Роль деталей в оформлении объектов


 

Для определения оптимальных объемно-планировочных композиционных решений формирования городской среды в условиях реконструкции, необходимо познакомиться с основными особенностями и принципами визуального восприятия городских пространств и объемов: улиц, площадей, кварталов, дворов, зданий, сооружений и элементов городского дизайна.

Облик городов составляется из ряда воспринимаемых человеком и отраженных в его мозгу представлений - картин, рассказывающих об объектах, ограничивающих и «создающих» видимое глазу пространство. Все бесконечное многообразие этих «картин», в конечном счете сводится к изображению двух основных геометрических элементов — объема и плоскости. Особенности человеческого зрения: вертикальный угол «нормального» зрения 37°, в котором ниже линии горизонта, т. е. на периферии зрительного восприятия, находится сектор в 10°; горизонтальный угол в 120°, где центральная зона в 54° просматривается оптимально, а боковые поля — не активно, расплывчато — сводят все видимое поле к условной картине, на которую проецируются находящиеся перед зрителем предметы. При этом все объекты, которые видны под углом, близким по горизонтали к 54°, по вертикали к 27°, воспринимаются как «стены»; если эти углы соответственно меньше 36° и 18°, то как некая форма, расположенная в пространственном окружении (рис. 1.13).

 

 

Рис. 1.13. Схема зрительного восприятия:

а) Зона активной видимости; б) Зона расплывчатого восприятия; в) Проецирование предметного мира на картинную плоскость; г) Пространство как система ограничивающих его поверхностей.

 

 

Все формы зрительных представлений, которые получает человек в процессе взаимодействия с городской средой, можно выразить в следующих видах (рис.1.14):

 

Рис. 1.14. Основные формы восприятия городского пространства

 

- фронтальные картины (а), когда поле зрения заполнено плоскостями (фасадами домов, плотной зеленью и пр.), находящимися от зрителя на расстоянии, равном или меньшем, чем две высоты ограждения;

- объемные построения (б), когда трехмерные объекты восприятия (например, здания) удалены от зрителя на расстояние, примерно втрое превышающее его линейные размеры;

- глубинные построения (в), где ограждающие плоскости расположены вдоль оси зрения и уходят в глубину картины, образуя «пространственное тело» с габаритами удаления в 2—3 раза большими, чем его высота или фронтальное сечение;

- панорамы (г, д), когда ближние границы пространства не ощущаются, в поле зрения остаются только задние планы, где расположенные на большом удалении от зрителя объемы преображаются в плоскостные изображения. При достаточно больших расстояниях и особых условиях освещения панорама превращается в силуэт.

Границы городского пространства можно разделить на:

- реальные — здания, сооружения, плотная зелень, которые создают непроницаемые зрительные границы пространства;

- символические — решетки, колоннады, прозрачные посадки, берег водоема и пр., отмечающие контур объекта или пространства и позволяющие увидеть его окружение;

- условные — перспективы улиц, панорамы и другие дальние планы, входящие в состав пространства только зрительно.

Площадки, тротуары, дороги, проезды и другие планировочные элементы задают габариты, конфигурацию городского пространства, одновременно составляя основу его объемной архитектуры.

Любое организованное городское пространство характеризуется следующими признаками:

- габаритами, от которых зависит размер приходящегося на человека пространства и его общие пропорции, производящие впечатление простора или замкнутости данной площадки;

- конфигурацией, которая влияет на ощущение ее цельности или расчлененности, ориентирует внимание при восприятии;

- соотношением физически ограждающих пространство масс и разрывов между ними, определяющих связи данной площадки с городом, его прилегающими территориями.

Антропометрические психофизиологические данные человека — рост, острота зрения, пределы слуха — подсказывают величину пространства, эмоционально пригодного для того или иного вида деятельности отдельных людей, их групп и коллективов. Исследованиями установлены примерные градации габаритов такого рода пространств, начиная с площадок размерами 3—5 м, позволяющих разговаривать, отмечая выражение лица собеседника, интонации его голоса. В следующих типоразмерах постепенно утрачиваются возможности прямого контакта — сначала перестают улавливаться нюансы поведения, дальше видна только жестикуляция и при расстояниях более 150-200 м — общие очертания фигуры. Зато тут можно разместить все больше и больше людей, предоставить это пространство для коллективных массовых действий, если это площадь манифестаций; для многолюдных однонаправленных процессов, например, на вокзальных площадях (рис. 1.15).

