Год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
С одной стороны, феодальный способ производства не изжил себя, а с другой капиталистический уклад еще не сложился. Торговое и промышленное население во второй половине XVII в. выделилось в привилегированный чин московской сословной монархии. Правительственная политика протекционизмаизданием в 1654 г. «Уставной таможенной грамоты» и в 1667 г. «Новоторгового устава» обеспечивала благоприятные условия для ведения торговли.
Церковный раскол
В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. - церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
1667-1676 гг. - Соловецкое восстание
Церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь.
Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления:
· Одни считали, что за основу нужно положитьдревнерусские рукописные книги (Аввакум);
· другие - греческие оригиналы (Никон).
Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.
У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы:
1. Запрет старообрядческих книг и введения новых.Так, в последних вместо слова «Исус»начали писать «Иисус».
2. замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные.
3. крестные ходы стали проводиться в обратном направлении.Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола. Из Москвы были высланы "ровнители" (Аввакум - в Сибирь).
Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место.Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.
После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами.
Солове́цкое восстание ("Соловецкое сидение"). (1668 – 1676 годы).
Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.
Участники восстания: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина. Правительственное войско овладело монастырем после почти 8-летней осады.
Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне (приток "низов" - после "разинщины"), стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых "гарей" (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей.
Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г.:
· подтвердил независимость духовной власти от светской;
· был упразднен Монастырский приказ;
· отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2604;