Затем – общины исчезли, и все население было объединено под властью правителя – фараона, которому помогали в управлении чиновники. Ежегодно чиновники – смотр детей, достигшие трудноспособного возраста. Самых сильных – в войско, сообразительных – в жрецы, остальных – на физические работы: кто-то становился земледельцем, кто-то ремесленником, а кто-то строителем.
Таким образом, в древнеегипетском обществе - разделение труда, предполагающее существование множество профессий. Разделение труда, как это убедительно доказал французский социолог Э. Дюркгейм, является одним из главных факторов социального прогресса. Заметим, что в основе разделение труда – не родственные связи, а отбор, основанный на личных качествах ребенка. Это, в частности, означает, что член древнеегипетского общества назначался на должность жреца не благодаря использованию связей и других ресурсов, составляющих содержание социального капитала, а благодаря своим способностям. Неудивительно, что древнегреческий философ Платон, побывав в Египте, предложил в своем проекте государственного устройства взять идею организации общества на лично-профессиональных качествах за основу.
Первоначально египетские земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати, храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был организован труд ремесленников. Следовательно, в руках крестьян и ремесленников, были главные средства производства, к которым относятся земля, инструменты, орудия труда. Наиболее тяжелые работы выполняли рабы, как правило, чужеземцы.
Во главе древнеегипетского общества – фараон, фигура которого обожествлялась. Он считался сыном бога солнца - Ра. Фараон сосредоточил в своих руках большой объем власти и полномочий: он был не только божеством, живым богом, но и верховным жрецом, устанавливал законы, командовал войском, повелевал заниматься стороительством оросительных сооружений. По приказу фараона строились города, храмы, крепости, пирамиды.
Фараоны вели постоянные войны. В Египет поступала огромная дань, росла численность рабов. Постепенно Египет в результате захватнических войн превратился в мощную державу. Наибольшего могущества держава достигла при Аменхотепе Третьем. (1455 – 1419 гг. до н.э.). Однкако вскоре в Передней Азии – державы, которые начали с Египтом войну. С переменным успехом война продолжалась около 200 лет. В результате силы Египта были истощены. Помимо внешних трудностей, можно выделить и внутрение причины потери былой египетской мощи: в стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. То, что Египет был завоеван в 525 г. до н.э. Персией, - закономерный итог развития древнегипетской цивилизации, политическая элита которой не смогла дать своевременные адекватные «ответы» на внутрениие и внешние «вызовы».
Итак, мы рассмотрели экономическое, социальное, политическое развитие древнеегипетского общества. Его обзор не был целостным, если бы мы не изучили особенности духовного развития древнего Египта.
Более пяти тысяч лет назад возникла египетская система письма. Письменные знаки передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Материалом для письма – папирус. Египетскую письменность называют иероглифической.
Доминирующее положение в духовной сфере – религия: именно она оказывала очень большое воздействие на развитие науки, искуссства, тесно переплеталась с ними. Под религией понимают веру в сверхъествественные силы. Имено религия выработала представления о загробной жизни.
В древнеегипетском обществе – политеизм, или язычество – вера во множество богов. Во времена фараона Эхнатона была предпринята попытка религиозной реформы: Эхнатон хотел заменить политеизм монотеизмом – верой в единого Бога. В качестве такого он предложил египтянам Атона – бога Солнца. Цель реформы – укрепить власть фараона. Попытка провалилась.
В древнем Египте – зачатки философского дискурса: древние Египтяне задумывались о конечности человеческого бытия. Например, в «Книге мертвых», сравнивают сон и загробную жизнь.
Духовная сфера, как известно, включает в себя искусство, религию, философию, науку. Если философия – в зачаточном состоянии, тесно связана с религиозными представлениями, то искусство, наука, не смотря на господство религии и теснкую связь с ней, достигли высот. Древнеегипетское искусство представлено пирамидами, гробницами, фресками. Если говорить о науке, то колоссальные достижения – в области медицины, астрономии, математики, - все, что связано с религией, со строительством пирамид. Известно, что дрвенеегипетские медики хорошо знали анатомию человека, делали сложные хирургические операции.
