Развитие образования.


В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и выс­шее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное ста­новление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковно­приходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.

Получило дальнейшее распространение высшее образование.

К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объеди­няли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами рас­пространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические инсти­туты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харь­кове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Зна­чительным достижением было открытие высших женских институ­тов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

Выросло число публичных библиотек, образовывались коми­теты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России доби­лись крупных успехов почти во всех областях знания.

Литература.

XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, полу­чившие всемирное признание.

Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентимента­лизм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции за­нимает критический реализм, прославивщии русскую литературу.

В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоев­ский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отече­ственной, но и в мировой литературе.

Архитектура.

В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклас­сицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и вели­чественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также веду­щий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфаль­ной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особен­ность стиля позднего русского классицизма.

С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных сти­лей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Никола­евского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.

Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокза­лы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эк­лектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национально­го стиля обратились к народному прикладному искусству и па­мятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми пост­ройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Се­менов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. По­меранцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербур­ге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.


Живопись.

В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была император­ская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живопи­си стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Яв­ление Христа народу».

Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изобра­жению крестьян ввело в живопись новое содержание.

Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В кар­тинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сель­ский крестный ход на Пасхе».

В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.

Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали кар­тины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изоб­ражены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.

В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психоло­гизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, со­зданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относит­ся расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Ле­витана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айва­зовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

Театр.

В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сцени­ческое истолкование романтической драматургии связано с име­нами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.

Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стре­мился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обоб­щении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной дра­матургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущ­ность той или иной социальной группы.

С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Остров­ского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Са­довский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.

Музыка.

В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во вто­рой четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской му­зыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, кото­рый написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», сим­фоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глин­ки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем твор­честве он утверждал принципы критического реализма.

Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, ДА. Кюu, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народ­ные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopг­ского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

В 60 - 70-е п. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайков­ский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведе­ния).

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1355;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.