 

Рис. 1.15. Схема эмоциональной характеристики пространства

 

Эмоциональное воздействие разных по размеру пространств неоднозначно. Психика человека обычно наделяет большое пространство ощущением величия, торжественности, свободы — таковы главные площади больших городов. Пространство может показаться зрителю пустынным, если его габариты становятся чрезмерными. Небольшая площадка размером до 1 га чаще всего выглядит уютным защищенным убежищем, но можно получить и другое впечатление — тесноты, неудобства, подстерегающей опасности. Это связано не только с размерами, но и с пропорциями пространства - меняя соотношение объемов можно проследить всю гамму переживаний человека, попавшего в тот или иной вариант — от зажатости, неудобства в тесном дворе-колодце, где высота стен превышает половину максимального линейного габарита площадки, до беззащитности, уязвимости на большом пустыре, ширина и длина которого в 4—5 раз больше его вертикальных ограждений. При этом другие архитектурные средства могут откорректировать впечатления от некомфортных пространств. Полностью «замкнутая» площадь за счет разнообразия застройки, живописности плана не подавляет зрителя, а совершенно «раскрытый» обширный сквер смотрится камерным благодаря расчлененности на отдельные площадки, украшенные скульптурами, элементами благоустройства, декоративного искусства. Исследования показывают, что, например, при соотношении высоты застройки и ширины двора 1:4 очевидна необходимость расчленять пространство зданиями или малыми формами; соотношение высоты застройки и ширины двора, как правило, должно находиться в пределах 1:5.

Другой ряд восприятия связан с таким признаком городского пространства, как конфигурация. Компактные площади и дворы (длина примерно равна ширине) кажутся устойчивыми - они статичны, как бы помещают зрителя «в центр мироздания», вызывая чувство значительности. Пространства вытянутые (где длина в 2—3 раза превышает ширину) приобретают динамические качества, побуждают к движению вдоль их длинной оси. Сходные ощущения вызывает противопоставление регулярно очерченных городских площадок - круглых, прямоугольных, с ясными контурами ограждений, и пространств с изрезанными формами плана, резким, неправильным силуэтом «стен» ограждений (рис. 1.16).

 

Рис. 1.16. Виды композиционных структур городских пространств:

А. Глубинная площадь

Б. Фронтальная площадь

В. Центрическая площадь

а, б, в — схемы ориентации внимания

1- доминанты, 2 — оси композиции

 

Распределение архитектурных масс в пространстве города — одно из самых мощных средств его художественной организации. Здесь возможны два принципиально разных подхода: размещение архитектурных объемов по периметру свободного центрального пространства или расположение архитектурной массы в центре. Эти приемы кардинально меняют наше отношение к среде. Размещение объектов по границе пространства подчеркивает его изолированность, самостоятельность, защищенность. Архитектурный объем, стоящий в центре пространства, приобретает значение главнейшего элемента композиционной системы, монументализирует среду, подчиняет ее себе. Это — своеобразный магнит, «притягивающий» пространство, выделяющий его одним своим присутствием из остального мира, даже если оно не имеет четко очерченных границ. Архитектура издавна использует это свойство крупного сооружения. Например, поставленные в центре города храмы превращали площади городов и сел в архитектурно организованное пространство.

В композиционно-художественной структуре городского пространства существуют отличающиеся визуальной значимостью элементы: доминанты, акценты, фон. Доминанты - это господствующие компоненты городской среды или архитектурного ансамбля, контрастно отличающиеся от окружения большинством своих параметров: размерами, формой, цветом и т. д. Отличия эти столь сильны, что обязательно сосредотачивают на доминантном объекте внимание зрителя, делают его гораздо активнее, привлекательнее остальных частей композиции.

Доминанты несут основную художественную нагрузку в ансамбле, архитектурная тема доминанты является в ансамбле наиболее интересной, наиболее развитой и мощно выра­женной, концентрируя максимум архитектурно-художественных средств, сравнительно с другими объектами комплекса. Кроме того, доминирующее в художественной системе сооружение чаще всего является и главным функциональным элементом пространства, определяющим его содержание. Доминанта взаимодействует практически со всем ансамблем, даже мысленное удаление ее из структуры разрушает представление о данном пространственном комплексе полностью.

Иную роль выполняют в городском пространстве архитектурные акценты - части композиции или элементы, выделяющиеся среди других деталей за счет особого решения отдельных изобразительных характеристик. Художественная самостоятельность акцентов не столь значительна, чтобы оторвать их от окружения, но достаточна, чтобы помочь его организации. Акценты только оформляют часть городского пространства, их исчезновение из композиции может стать нежелательным фактом частичной деградации ансамбля, но не причиной его распада. То же относится и к появлению новых акцентов, — они имеют местное значение. Важной чертой акцентов является их способность и даже стремление к образованию рядов, компактных групп, регулярных сочетаний, усиливающих при совместном восприятии отдельные впечатления.