О том, что медицинские научные знания – с религией – изготовление мумий – мумификация. Труп фараона бальзмировали, но до этого – избавлялись от внутренностей умершего человека
Архитектурных памятников древнеегипетской цивилизации сохранилось не так уж много. Среди них - пирамиды, которые поражают своим величием. В Луксоре (Фивы) – громадный дворец Аменхатепа Третьего. Здесь же – храмы со множеством колонн в виде пучков папируса.
Именно в Египте больше всего найдены скульптурные изображения людей и богов. На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни. Изображение – по канонам: лицо человека, его руки, ноги – в профиль, а глаза и плечи – в фас. Фигуры фараонов и богов – выше простых смертных. Это одна из особенностей древнеегипетского искусства. При фараоне Эхнатоне – отход от канонов. Стали подчеркивать, а не скрывать, как раньше, особенности простых людей. Всемирную известность – бюст его жены Нефертити.
Таким образом, для древнеегипетской цивилизации характерно:
· В сфере экономической – ирригационная система хозяйствования, рабовладельческий способ производства, централизовання система хозяйствования, в которой государство играет ведущую роль;
· В социальной сфере – развитое разделение труда, социальная дифференцация: правитель – чиновники – простой люд (крестьяне, ремесленники, строители), рабы. Главная основа социальной организации – не община, а государство;
· В политической сфере – деспотическая власть фараона, сакрализация (обожествление) его власти, полное отсутствие демократических свобод, гражданского общества;
· В духовной сфере – политеизм, попытка ввести монотеизм, господство религии, ее проникновение в другие сферы общества, господствующее положение в духовной сфере социума, появление египетской иероглифической письменности; в архитектуре – пирмиды, мумификация.
Древнее Двуречье или Междуречье – между реками Тигр и Евфрат – питательной почвой для зарождения множества древневосточных цивилизаций: шумерской, аккадской, вавилонской.
В Месопотамии – различные народы: на севере – семиты, на юге – шумеры. Шумеры построили города, создали древнейшую систему письменности – клинопись. Материалом для письма – глина. Письменные знаки, как и в древнеегипетской системе письменности, передавали отдельные слова, слоги, звуки. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Считают, что именно шумеры изобрели колесо.
В 4 тыс. до н.э. - шумерские города – центры небольших государств. Они – подобие номам. Их – города – государства. Наиболее известные: Урук, Ур, Умма и др. В отличие от Египта, единство Шумера – непрочное. Первая серьезная попытка объдинить государство - Саргон Древний – 24 век до н.э. По происхождению - семит, из низов общества. Он завоевал обширные земли, ввел единые меры длины, площади, веса. При нем – активное строительство каналов и плотин.
В 22 веке до н.э. – Царство Шумера и Аккада. Централизованная организация политической власти и хозяйственной жизни. Земля – только государству. Все трудились под строгим контролем чиновников. Государство захватили кочевые семитские племена.
В начале 2 тыс. до н.э. – усилился город Вавилон на р. Евфрате. При царе Хаммураппи (1792 – 1750 гг) вавилоняне завоевали почти всю Месопотамию. О жизни Вавилонского царства – законы Хаммураппи: вся земля – царю, крестьянские общины и знать – пользователи земли, существенную роль – рабы из пленников. Был и другой источник рабства: в рабство за доги продавали детей, самих себя. Однако долговое рабство было ограниченно.
Создателеми первой державы – хетты. Основа хозяйства – земледелие и скотоводство. Занимались и ремеслом. Умели добывать и обрабатывать металлы. Считается, что именно в Хеттском царстве люди научились первыми в мире выплавлять железо.
Вели завоевательные войны: в 17 в. до н.э. хетты захватили Северную Сирию, а в 16 веке - Вавилон. Мощное сопротивление хеттам – египтяне. В последствии – мирный договор против Ассирии.
