Мебель эпохи ренессанса

Начиная с ХV века жилые дома всё больше заполняются мебелью, но она ещё не имеет особенно существенных изменений по сравнению с готической. Постепенно, большое значение начинают придавать профилировке мебели. Преобладает → сундук-ларь (кассоне) с фасадом, украшенным цоколем с пилястрами и карнизом и скамья-ларь с низкой спинкой и массивными подлокотниками (в виде 2-х сундучков), оканчивающимися масками, пальметтами или головками ангелов → кассапанка (cassa panca). Вся эта мебель ставилась у стены.

Со второй половины ХV в. мебель начинают украшать деталями, характерными для архитектуры стиля Ренессанс. Родиной этого стиля была Италия.

Художественный принцип согласованности деталей в архитектуре Раннего Ренессанса нашёл своё отражение и в создании предметов обстановки. Большое значение начинают придавать деталям мебели. У ларей, имевших форму прямоугольного ящика, стенки которого сделаны в шип, → появляются точёные ножки в виде львиных лап с выпущенными когтями, стенки → становятся изогнутыми, отделываются плоской резьбой с позолотой и росписью, применяется интарсия → деревянная инкрустация; в росписи мебели принимают участие крупные художники. Избыток декоративных элементов → зрительно уменьшает тяжеловесность ларей, а благодаря сильному оживлению линий → ларь утрачивает первоначальный характер простого ящика. Наиболее распространёнными типами мебели были → ларь, стулья 2-х типов → на 4-х ножках и на 2-х резных досках с 8-миугольными сиденьями, а также → табуреты с 8-миугольными сиденьями на дощатых опорах вместо ножек и разгибные стулья (см. курульные) различной формы, имевшие гладкую или резную спинку (иногда – герб владельца).

В Италии широко проводились раскопки античных произведений искусства. Находки античных образцов оказали влияние на характер мебели итальянского Высокого Ренессанса. Предметы обстановки начинают украшать элементами античной архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями. Большое распространение получили детали в виде львиных лап, голов баранов, различных масок, кронштейнов и прочих атрибутов античной мебели.

Конструктивные части вещей → маскируются декоративными элементами с богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева, для украшения → на деталях мебели иногда создают перспективно построенные архитектурные композиции. Самым распространенным материалом для производства мебели был орех. От готических конструкций → мастера перешли к архитектурным сложным композициям с сильно развитыми карнизами, цоколями, филёнками и витыми колоннами.

Появляется новый тип стула и кресла → с ножками и спинками из витых круглых стержней, с характерными кубиками в местах соединения отдельных частей; спинки и сиденья → обивают кожей или гобеленом и прикрепляют к дереву гвоздями с крупными шляпками.

Столы → имеют продолговатую форму, на 2-х крепких опорах, соединённых поперечиной или особыми подножками; столовая доска → очень массивна, её боковые части украшены профилями и резьбой. Резьба с массивными львиными лапами → напоминает каменные рельефы древнеримских мраморных столов.

Шкафы → появляются в самом конце XVв., когда господствующее положение в украшении мебели занимают архитектурные шаблоны; представлял собой → как бы 2 поставленных друг на друга сундука с двупольными дверцами, консолями, пилястрами, богатым цоколем и карнизом. Для украшения на филенках шкафов иногда создают перспективно построенные архитектурные пейзажи.

Кровати → низкие, без балдахина; рама, изголовье и угловые столбики → покрыты резьбой; в раму кровати → вставлялись доски, а сверху клался тюфяк или перина.

Мебель ренессанса → делалась почти исключительно из орехового дерева, которое обрабатывалось протравой и воском или протиралось маслом, принимая тёмнокаричневый тон; реже → мебель делась из каштана.

В крупных городах Италии → утверждались различные направления в обработке и характере мебели. В Риме, Сиенне и Болонье → вырабатывалась мебель с крупной декоративной резьбой; в Ломбардии и Венеции → применяли инкрустацию из слоновой кости и чёрного и светлого дерева с геометрическими узорами, получившую название чертозской мозаики (Чертоза-Павийская – монастырь недалеко от Милана): в Генуе и Лигурии → вырабатывали шкафы-бюро и поставцы-креденцы с множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Самым распространённым материалом для производства мебели был орех.

