Два аспекта аргументации: объективный (объективистский) и прагматический (эгоистический).


В учении об аргументации выделяют аспекты, или части. Прежде всего – это аспект, который можно назвать объективистским (объективным), а также прагматический (эгоистический) аспект. Объективистский аспект– та часть учения об аргументации, в которой не принимаются во внимание личностные и групповые факторы. В эту часть включается логическая теория аргументации.

Прагматический (субъективный, как в плане субъекта – личности, так и в плане субъекта – социальной группы) аспект– та часть учения об аргументации, в которой рассматриваются заинтересованности, как корыстные, так и бескорыстные, отдельных личностей и групп людей в необходимости обоснования или опровержения тех или иных положений, а также мировоззренческие и иные предпосылки, из которых личность исходит при обосновании тех или иных положений. Указанные части учения об аргументации так же различимы, как человеческая личность и имидж (видимость личности, или искусственно созданное представление о личности).

В первой части учения об аргументации изучаются способы обоснования истинности утверждений, а во второй – способы убеждения в истинности утверждений. Основными понятиями при первом и втором подходах соответственно являются понятия истины и понятие убеждения. Оценки суждений первой части могут быть структурированы следующим образом:

 
 

 

Значения tn, tc, tC, tN, t, f, fc, fi, fC, fI читаются: tn – необходимая онтологическая истина (положение дел, описываемое оцениваемым высказыванием, имеет место и оно однозначно детерминировано внешними или внутренними обстоятельствами); tc – случайная онтологическая истина (положение дел имеет место и оно ничем не детерминировано, или же детерминировано, но не одно-ваемое высказыванием, имеет место, а само высказывание является логически недетерминированным, т.е. не являющимся истинным в силу логической формы); tN – необходимая логическая истина (положение дел, описываемое высказыванием, имеет место, а само высказывание является логически истинным); t –истина; f – ложь; fc – случайная онтологическая ложь (положение дел отсутствует, но его отсутствие не детерминировано однозначно); fi – необходимая онтологическая ложь (положение дел отсутствует и его отсутствие однозначно детерминировано); fC – случайная логическая ложь (положение дел отсутствует и описывающее его высказывание не является противоречивым); fI – логическая необходимая ложь (положение дел отсутствует и описывающее его высказывание является противоречивым). Стрелки направлены от слабых значений к значениям более сильным, промежуточные значения на месте стрелок отсутствуют. Логика этой части аргументации может быть двухзначной.

 

 

При прагматическом (эгоистическом) подходе используются следующие оценки:

 
 

Значения убtn, убtc, убtN, убtC, убt, 0, убf, убfc , убfi, убfC, убfI соответственно читаются: убежден в необходимой онтологической истинности, убежден в случайной онтологической истинности и т.д. 0 обозначает отсутствие мнения о значении высказывания. От начала стрелки к концу степень убеждения в истинности или ложности возрастает, при этом на месте стрелок могут быть промежуточные значения. Т.е. логика прагматической части аргументации должна быть, самое малое, трехзначной (значения убt, 0, убf), а в общем случае – вероятностной.

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 637;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.