Власть хеттов над покоренными народами – мягкой: хеттский царь ставил родственников, которые управляли завоеванными территориями. Новые правители сохраняли традиции, обычаи, сложившисеся порядки и выплачивали дань. Как погибо хеттское царство – неизвестно. Есть предположение, что от нашествия «народов моря».
Еще одна мощная держава – Ассирия. Ее заметное усиление – с царем Тиглатпаласаром Третьим. Он принял решительные меры по укреплению государства и войска: обеспечил войнов железным оружием и доспехами, армия – за счет государства. При нем и его наследниках Ассирия - обширные земли Передней Азии.
Ассирийцы не славились в отличие от хеттов мягким стилем управления. Для укрепления своей власти над огромными землями ассирийцы переселили целые народы, стремились перемешать их, чтобы те забыли свои обычаи, традиции, культуру. Ассирийцы прославились жестокостью: убивали жителей городов, отрубали у пленных руки, ноги, уши, языки, выкалывали глаза. Однако ассирийская жестокость не могла предотвратить восстания покоренных народов. Выражаясь языком физики, срабатывал закон Ньютона: всякое действие порождает противодействие. Иначе говоря, чем жестче управление, тем жестче восстания.
Крушение Ассирийской державы было стремительным: в 7 веке до н.э. вавилонский наместник провозгласил себя царем, заключил союз с Мидией, начал успешную войну с Ассрией.
После исчезновения Ассирии сложились две державы: Мидийское царство, Нововавилонское царство. Вавилоняне завоевали Ассирию, Сирию, Палестину. При царе Навудохоносоре Втором Вавилон был украшен дворцами, воротами.
В 6 веке до н.э. – усиление Персии. Ее усиление – с Киром Вторым. Персия – постоянные войны. Кир погиб, а его приемник - сын Камбиз завоевал Египет. Вскоре Камбиз погиб. Царем стал Дарий Первый. Он восстановил едиснство державы, покорил среднеазиатские племена, завоевал чать Индии. Однако потерепел неудачу со скифами. По своим размерам держава Дария намного превышала существовавшие ранее государства. Песидская держава была разделена на сатрапии. Во главе – сатрапы. Они судили население, собирали налоги. В царстве прокладывались дороги, учреждена государственная почта, обновлена денежная система. Предпринятые меры – расцвету торговли.
Культура цивилизаций древнего Двуречья тесно связана с письменностью, с георафическими особенностями. Появились сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний – литература. Одним из древнейших литературных произведений – «Сказание о Гильгамеше», где повестсовалось о подвигах царя шумерского город Урук Гильгамеше, о его дружбе с чудовищем и о тщетных поисках бессмертия.
Архитектура представлена воротами богини Иштар в Вавилоне. Ворота выложены синим кирпичем и украшены изображениями животных.
Таким образом, к особенностям цивилизаций Древнего Двуречья можно отнести:
· Жесткую централизацию в экономической и политической сферах общества, где все ресурсы – в руках государсва и его главы. Эта особенность выражается в том, что земля считалась государственной собственностью, то есть собственностью правителя;
· Наличие городов-государств, стремящихся к господству, существование несколько держав;
· Войны как ведущий способ обогащения;
· Община как основа для организации социальных связей;
· В духовной сфере – изобретение клинописи, в Иране – зарождение зороастризма.
В районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря, древневосточная цивилизация – особые, характерные черты. Появление этих черт – в географических особенностях региона: здесь проходили торговые пути из Египта в Мессопотамию, из Азии и Африки в Европу.
На узкой полосе Средиземного моря, на территории современных государств Ливана и Сирии – Финикия. Здесь – один из древнейших очагов земледелия. Земля – полезными ископаемыми. Процветали ремесло, торговля, особенно международная торговля. Финикийцы – как отважные мореходы.
Фикикийцы – создатели первого в мире алфавита, буквы которого обозначали только согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через древних греков алфавит перешел к древним римлянам и лег в основу большинства современных систем письма: на основе латиницы созданы многие современные алфавиты.
