Конспект по Истории Русской Музыки
1. Периодизация Истории русской музыки:
Периодизация.
Единообразной периодизации истории русской музыки не существует. Обычно для эпохи Средневековья выделяют три периода:
до монголо-татарского нашествия (11–13 вв.),
московский период (14 – начало 17 вв.),
эпоха перелома (от воцарения династии Романовых в 1613 по царствование Петра I, начало 18 в.). Далее, 18 в. часто делят на два периода – послепетровский, отмеченный наиболее сильным иноземным влиянием, и екатерининский (последняя треть века), когда начинают появляться признаки национальной музыкальной школы.
Первую четверть 19 в. обычно рассматривают как эпоху раннего романтизма, нередко это время называют также «до-глинкинской» или «предклассической» эпохой.
С появлением опер М.И.Глинки (конец 1830-х – 1840-е годы) начинается классический период русской музыки, достигающий расцвета в 1860–1880-е годы.
С середины 1890-х годов и до 1917 (вторую дату правильней отодвинуть несколько дальше, к середине или даже второй половине 1920-х годов) постепенно разворачивается новый этап, отмеченный сначала развитием – на фоне классических традиций – стиля «модерн», а потом иных новых направлений, которые можно обобщить терминами «футуризм», «конструктивизм» и т.д.
В истории русской музыки советского периода выделяют довоенный и послевоенный периоды, а во втором из них обозначают как рубеж начало 1960-х годов.
С конца 1980-х годов начинается новый, современный период русского музыкального искусства.
2. Особенности художественной культуры Древней Руси:
Художественная культура Древней Руси: краткая характеристика
Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Это было связано с языческим культом и носило магически-анимистический характер и широко входило в повседневный быт древних славян. Архитектура восточных славян I тысячелетия н. э. стала известна по археологическим раскопкам и скудным литературным данным. Материалом для сооружения жилищ и храмов служило дерево. К глубокой древности относится и возникновение крестьянского жилища - избы с ее простыми и целесообразными формами, соответствующими суровому климату.
Процесс феодализации привел в IX в. к образованию Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире. Соседи, испытавшие военную мощь нового славянского государства стремились установить с Киевом экономические и культурные отношения. Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего в культурном плане, чем обладала передовая для того времени Византия. С X по XV в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину.
Итак, сложение древнерусской государственности и обращение к христианству, воздействие византийской художественной традиции оказало значительное влияние на формирование древнерусского искусства. В архитектуре в начале X-XI веков отчетливо отслеживается византийский тип крестово–купольного храма и его трансформация на русской почве (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде): на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Большого расцвета архитектура достигла в XII веке - постройка Успенского собора во Владимире, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью, чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню.
В иконописи X-XI веков также прослеживаются перенесение на русскую почву принципов византийской монументальной храмовой декорации, использование византийской иконографии и техники иконописи. В ХI – XII вв. было создано много икон. Их трудно группировать по школам, поскольку в них много общего, византийского. По своей манере исполнения они мало отличались от произведений византийского иконописного искусства того же времени, что является характерной чертой начального периода древнерусской живописи. В ней все было подчинено созданию величавых и напряженных образов, в которых зритель должен был ощущать строгость и силу христианской религии и её святых. Поэтому иконы самого раннего периода отличаются предельной скупостью изобразительных средств и сумрачностью колорита, что сближало их с византийскими. Вместе с тем они имели и характерную чисто русскую черту. Первые национальные иконы были гораздо монументальнее византийских, что достигалось не только за счет больших размеров, но и особых средств художественного выражения. В частности, изображаемые на иконах фигуры представлялись фронтально и неподвижно, со строгими лицами, на гладких фонах, чаще всего золотых или серебряных. Наряду с византийскими на иконах стали изображаться собственные иконографические типы.
К концу XII в. на Руси слагается новое архитектурное направление и для русского зодчества наступает новый этап развития. Это проявилось в специфических формах, присущих каждой архитектурной школе, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковыми. На смену статичным, уравновешенным храмам, увенчанным одной массивной главой и большей частью скупым декоративным убранством фасадов приходят здания со столпообразным построением объема, подчеркнутой динамичностью композиции, чрезвычайно богатой декоративной разработкой фасадов и, как правило, трехлопастным их завершением.
Однако в XIII веке с монголо-татарским нашествием архитектура древней Руси пережила кризис, были разгромлены и сожжены наиболее крупные архитектурно-строительные центры, уничтожены или уведены в плен мастера. На киево-черниговской территории разгром был настолько сильным, что монументальное строительство здесь вообще прервалось на длительный срок. Генеральную линию развития русской архитектуры стало представлять зодчество Северо-Восточной Руси, а в 14-15 веках пережило подъем. Архитектура Новгорода XIV –– XV вв. характеризуется развитием типа небольших каменных храмов.
Монументальная иконопись Новгорода в то время находилась под влиянием творчества Феофана Грека. Под влиянием новгородской живописи в разных местах возникли свои художественные центры, из которых вышло немало превосходных произведений. Новгородская живопись выработала свой стиль - простой и лаконичный, отбрасывая ненужные подробности и стремясь к конкретности и определенности в трактовке образов и евангельских сцен. Палитра живописцев состоит из интенсивных, ярких красок с преобладанием киновари и различных оттенков зеленого цвета. Вполне самобытными чертами отличается и живопись Пскова. Образы псковских икон обладают большой силой эмоционального воздействия. Лики святых исполнены глубокой серьезности и значительности. Псковские зодчие и живописцы пользовались большим авторитетом и приняли непосредственное участие в огромной художественной работе, которая развернулась в XV и XVI столетиях в Москве.
