Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
Партия иконоборцев и после седьмого Вселенского Собора была сильна.Некоторые из иконоборческих епископов, признавших на соборе иконопочитание ради сохранения за собою занимаемых кафедр, в тайне оставались врагами иконопочитания. В войсках еще со времени Константина Копронима господствовал также иконоборческий дух. Нужно было ожидать нового гонения на иконопочитание. Действительно так и случилось, когда на императорский престол вступил Лев Армянин(813-820). Воспитанный в иконоборческих началах и окруженный иконоборцами, Лев Армянин неминуемо должен был сделаться гонителем иконопочитания. Но сначала он старался прикрывать свою ненависть к иконам желанием примирить партию иконоборческую и православную. Не объявляя еще об уничтожении иконопочитания, он поручил ученому Иоанну Грамматику составить записку с свидетельствами из древних отцов о против иконопочитания, чтоббы убедить православных отказаться от иконопочитания. Но иконоборческая партия настоятельно требовала решительных мер и открыто выражала свою ненависть к иконам. Православные, во главе которых стояли Константинопольский патриарх Никифор и знаменитый настоятель Студийского монастыря Федор Студит, видя, что начинается гонение на иконы, устроили совещание и решили строго держаться постановлений седьмого Вселенского Собора.
В 835 г. патриарх Никон был низложен и сослан, а на его место поставлен иконоборец Феодор Касситер. Новый патриарх созвал собор, на котором седьмой Вселенский Собор был отвергнут, а иконоборческий собор Константина Копронима (754г.) признан законным. Большинство же православных, под руководством Федора Студита, не хотело знать ни нового патриарха, ни собора, ни его предложений. Феодор Студит не побоялся выразить даже открытый протест иконоборческим распоряжениям. В Вербное Воскресение он устроил торжественную процессию по улицам города с иконами, пением псалмов и т. п. Началось открытое гонение. Монастыри были разрушены, монахи выгнаны или сосланы в ссылку.
Гонение на иконопочитателей продолжалось до воцарения Михаила Косноязычного (820). Этот вызвал из заточения патриарха Никифора, Феодора Студита и других православных. Но,опасаясь сильной иконоборческой партии, он не хотел восстановить иконопочитания, хотя и разрешил домашнее почитание икон. Приемником Михаила стал его сын Феофил (829-842). Воспитание под руководством известного Иоанна Грамматика сделало его врагом иконопочитания. Запрещено было домашнее иконопочитание, монахи опять были ссылаемы в заточение и даже мучимы. Но не смотря на это, в самом семействе Феофила нашлись иконопочитатели. Это его теща Феоктиста и жена Феодора. После Феофила на престол вступил малолетний сын его Михаил 111. Государством управляла Феодора при содействии трех опекунов, своих братьев Варды и Мануила и брата умершего императора Феоктиста. Феодора решилась восстановить иконопочитание,с нею согласились и опекуны, кроме Мануила, который опасался противодействия иконоборческой партии. Но и Мануил согласился после того, как выздоровел от тяжкой болезни, во время которой, по убеждению монахов, дал обещание восстановить иконопочитание. Иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик был низложен, и на его место поставлен СВ. Мефодий, ревностный иконопочитатель. Он собрал собор, на котором подтверждена была святость седьмого Вселенского Собора. И иконопочитание было восстановлено. Затем, 19 февраля 842 г. в воскре сение на первой неделе Великого поста устроена была торжественная процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда днем торжества Церкви над всеми ересями- днем Торжества Православия. После того иконоборческие епископы были низложены, и место их заступили православные. Теперь иконоборческая партия окончательно потеряла свою силу.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1685;