Таким образом, алфавит связал не только древневосточные цивилизации с античностью, но и оказал влияние на многие современные цивилизации.
Финикийцы имели связи с другим народом Восточного Средиземноморья – древними евреями. Позднее евреи столкнулись с филистимлянами, от название которых - Палестина.
С 13 века до н.э. ееврейские племена превратились в Палестине в господствующую силу. Помимо скотоводства они стали заниматься земледелием. В конце 11 века до н.э. складывается Израильско-Иудейское царство. Период расцвета оно пережило в 10 веке до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Соломон был мудрым царем. О его мудрости – Библия. Крылатое выражение: «соломонова мудрость». Можно сказать, что Соломон – виднейший представитель так называемой житейской философии.
Затем единое царство распалось, столица Иудеи Иерусалим захвачен Вавилонией. Позже Иудейское царство – в качестве независимого государства.
В духовной сфере событием исторического значения – появление религии у иудеев – евреев – монотеизма. Значние зарождения иудаизма заключается в том, что она была монотеистической религией, то есть релегией основанной на вере в единого Бога, и на основе иудаизма появилось христанство. Однако следует отметить, что в отличие от христианства, которое является мировой религией, иудаизм, как большинство древнейших религиозных верований, так и остался религией национальной.
Таким образом, цивилизации Восточного Средиземноморья имели следующие особенности: в силу географического положения у них большую роль играла международная торговля, развитие ремесла. Несомненный вклад в духовной сфере – появление алфавита и иудаизма как первой монотеистической религии, на основе которой зародилась христианская цивилизация. Кроме того, иудаизм как система ценностей, обычаев, традиций, верований, лег в основу иудейской цивилизации.
Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в четвертом тысячителетии до нашей эры в долине реки Инд. Долина Инд – один из древнейших очагов земледелия. Выращивали: пшеницу, ячмень, горох, дыни, хлопок.
В долине реки Инд – древнейшие города. Они поражают своими размерами: в некторых проживало до 100 тыс. человек. Затем – упадок и гибель Хараппской цивилизации.
Во 2 тыс. до н.э. – вторжение в Индию ариев – племена индоевропейцев, которую пришли в Индию из Восточной Европы. Арии вели жестокие войны с местным населением, порабощали их. Об этом – в Ведах – в свящанных книгах ариев. Во главе государств – вожди арии – раджи.
Особенность арийского общества – деление на сословия – варны: 1) жрецы (брахманы); 2) войны и правители (кшатрии); 3) скотоводы, ремесленники (вайшьи); 4) свободные общинники или слуги (шудры). Позже жители Индии – на более мелкие группы по роду занятий – касты. Касты существовали наравне с варнами. Выделялись касты кузнецов, ткачей, рыбаков. Некоторые люди – такое низкое социальное положение, что не входили ни в какие касты – неприкасаемые. Подобная система социальной организации – касто-варновая. Отличительная ее черта – замкнутость.
Большую роль жизни Индии – община. Индийцы очень многие работы выполняли совместно: расчищали поля от тропических деревьев, строили оросительные сооружения. Поля, каналы, плотины – во владении общины.
Главное событие духовной жизни – появление буддизма, который зародился в Индии в 6 – 5 вв. до н.э. Основные идеи философии буддизма: жизнь – это страдание, причина страданий – наши желания; существует путь избавления от этих страданий: правильно думать, говорить, делать. В основе – идея самоограничения, созерцательности. Идея реинкорнации – большую роль на жизнь индийцев.
Помимо буддизма в Индии – другие религиозные системы, которые играли и продолжают играть большую роль в жизни Индии. В Индии произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а также в индуизм.
Индия – родина зарождения философских систем – идеализма и материализма, которые тесно связана с религией.