В целом, новгородское и псковское искусство представляет собой замечательное явление в истории русской художественной культуры. Оно активно участвовало в ее сложении и создало ценности, имеющие мировое значение.
3. Общая характеристика древнерусского певческого искусства:
Древнерусское искусство в период с XI по XVII столетие существовало и развивалось в основном как проявление церковного сознания и религиозного устремления Руси. Подавляющее большинство памятников культуры того времени имели прямое отношение к богослужению. В архитектуре это прежде всего храмы и монастыри, в изобразительном искусстве - иконы, фрески и миниатюры, в литературе - немалое количество богослужебных текстов, а в музыке - богослужебное пение.
Древнерусскую культуру созидали профессионалы своего дела, об этом свидетельствует, например, творчество иконописцев. Они создали с веками высочайший, и при этом в целом ровный уровень художественного мастерства. Это сильно контрастирует с изобразительным искусством западной Европы, где исполнительский уровень часто был пёстрым: гениальность и отточеность соседствует с примитивом и дилетантизмом. Подобная разница зависела прежде всего от разницы поставленных задач: если в Европе главным было поразить и удивить, то на Руси - очистить и возвысить. Поэтому, основным принципом развития искусства у нас был принцип накопительный, когда от предыдущего опыта брали всё самое лучшее, стремясь не добавить от себя чего-либо субъективного и неправильного.
Древнерусское певческое искусство - это основное, практически единственное проявление музыкальной культуры на Руси в период от принятия Христианства до конца XVII века. Певческое искусство этого периода - богослужебное пение (за крайне редким исключением). Естественно, существовала и внецерковная, в том числе языческая культура, включавшая в себя игру на музыкальных инструментах. Но, явления этого рода были настолько малы по отношению к церковно-певческой культуре, что не оставили после себя почти никаких следов. Также стоит отметить факт сильного преувеличения роли языческого элемента для древнерусского искусства в работах учёных советского времени по вполне понятным идеологическим причинам.
После крещения Руси не могла не появиться проблема правильного совершения богослужения, в частности, и в вопросе пения: первое время почти весь клир состоял из греков, которые были направлены к нам для помощи в устроении церковной жизни. Естественно, что и пение с собой они принесли византийское. Но очень скоро параллельно с византийским пением (которое с некоторыми изменениями просуществовало на Руси до нач. XIV века под названием "кондакарного") появилось пение русское: это был знаменный, или, как ещё его называли, столповой роспев. Роспев - это певческо-мелодическая система, характеризуемая особенной, чётко организованной структурой построения мелодического материала, основой которого являются попевки.
Знаменный роспев (не "распев", как часто сейчас путают!) - явление без преувеличения уникальное для всей мировой культуры: появившись примерно в конце XI века, знаменный роспев просуществовал на Руси как основной тип богослужебного пения до 2-й четверти XVIII века. Бытование знаменного р-ва в глубинке отмечается вплоть до нач. XIX века; известно, что в некоторых монастырях, напр. Валаамском, даже в начале XX столетия знаменный р-в сохранялся в певческом обиходе как один из основных, а у старообрядцев и до нашего времени. При этом в период с XII по нач. XVIII века знаменный р-в был основным стилем богослужебного пения. 600 с лишним лет - это колоссальный срок для культурного явления, которому просто нет равных как по устойчивости стиля (знаменный роспев претерпел за это время относительно небольшие изменения), так и по продолжительности существования! Все эти факты свидетельствуют о том, что знаменный р-в идеально подходил для богослужения прежде всего как пение молитвенное; пение, веками отточенное во всех своих деталях; пение, где каждый звук был доведён до совершенства. Определяющим для этого было церковное, богослужебное сознание русских православных людей.
Мелодия знаменного р-ва строга и величественна, и вместе с тем полностью лишена чувственных эмоций, пусть то даже будут чувства, которые можно охарактеризовать как "высокие переживания" и тому подобное. Знаменный роспев трезвит, именно трезвит ум человека, а душу возвышает и очищает. Приводя чувства молящегося в полный покой, знаменное пение способно погрузить человека в состояние созерцания и умной молитвы.
Но, вместе с ценностью богослужебной, нельзя не отметить и высочайшие художественно-эстетические достоинства знаменного роспева. Несмотря на кажущуюся простоту (одноголосие формально проще многоголосия) это сложнейшее и тончайшее музыкальное явление: мелодическая красота и удивительная композиционная цельность пронизывает всю структуру роспева, от отдельно взятого произведения до всего корпуса песнопений.
II.
История древнерусского богослужебного пения может быть условно поделена на три основных периода:
- ранне-истиноречный (кон. XIв. - кон. XIVв.)
- раздельноречный или хомония (кон. XIVв. - 40-е годы XVIIв.)
- ново-истиноречный (от 40-х годов XVIIв.)
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4750;