Шкаф-поставец, Голландия

Новые формы мебели возникли в это время в Голландии. Оживлённая торговля Голландии с её колониями → обогатила ассортимент материалов для изготовления мебели. Кроме ореха → голландские мастера стали употреблять и различные экзотические породы деревьев → чёрное палисандровое дерево, амарантовое и розовое бразильское дерево. Художник Вредемен де Бризе → выпустил специальный альбом проектов и эскизов мебели.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок → появилась возможность для производства более лёгкой мебели. Выработанные в этот период новые приёмы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм.

Цветовой строй ренессансной мебели → отличается сдержанностью → мастера- мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощёной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) → для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было 2-мя столетиями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней → приёма украшения изделий мебели интарсией.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV в. → в наборе употреблялись преимущественно чёрное и белое дерево, позднее — слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Наиболее распространённые декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт.

 

В ХVI веке → в итальянской мебели появляются новые образцы → поставец своеобразной конструкции, письменный шкаф-конторка, мягкие кресла, особого вида шкаф с 4-мя дверцами и «кабинеты». Всем остальным предметам, бывшим ранее в употреблении, → придаются художественные формы, заимствованные от находимых в раскопках античных произведений искусства: мраморных канделябров, жертвенников и пр. → в деталях этой мебели широко приветствуются → львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны + всевозможные архитектурные шаблоны (отдельные фризы, карнизы, антаблементы, пилястры, полуколонны и круглые колонны с базами и капителями, каннелированные или покрытые изящным резным орнаментом и пр.). Конструктивные части предметов → маскируются декоративными элементами и покрываются позолотой и краской. В моду входят перспективные виды архитектурных сооружений, покрывающие лицевую сторону филёнок шкафов и кабинетов или – что гораздо чаще – внутреннюю их сторону. На филёнках, обрамлённых картушами и волютами → помещают круглые и овальные розетки, выше филёнок → устраивают вырезные фронтоны. Широкоераспространение получает орнамент из завитков на подставках для бюстов и на скамейках.

Стулья →1 вид: с 4-мя прямыми ножками квадратного сечения; продолжение задних ножек → служит стойками для высокой спинки и заканчиваются вверху кронштейнами, резными фигурками или головками; между стойками спинки и передними ножками → вставляют 2-3 деревянные дощечки, покрытые богатой резьбой с узорно выпиленными краями; края прямоугольной доски сиденья → снабжены резным подзором. (см. рис. выше).

 

⃰ ⃰ ⃰

 

Капитель КартушКронштейнПодзор на кронштейнах

 

Капитель — это верхняя часть любого ордера, колонны или пилястра.

Кронштейны — это опорный элемент; используется для того, чтобы закрепить конструкцию, предоставить для неё опору; при этом часто выполняют также и декоративную функцию; могут быть как частью общей конструкции, так и самостоятельной декоративной деталью.

Подзор – фигурная резьба

Картуш - графическое украшение в виде свитка, щита, об рамлённого завитками, овала, на котором помещаются текст, монограммы, вензеля, эмблемы, герб, виньетка с незаполненной частью, и которая используется для надписи, размещения цифры, эмблемы.

Медальон - (фр. mеdaillon, итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — изображение или композиция (орнаментальная композиция, лепной или резной рельеф, роспись, мозаика, надпись) в овальном или круглом обрамлении (раме), украшающая фасад здания, стены или мебель.

 

Столы → ножки столов заменяются 2-мя резными досками, соединёнными между собой поперечной горизонтальной доской с фигурными вырезами с обеих сторон; боковые щиты, имеющие разнообразную форму → украшаются резными дельфинами, львиными масками, лапами, барельефами и орнаментами; подстолье → обрабатывается розетками, триглифами, растительным орнаментом и пр.; по краю доски → идёт или общий шаблон или красивый резной орнамент.

 

Шкафы-кабинеты → являются особой разновидностью итальянских шкафов позднего возрождения → это поставленный на подставку шкаф из 3-х или 5-ти рядов маленьких ящиков, наружная сторона которых богато отделывается инкрустацией; небольшие дверцы, закрывающие весь ансамбль этих ящиков, украшаются целыми наборными картинками с перспективными видами архитектурных построек.