Таким образом, можно выделить следующие особенности древнеиндийской цивилизации: 1) в экономической сфере – ирригационая система, общинная форма ведения хозяйства, общинная собственность; 2) в политической сфере – арийское завоевание Индии, появление городов-государств во главе с раджами; 3) в социальной сфере – варно-кастовая система; 4) в духовной сфере – появление таких религий как буддизм, брахманизм, индуизм; появление философских систем.
Древнекитайская цивилизация зародилась в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале продки китайцев населяли лишь долину одной реки. Позже они захватили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев.
В середине 2 тыс. до н.э. – в долине Хуанхэ – союз племен Шан, который потом организовал государство Шан (Инь) во главе с царем – ваном. Государство Шан – постоянные войны. Главная цель войн – захват военнопленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обозглавленных людей.
Постепенно у других племен – зачатки государственности. Особеннос сильное сопроивление Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил племена, разгромил государство Шан, создал государство Чжоу. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной, или Срединным Царством. Вначале 8 в. до н.э. Чжоу – в упадок. Наместники объявили себя ванами. Началась междоусобная война, в которой победило государство Цинь. Правитель Цинь завершил объединение и провозгласил себя императором Цинь Шихуанди – первый император Цинь.
В годы правления Цинь Шихуанди – увеличение податей, за малейшее преступление – в рабство преступника и его семью. Рабы – в хозяйствах правителя, на государственных работах. Чтобы бороться с кочевниками сюнну, Цинь Шихуанди велел для защиты Китая от их нашествий начать в 221 г. до н.э. Великой Китайской стены, которая стала впоследствии одним из самых грандиозных сооружений в мире. Не смотря на то, что Великая Китайская стена растянулась на 4 тыс. км, полной защиты от кочевников она не обеспечила.
После смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. по всей империи Цинь вспыхнули восстания. В 207 г. до н.э. войско повстанцев под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу империи. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая империя во главе с потомками Лю Бана – государство Хань.
Первый период существования государства Хань – расцвет экономики и культуры. Недаром китайцы называют себя ханьцами.
Во 2 веке до н.э. – возник Великий шелковый путь, который связал Китай с далекими западными странами.
В Китае – сложная система управления. Его основы зложил мыслитель Шан Ян. Были ограничены права знати, введено 12 рангов знатности, которые мог пройти любой человек, даже из социальных низов, если он обладал талантами. В основе – строгая экзаменовка. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он считал: чиновник, почитающий родителей, изменяет своему государю.
В государстве Хань во многом сохранился порядок управления, созданный мыслителем, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как со своим отцам.
В древнем Китае были созданы оригинальные религиозно-этические учения с глубоким философским содержанием. Мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традициями социальный иерархический порядок. Философско-этическое учение Конфуция положило начало конфуцианству.
Старший современник Конфуция Лао Цзы (6 – 5 вв. до н.э.) стал основателем даосизма. Согласно Лао Цзы, существует особый путь – дао, некий закон вселенной, которому должен следовать человек.
Лао Цзы с китайского буквально переводится как «старый учитель». До нас дошла книга «Дао Дэ Цзин» - древнейший источник китайской философии, оказавшая влияние на все дальнейшее развитие философии.
Человек входит в жизнь мягким и слабым, - учил Лао Цзы, а умирает жестким и крепким. Все существа, растения и деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими жесткими. Жестокость и сила – спутники смерти, - делал умозаключение Лао Цзы.
Известны другие высказывания древнекитайского мыслителя: «кто знает других, тот умен. Кто знает самого себя, тот мудр»; «кто превозмогает других, тот силен. Кто превозмогает себя, тот могущественен. Кто умеет быть довольным, тот богат».
В этих высказываниях, как считает современный исследователь В.Д. Губин, содержится подлинное начало любой философии: самое главное – знать себя. Поскольку люди в глубине своей все одинаковы, то познавая себя, ты начинаешь понимать все мысли и тайные движения чужой души. Самое трудное, по Лао Цзы, победить не врага, а самого себя, то есть свою лень, инертность, безделье. Если ты не справишься с самим собой, то ты не сможешь распоряжаться другими людьми.
