Характеристика творческого стиля Бетховена.


Л. В. Бетховен – немецкий композитор, представитель венской классической школы (родился в Бонне, но большую часть жизни провёл в Вене – с 1792 г.).

Музыкальное мышление Бетховена представляет собой сложный синтез:

Ø творческих завоеваний венских классиков (Глюк, Гайдн, Моцарт);

Ø искусства французской революции;

Ø нового зарождавшегося в 20-е гг. XIX в. художественного направления – романтизма.

Сочинения Бетховена несут на себе отпечаток идеологии, эстетики и искусства эпохи Просвещения. Этим в значительной мере объясняется логичность мышления композитора, ясность форм, продуманность всего художественного замысла и отдельных деталей произведений.

Примечательно и то, что полнее всего Бетховен проявил себя в жанрах сонаты и симфонии (жанры, характерные для классиков). У Бетховена впервые получил распространение т.н. «конфликтный симфонизм», основанный на противопоставлении и столкновении ярко контрастных музыкальных образов. Чем драматичнее конфликт, тем сложнее процесс развития, который у Бетховена становится основной движущей силой.

Идеи и искусство Великой французской революции наложили отпечаток и на многие творения Бетховена. От опер Керубини идёт прямой путь к опере «Фиделио» Бетховена.

В сочинениях композитора нашли претворение призывные интонации и чеканные ритмы, широкое мелодическое дыхание и мощная инструментовка гимнов песен, маршей и опер этой эпохи. Они преобразили стиль Бетховена. Именно поэтому музыкальный язык композитора хотя и связан с искусством венских классиков, вместе с тем глубоко отличался от него. В произведениях Бетховена, в отличие от Гайдна и Моцарта, редко встречается изысканная орнаментика, плавный ритмический рисунок, камерная, прозрачная фактура, уравновешенность и симметрия музыкального тематизма.

Композитор новой эпохи, Бетховен находит для выражения своих мыслей иные интонации – динамичные, беспокойные, резкие. Звучание его музыки становится гораздо более насыщенным, плотным, драматически контрастным. Его музыкальные темы приобретают небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту.

Слушателей, воспитанных на классицизме XVIII века, ошеломляла и часто вызывала непонимание эмоциональная сила музыки Бетховена, проявляющаяся то в бурном драматизме, то в грандиозном эпическом размахе, то в проникновенной лирике. Но именно эти качества искусства Бетховена восхищали музыкантов-романтиков. И хотя связь Бетховена с романтизмом бесспорна, его искусство по своим главным очертаниям не совпадает с ним. Целиком оно не укладывается и в рамки классицизма. Ибо Бетховен, как мало кто другой, неповторим, индивидуален и многогранен.

Темы творчества Бетховена:

Ø В центре внимания Бетховена – жизнь героя, протекающая в непрестанной борьбе за всеобщее прекрасное будущее. Героическая идея красной нитью проходит через всё творчество Бетховена. Бетховенский герой неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы, он видит цель своей жизни. Но путь к цели лежит через тернии, борьбу, страдания. Нередко герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Тяготение Бетховена к героическим образам и идее борьбы обусловлено, с одной стороны, складом его личности, сложной судьбой, борьбой с ней, постоянным преодолением трудностей; с другой – воздействием на мировоззрение композитора идей Великой французской революции.

Ø Богатейшее отражение нашла в творчестве Бетховена и тема природы (6 симфония «Пасторальная», соната № 15 «Пасторальная», соната № 21 «Аврора», 4 симфония, многие медленные части сонат, симфоний, квартетов). Бетховену чуждо пассивное созерцание: покой и тишина природы помогают глубже осмыслить волнующие вопросы, собрать мысли и внутренние силы для жизненной борьбы.

Ø Глубоко проникает Бетховен и в сферу человеческих чувств. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, способного стихийность чувств подчинить требованиям рассудка.

Основные черты музыкального языка:

Ø Мелодика. Первооснова его мелодики – в трубных сигналах и фанфарах, в призывных ораторских возгласах и маршевых оборотах. Часто используется движение по звукам трезвучия (Г. П. «Героической симфонии»; тема финала 5 симфонии, Г.П. I ч. 9 симфонии). Цезуры Бетховена – это знаки препинания в речи. Ферматы у Бетховена – это паузы после патетических вопросов. Музыкальные темы Бетховена часто состоят из контрастных элементов. Контрастное строение тем встречается и у предшественников Бетховена (особенно у Моцарта), но у Бетховена это становится уже закономерностью. Контрастность внутри темы перерастает в конфликт Г.П. и П.П. в сонатной форме, динамизирует все разделы сонатного аллегро.

 

Ø Метроритм. Из того же источника рождаются и бетховенские ритмы. Ритм несёт в себе заряд мужественности, воли, активности.

§ Маршевые ритмы чрезвычайно распространены

§ Танцевальные ритмы (в картинах народного веселья – финал 7 симфонии, финал сонаты «Аврора», когда после долгих страданий и борьбы наступает момент торжества и радости.

 

Ø Гармония. При простоте аккордовой вертикали (аккорды основных функций, лаконичное использование неаккордовых звуков) – контрастно-драматургическая трактовка гармонической последовательности (связь с принципом конфликтной драматургии). Резкие, смелые модуляции в отдалённые тональности (в отличие от пластичных модуляций Моцарта). В поздних произведениях Бетховен предвосхищает черты романтической гармонии: полифонизированная ткань, обилие неаккородвых звуков, изысканные гармонические последования.

Ø Музыкальные формы бетховенских произведений – это грандиозные конструкции. «Это Шекспир масс» - писал о Бетховене В. Стасов. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же думал об истории и всём человечестве». Бетховен является создателем формы свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3 и 4 части 9 симфонии). Ему принадлежит заслуга введения вариационной формы в крупную форму.

Ø Музыкальные жанры. Бетховен разрабатывал большинство существовавших музыкальных жанров. Основа его творчества – инструментальная музыка.

 

Список сочинений Бетховена:

Оркестровая музыка:

Симфонии – 9;

Увертюры: «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» - 4 варианта к опере «Фиделио»;

Концерты: 5 фортепианных, 1 скрипичный, 1 тройной – для скрипки, виолончели и фортепиано.

Фортепианная музыка:

32 сонаты;

22 вариационных цикла (в т.ч. 32 вариации c-moll);

Багатели (в т.ч. «К Элизе»).

Камерно-ансамблевая музыка:

Сонаты для скрипки и фортепиано (в т.ч «Крейцерова» № 9); виолончели и фортепиано;

16 струнных квартетов.

Вокальная музыка:

Опера «Фиделио»;

Песни, в т.ч. цикл «К далёкой возлюбленной», обработки народных песен: шотландских, ирландских и др.;

Кантаты;

2 мессы: C-dur и Торжественная месса;

оратория «Христос на Масличной горе».

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 437;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.