Новое время. КОНСПЕКТ
Специфика.Развивается производство. Соц.мир становится более рац-ным. Ф.опирается на науку. Формируется сциентизм. Обожествление науки.Рационализм и эмпиризм-Бэкон.Концепции эмпиризма:1) Опыт-критерии истины. Понятие опыта:-повседневное,-тождественен эксперименту,-сфера чувств,ощущений.2)ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность. Ф.увеличивает власть чел.над природой.Знание усиливает могущество чел.3)Истина. Благородные(изучают дух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность).
ИНДУКЦИЯ-метод познания, получивший распространение в ХVII в. и лежащий в основе эмпирической философии, «пропитывающейся» в это время механицизмом, а также индуктивного обобщения, т.е. восхождения от единичных факторов к теоретическим выводам. Индукцию Бэкон понимает как «путь пчелы», перерабатывающей нектар растений в мед: подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам. Причем Бэкон подчеркивает необходимость синтеза чувственного опыта и рационального мышления, роль которого заключается именно в переработке чувственных данных. Это, по мнению Бэкона, и отличает подлинную И. от «узкого эмпиризма», не умеющего обобщать факты. С другой стороны, И. противоположна и дедукции.
Декарт: Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. Дедукции(научный метод).ДЕДУКЦИЯ- метод познания, противоположный индукции, использовавшийся рационалистами Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Дедуктивное познание означает движение от общих аксиом, содержащихся в разуме и независимых от чувственного опыта, к истине. Общие аксиомы не нуждаются в ином доказательстве, кроме логического, либо они не нуждаются ни в каком доказательстве вообще, ибо очевидны. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ- гносеологическая концепция идеалистического рационализма, признающая наличие знания, которое имеет доопытное происхождение и характеризует универсальные принципы бытия и познания. В философии Р. Декарта В.И. - такие понятия и суждения, которые не требуют доказательства и являются доопытными истинами, дающими нам знание. Декарт как рационалист считал, что всеобщее и необходимое знание невозможно вывести из чувственного опыта, так как оно принадлежит исключительно сознанию (точка зрения, противоположная материализму). В число В.И. Декарт включил ряд понятий: бытие, бог, число, телесность и структурность тел, свободная воля и др., а также ряд суждений-аксиом: «у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части», «причина целого может быть причиной части», «сомнение есть акт мышления», «всякое протяжение делимо» и др.МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении.
ИНТУИЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (интеллектуальная)- один из основных способов познания в рационализме, заключающийся в мгновенном «схватывании» истины разумом и не нуждающийся в чувственном опыте. Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для познания (аксиомы, категории, идеи, законы логики и т.п.). И.Р. помогает разуму выбрать нужные исходные данные, правильный (логический) путь, осознать момент достижения истины. Если же истина интуитивно открывается мгновенно, то задача разума заключается в последующей ее логической обработке и оформлении. Специфика И.Р. состоит в том, что это внелогический процесс, протекающий в подсознании и сочетающийся с логикой. И.Р. отличается от интуиции чувственной.
Философия британского эмпиризма:Джон Локк-17век,один из основателей концепции толерантности,терпимости, признание ценности любой личности,концепции. Теория познания ДЖ.Локка: отрицание врождённых идей: 1)с ними должны быть знакомы все люди.2)все идеи благоприобретённые,но у разных народов разная нравственность.3)разный потенциал к обр-ю.4)идея Бога не явл.врождённой,но существуют разные вероисповедания. То что человек усвоил с детства кажется врождённым. Концепции сенсуализма:1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами Все наши знания из ощущений.2)Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия,знание о себе. Джордж Бёркли:существовать значит быть восприятием:1)всё знаниео мире из опыта2)первичные качества-объективные качества,тождественны вторичным. Давид Юм. (1711 - 1776) Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.Агностецизм-учение,отрицающее возможность познания истины, сущности и закономерностей объективного мира.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 365;