Фон — это основная масса образующих архитектурное пространство поверхностей, которая создает в целом усредненное представление о его объемах, колорите, материалах. Эти элементы составляют среду, окружение более ярких компонентов композиции — акцентов и доминант.

Анализ композиционной роли тех или иных элементов пространства — один из самых сложных моментов в архитектурном и градостроительном проектировании. Практически любая материальная форма — здание, монумент, дерево, роспись — могут выступить в роли доминантного, акцентного или фонового образования. Применение всего арсенала компози­ционных приемов, разработанных архитекторами в процессе формирования пространственной среды городов, является действенным фактором закономерного объединения разновременной застройки и важной предпосылкой образования выразительных архитектурно-пространственных композиций (рис. 1.17).

 

 

Рис. 1.17. Архитектурно-планировочные средства

формирования городского пространства

 

Также для организации городского пространства чрезвычайно важны детали архитектурных масс, применение разного рода членений, пластики объемов, устройство проемов, использование разных фактур, материалов, цветовых соотношений.

Произведения монументально-декоративного искусства, такие, как монументы, скульптуры, декоративные объемы, могут быть ведущим компонентом организации городского пространства, а могут работать как фрагмент фасада: панно, рельефы, орнаментальные композиции. По типу декоративно-прикладным элементам близка и другая группа — информационные устройства и установки. Ряд из них декорирует фасадные плоскости зданий (рекламы, витрины, эмблемы, лозунги), ряд — образуют самостоятельные объемы (указатели, стационарные композиции наглядной агитации), членят поверхности покрытий (разделительные полосы, пешеходные переходы). Разнообразие заполнения городского пространства создают элементы городского оборудования: скамьи, фонари, киоски, вместе с балюстрадами и парапетами становятся частью символических ограждений.

Значимы для формирования городской среды и объекты благоустройства: мощения, подпорные стенки, ограды, лестницы, а также ландшафтные элементы — газоны, цветники, высокие и низкие насаждения, различные формы рельефа, водоемы и др. Эти две группы по функции похожи на архитектурные детали — они активно обогащают рисунок плоскостных сооружений, но также обладают и формообразующими свойствами, отмечая границы, служа ориентирами пространства.

Значительную роль в организации выразительного облика городского пространства играют также его освещение и сезонные условия восприятия — снежный покров, смена листвы. Эти группы средств нельзя причислить к разряду собственно архитектурно-планировочных, но помнить о них, работая над обликом города, необходимо.

В городской среде все виды архитектурно-планировочных элементов могут выполнять различные композиционные задачи. Отдельно стоящие сооружения или устройства часто выполняют композиционную функцию «ориентира» — они концентрируют на себе внимание, не заслоняя своего окружения; могут служить в качестве «экрана», прикрывая неблагоприятную для восприятия часть окружающего пространства.

Как правило, задача организации городского пространства принадлежит зданиям и сооружениям, тогда как усиление эффектов живописности и яркости отводится формам дизайна, оборудования, ландшафта, но в конкретных ситуациях эти роли могут перемениться. Для достижения нужного художественного эффекта в городской среде в целом имеет значение не столько обращение к определенному архитектурно-планировочному элементу или группе элементов, сколько умелое использование их совокупности. Зрителя, горожанина привлекает нужная данному месту, данной среде степень полноты эмоционально-художественных впечатлений, а каждое время предлагает свой способ их получения, свой «набор» возможных архитектурных и декоративных воздействий.

Секрет правильного пользования декора достаточно прост: нельзя забывать, что все его элементы формировались как составляющие конструкции и выполняли определенную функцию, которая со временем уступила место эстетике. Детали декора на протяжении многих столетий художественно осмыслялись, формы шлифовались, пропорции совершенствовались. Постепенно они стали служить больше искусству, чем конструкции. Статуи, вазы, резьба по камню в виде барельефов и горельефов, являются прекрасными украшениями. Единственная трудность состоит в том, чтобы разместить эти украшения с наилучшим эффектом. Хорошая статуя представляет собой произведение искусства, и мы естественно хотим, чтобы она была видима со всех сторон и с различных расстояний; поэтому скульптурные фигуры хорошо расставить вдоль главной лестницы, ведущей к зданию или в промежутках между колоннами. Но статуи, помещенные на кровле или наверху стены, всегда пугают, ибо кажется, что они готовы оттуда свалиться.

Таким образом, массы, объемы (здания, сооружения) формируют пространство города, архитектурные детали, элементы дизайна, благоустройства чаще дополняют основную архитектурную тему.

 

1.2.6. Композиционные вопросы реконструкции городских кварталов,



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2315;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.