Со временем в империи Хань росли налоги и ужесточались законы. Знать выходиоа из повиновения, вспыхивали восстания бедносты. В результате, империя Хань, раздираемая внутренними противоречиями, в 3 в. н.э. погибло.
Таким образом, к особенностям древнекитайской цивилизации можно отнести: 1) обожествление китайского императора, который считался сыном бога неба, сокрализация власти; 2) большая роль традиций, церемоний, предписаний (чайная церемония, регламентация ношения цветов одежды); 3) использование философско-этических учений в управлении, рассмотрение образования в качестве главного канала социальной мобильности; 4) представление о своей исключительности (Срединное царство); 5) в духовной сфере – философские системы конфуцианства, даосизма.
Подведем итоги. Попытаемся в обобщенной форме раскрыть сходства и отличия между древневосточными цивилизациями.
Сходства. Большинство древневосточных цивилизаций, за исключением цивилизаций древнего Восточного Средиземноморья, относятся к речным типам цивилизации. Этот факт отложил отпечаток на организацию хозяйствования, систему управления, на принципы организации социальной жизни. Например, близость рек способствовало появлению ирригационной системы хозяйствования, в котором большую роль играл как конкретный правитель, власть которого обожествлялась, так и государство в целом. Общинный способ организации социальной жизни присутствовал во всех древневосточных цивилизациях, кроме Египта: в Египте на смену общины пришло государство. Но, тем не менее, закономерность прослеживается: ирригационная сиситема земледелия требовало координацию социальных сил, и в качестве этой силы выступало или община, или государство, или и то, и другое вместе взятое. Этим обстоятельтсвом можно объяснить большую роль правителя и государства.
В свою очередь, жесткая централизация экономической, политической жизни не способствовала развитию частной собственности, гражданского общества, зарождению демократических институтов, самоуправления. Подобное мы будем наблюдать в античной цивилизации.
Социальные отношения древневосточных цивилизаций можно охаорактеризовать как преимущественно вертикальные, чрезмерно регламентироварнные, жесткие. В некторых случаях, как в древней Индии, - замкнутые.
Социальная мобильность – разная: в Индии из-за кастово-варновой системы сведена к нулю, выше – в Египте и Китае.
В духовной сфере – зарождение иудаизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, появление письменности имело большое историческое значение. В целом в эпоху древнего мира были заложены идейные, социокультурные основы для восточной цивилизации, для которой характерны созерцательность, традиционность, этатизация общественной жизни, господство вертикальных связей, коллективизм.
Различия. Если говорить об особенностях, то в политической жизни в Египте на смену общины как социальной силы, организующей население на ведение ирригационного земледелия, пришла сила политическая – государство. На политическую, социальную, культурную жизнь Индии оказало вторжение древних ариев.
Если говорить об особенностях хозяйственной жизни, то можно вспомнить цивилизации Восточного Средиземноморья, где близость моря привела к тому, что основными занятми были внешняя торговля и связанное с нею мореплавание. Если, например, в Египте знали частную собственность, то в Междуречье основным собственником было государство.
Относительно особенностей в социальной сфере можно заметить следующее. Более мобильным в социальном плане – древнеегипетское и древнектиайское общество: там была возможна восходящая социальная мобильность. Самым закрытом обществом – древнеидийское: варно-кастовая система в силу своей замкнутости исключала социальную мобильность.
Не смотря на общие черты в духовной жизни – господство религии, связь религиозных представлений с искусством, можно выделить различия. Только в Восточном Средиземноморье зародился монотеизм – иудаизм. В Египте была предпринята неудачная попытка перейти от политеизма к монотеизму. В древнем Китае, Индии – зарождение философских систем. В этих же странах – зарождение таких религий как буддизм, брахманизм, конфуциоанство, даосизм. Однако только буддизм стал со временем мировой религией. Отличия прослеживаются и в архитектуре: в древнем Египте – пирамиды, в Месопотамии – зиккураты.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Главные архивы России | | | Доклады Римского клуба. |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 15689;