 

Рис. Мебель эпихи Возрождения:

251. Дрессуар (поставец). 252. Кровать с балдахином. 253. Кровать Екатерины Медичи. (Шенонсо). 254, 257. Разновидности французских ренессансных столов. 255. Мягкое кресло, поздняя форма. 256. Кресло токарной работы. XVI в. (Берлин, Шлоссмузеум). 258. Стул, отделанный бахромой. 259. Вращающееся кресло столярной и токарной работы. 260. Простой дощатый табурет. 261. Кресло с кожаной обивкой; обойные гвозди выполняют функцию декоративного элемента. 262. Резная филенка с мотивом гротеска.

 

 

⃰ ⃰ ⃰

«Ренессанс - стиль эпохи Возрождения XV-XVI вв., взгляд на Античность глазами Средневековья. [Дрессуар (Шкаф-поставец), дерево (орех)]

Общая характеристика стиля Ренессанс

Этот новый стиль интерьера, который назвали современники стиля Возрождения, привнёс в культуру и искусство средневековой Европы свободный новый дух и веру в безграничные возможности человечества.

Характерными чертами интерьера в стиле ренессанс → стали большие помещения, имеющие округлые арки, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Строгая организованность, логичность, ясность, рациональность построения формы. Чёткость, уравновешенность, симметрия частей относительно целого. Орнамент подражает античным образцам. Элементы стиля ренессанс заимствовались из арсенала форм греко-римских ордеров. Таким образом, окна стали делаться с полукруглыми, а позднее с прямоугольными завершениями. Интерьеры дворцов стали отличаться монументальностью, великолепием мраморных лестниц, а также богатством декоративного убранства.

Глубокая перспектива, пропорциональность, гармоничность форм — обязательные требования эстетики Ренессанса. Характер внутреннего пространства во многом определяется сводчатыми потолками, плавные линии которых повторяются в многочисленных полукруглых нишах.

Цветовая гамма ренессанса → мягкая, полутона переходят друг в друга, никаких к онтрастов полная гармония. Ничто не бросается в глаза.

[Стиль Ренессанс в интерьере]

Основные элементы стиля Ренессанс:

- полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера;

- крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры;

- кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка;

- массивные и визуально устойчивые конструкции; бриллиантовый руст по фасаду;

форма мебели → простая, геометрическая, основательная, богато декорированная;

цвета → пурпурный, синий, жёлтый, коричневый.

История стиля Ренессанс

Ренессанс или эпоха Возрождения, как стиль в искусстве зародился в Италии, в XIII веке, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Позже он распространился на всю Европу. Примерные хронологические рамки эпохи XIV—XVI века. Своё название стиль Возрождение получило от проявления интереса к античному наследию человечества, гуманитарным наукам и искусству древнего мира.

Фоном для развития эпохи Возрождения послужило несколько моментов. Усиливается светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Церковь уже не выступает в роли главного заказчика предметов искусства, богатство и роскошь становятся символами знати. Роскошный дом с богатым убранством становиться необходимым атрибутом высокого социального положения его владельца. Среди заказов архитекторов встречаются дворцы и загородные виллы влиятельных особ.

Также свою роль в развитии человечества сыграли великие географические открытия того времени. В 1492 году Христофор Колумб открывает Америку, в 1498 году португалец Васко де Гама прокладывает морской путь в Индию, в 1519 году Магеллан совершает первое кругосветное путешествие. Технический прогресс и научные познания также способствуют этому.

В искусстве и архитектуре → особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

От Готического стиля было унаследовано → стремление к излишней декоративности, что существенно отличает её от архитектуры древнего мира. Устремлённым вверх линиям готики противопоставляются горизонтальные членения здания. Крыши становятся плоские, шпили уступают место куполу. Общие пропорции здания становятся более приземистые, основанные на принципе “золотого сечения”.

Всю историю развития нового стиля в течение XV – XVI вв. можно разделить на 3-и основных периода:

- 1420 – 1500 гг. – это период раннего Ренессанса → ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377 – 1446), а основным центром – Флоренция.

- Далее следует период расцвета Ренессанса (начиная с 1500 г.) → ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444 – 1514), а центр перемещается в Рим.

- Последний и по времени относительно короткий период относится к позднему Ренессансу (1540 – 1580) → ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564).

Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве → стиля барокко в обоих его проявлениях – как динамическом, так и классическом.

Ренессансные принципы построения пространства и декоративные приёмы универсальны и вполне могли бы применяться в любом веке для решения разнообразных художественных задач.

Например, в эпоху Возрождения стало модным украшать внутренние помещения фреской. Такой декор с использованием пространственной живописи зрительно расширяет пространство комнаты, делает его динамичным и лёгким.

На фоне декоративного великолепия Ренессанса обстановка интерьеров довольна скупа - в одном помещении редко находилось более 3-х предметов мебели. Зато большие окна с широкими откосами, напоминающими раму картины, способны существенно изменить характер интерьера, залить его солнечным светом и украсить весенним пейзажем.

В интерьере Ренессансные подсказки угадываются по особой ясности и чистоте композиционных решений, свойственных этому стилю. Светлое, наполненное воздухом пространство, как правило, симметрично.

Построение симметричной композиции отталкивается от одного центрального элемента, выступающего в качестве оси этой симметрии. Например, таким элементом может стать камин, формально и психологически находящийся в центре внимания. Дополнить картину могут профилированные карнизы и лепные фрагменты, которые в данном случае выглядят тяжеловато.

Несмотря на то, что торжественность в определённой степени была свойственна ренессансу, эта слишком помпезная отделка может быть отнесена, скорее, к его позднему периоду, в котором уже зародились барочные тенденции».

Поставец, или дрессуар → по своей форме наиболее близок к классическому предмету Возрождения, который большинство искусствоведов назвали бы дедушкой всей корпусной мебели → сундуку кассапанка.

[Поставец (дрессуар)]

В Голландии и Фландрии → ренессансная мебель 2-ой половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса. В своих умеренных по декору мебельных формах де Врис ориентируется на итальянскую школу.

Фламандскую и голландскую мебель → отличают простота и удобство. Наиболее распространённые элементы её оформления и убранства: профилированные карнизы, членёные филёнки (274), мотивы арок (280), балясины, ажурная резьба (285, 286), медальоны, каннелированные пилястры.

 

Популярна и техника деревянной мозаики; композиции в виде шахматного и иных геометрических орнаментов набираются экзотическими породами дерева, привозимыми из дальних стран. Позднее появляется богатая по рисунку интарсия, а с ней и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т. д.

Важнейшие типы мебели → обитые кожей стулья с х-образными ножками (280); кровати с балдахинами; солидные столы с толстыми столешницами и массивными, точёными в форме балясины ножками, скреёленными (?) внизу проножками (275, 276, 284); большие шкафы с несколькими дверцами, обрамлёнными рамками, пилястрами (273).

Из других мебельных форм встречаются ещё → поставец, а также буфет или креденца → оформленная внизу 2-мя дверцами и ящиками, вверху — колонками, нишей, карнизом (прототип будущих английских буфетов); стулья и кресла → нередко имеют точёные витые ножки (282).

В целом →формы мебели для сидения отличаются простотой; сиденья и спинки → чаще всего обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляпками (277, 278, 279, 281, 282).

В Англии → мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. И здесь ренессансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы, но внедрившись, он сохранил свои позиции до конца XVII века.

287. Резной дубовый сундук. Первая половина XVII в. 288. Мягкое кресло со следами складной (курульной) формы. 289. Резная дубовая рама напольного зеркала. 290. Стол с раздвижными ножками и опускающимися боковыми полами (gate table), XVII в. 291. Стол с ножками в виде колонн (framed table), XVIIв. 292. Кабинет. Конец XVI—начало XVII в. 293. Массивный резной стул. 294. Столбик балдахина. 295. Фризоподобный орнамент, исполненный в технике плоскорельефной резьбы. 296. Резная панель с энергично членённой поверхностью. 297, 298. Солидные столы с опорами в виде балясин; восходят к нидерландским образцам. 299. «Стул Кромвеля». 300. Декоративный элемент.

 

УРНА: глиняный сосуд, первоначально предназначавшийся для погребения. Как декоративный орнамент часто употребляется в архитектуре и в мебельном искусстве. В английском классицизме на буфетах с обеих сторон имелись деревянные урны, где хранили ножи, их так и называли: knifebox (отделения для ножей).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клинический пример 18 | 

Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 11348;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.