Билет 9. Деление литературы на роды в истории эстетики (античная традиция, немецкая классическая эстетика).
Литературные роды: эпос, драма и лирика.
Античная традиция:
Платон «Государство»: поэт может 1) «впрямую говорить от своего лица, что имеет место преимущественно в дифирамбах» (лирика), может 2) строить произведение в виде «обмена речами» героев (драма), 3) соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос). + разграничение диегесиса (рассказ о происшествии) и мимесиса (подражание).
Аристотель «Поэтика»: подражать можно, «рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер» (эпическая поэзия), или вести рассказ от своего же лица, не заменяя себя другим (лирическая поэзия), или же представляя всех изображаемых лиц, как действующих и деятельных (драматическая поэзия).
Немецкая традиция:
Шеллинг: лирика – «бесконечность», эпос – «чистая необходимость», драма – «борьба свободы и необходимости».
Гегель «Эстетика»: лирика – субъективна, эпос – объективен, драма – соединяет эти 2 начала.
Отечественная традиция:
Белинский «Разделение поэзии на роды и виды, 1841»: адаптация гегельянской теории.
XX век:
Бюлер: эпос – сообщение о предмете речи, лирика – экспрессия (выражение эмоций), драма – апелляция (обращение к кому-либо).
Штайгер: введение понятий эпическое, лирическое, драматическое как явлений стиля, возможная и необходимая их сочетаемость в одном произведении, а не разграничение.
Внеродовые формы: поток сознания, сатира, эссе, роман, сценарий.
Билет № 10. Белинский о родах литературы и их взаимодействии.
О родах поэзии пишет Платон в «Государстве»: поэт может впрямую говорить от своего лица (лирика), может быть обмен речами героев без слов поэта (драма), может свои слова соединять со словами действующих лиц (эпос). Сходно в «Поэтике» Аристотеля: как три способа подражания. С 19 века – не как словесно-художественные формы, а как умопостигаемые сущности, фиксируемых философскими категориями, то есть род = типу художественного содержания.
Шеллинг: лирика – бесконечный дух свободы, эпос – чистая необходимость, драма – синтез – борьбы свободы и необходимости.
Гегель (вслед за Жан Полем): эпос – объективен, лирика – субъективна, драма – 2 этих начала.
Белинский статья «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) в «Отечественных записках» – совпадает с гегелевской концепцией, но обращается не к Гомеру, а к современной ему литературе (Пушкин, Гоголь и др.). В начале – схема Гегеля, в конце - смешения, нарушение схемы. (Но Гегель не очень высоко ценил лирику, так как ему было важнее объективное, разумное, субстанциональное, для Белинского поэзия – высший род искусства – ей подвластно всё). Поэзия осуществляет смысл идеи, все внутренне глубоко уходит во внешнее.
1. Эпическая поэзия – определенная замкнутая реальность, не видно поэта, мир пластически определен и развивается сам собой, поэт – только повествователь.
2. Лирическая поэзия – проникновение во внутреннюю сферу, царство субъективности, мир в себе, не выходящий наружу.
3. Драматическая поэзия – 1+2, внутреннее идеальное субъективное à внешнее реальное объективное.
20 век – синтез литературных родов: РОМАН! Лиро-эпические поэмы, пьесы с эпическими элементами, лирическая драма («Балаганчик» Блока).
Не путать!!! Эпичность – величественно-спокойное созерцание жизни, широта взгляда на мир и его приятие в целостности («Война и мир» ЛНТ, «На поле Куликовом» Блока – необязательно в эпосе). Драматизм – напряженное переживание противоречий, тревога (Цветаева – «Тоска по родине», «Анна Каренина ЛНТ»). Лиризм – возвышенная эмоциональности, выраженная в речи автора («Дворянское гнездо» Тургенева, «Вишневый сад» Чехова, рассказы Бунина). Разграничение ввел Штайгер (работа «Основные понятия поэтики») – эпическое, лирическое и драматическое как явления стиля, в любом лит. произведении, независимо от рода, все три начала.
1930-ые – Карл Бюлер – три аспекта речевого акта: репрезентативный (доминирует в эпосе, хотя в нем сильно и апеллятивное начало), апеллятивный (доминирует в драме), экспрессивный (доминирует в лирике).
Деление на роды ≠ делению на поэзию и прозу (эпос на ранних стадиях был стихотворным, эпические произведения могут писаться стихами – «Евгений Онегин», в драме могут быть и стихи, и прозы - Шекспир).
Ещё можно рассказать про Веселовского (отдельный билет) .
20 век – попытка выделения 4-ого рода: роман (Днепров), сатира (Эльсберг, Борев), сценарий (теоретики кино). Вернее говорить о том, что существуют внеродовые формы – очерки, литература «потока сознания» (Пруст, Белый, Джойс), эссеистика (по Эпштейну, человек как носитель мнений, а не знаний)
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2875;