Определение и специфика психологического тренинга
В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования, и т.д.
Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [24,с.645].
Такое расширенное толкование данного психологического явления дает полную картину его применения, но в то же время затрудняет выделение специфических черт тренинга. Среди них прежде всего следует назвать:
1. Наличие постоянного состава группы. Чаще состав группы полностью сохраняется; иногда постоянным остается костяк группы, в который возможны разовые «вливания» отдельных участников.
2. Присутствие группового тренера, имеющего концепцию тренинга. У тренера могут быть различные позиции: он может выступать в качестве руководителя, ведущего, фасилитатора и т.д.; но выбранная им роль должна соответствовать концепции тренинга и осознаваться самим тренером.
3. Наличие цели тренинга. ( Данная черта будет рассмотрена ниже).
4. Четкая пространственно-временная организация тренинга. Тренинг проводится в изолированном помещении, приспособленном для того, чтобы участники могли свободно сидеть в общем кругу, работать в более мелких группах и выполнять двигательные упражнения. Время проведения тренинга должно быть четко обозначено.
5. Соблюдениеобщегрупповых норм.Общеизвестно, что люди, прошедшие совместный тренинг, становятся близкими и интересными друг другу, даже если время работы было крайне ограниченным. Какой же механизм помогает людям открыться в столь короткие сроки? Думается, что это –общегрупповые нормы. Соблюдение их в реальной жизни сделало бы каждое взаимодействие с другими невероятно значимым событием, но существует масса препятствий на пути к этому: одни об этих правилах не знают, другие не принимают их всерьез, а третьи идут на поводу собственных стереотипов поведения. В тренинге же о них не дает забыть тренер. В начале работы он обговаривает с участниками правила группового поведения (которые базируются на этих нормах) и затем все время следит за их соблюдением. В развитой группе участники и сами не дают себе возможности сбиться с пути. (Подробнее об этом см. главу 2.4).
6. Использование активных методов работы. В начале тренинга инициатива в применении отдельных методов исходит от тренера, а потом, в случае удачной работы, она все больше переходит к самим участникам. Активность может выражаться в действии, но, даже если в каких-то упражнениях отдельные члены группы не участвуют, каждый из них по завершении процесса рассказывает о своих чувствах или мыслях. В «нежестких» тренингах существует возможность отмолчаться, но ведущий в самом начале работы предупреждает, что ценой этого будет крайне низкий эффект от воздействия группы. Этот принцип опирается на идею, что человек усваивает только 10% от того, что слышит, 30% - от того, что видит и 90% - от того, что делает сам. Только активная позиция дает возможность для внутреннего изменения личности; и поэтому неразумно «покупаться» на слова бездействующего участника группы: «У меня идет внутренняя работа, я учусь на ошибках других». По мнению Л.А. Петровской [46], только при активной позиции участника диагностика превращается в самодиагностику. Иными словами, использование активных методов работы позволяет участнику чувствовать себя не объектом воздействия, а личностью, отвечающей за свою жизнь.
7. Ориентация на внутригрупповые процессы. Участники тренинговой группы не просто обучаются чему-либо, они проживают целую микрожизнь, достижения которой они могут потом использовать за пределами группы. Ориентации на внутригрупповые процессы способствует соблюдение правила «Здесь и теперь» (Подробнее об этом см. главу 2.4).
8. Наличие обратной связи. Обратная связь является очень действенным способом помощи участнику в самопознании. В реальной жизни, давая обратную связь, люди, как правило, либо сглаживают свои мысли и чувства до неузнаваемости, либо критикуют так, что это вызывает потребность защититься, а не совершенствоваться. Поэтому часто человеку трудно создать адекватное представление о том, как он выглядит в глазах окружающих.
Тренинг предоставляет такую возможность, но только в том случае, если участники соблюдают определенные правила; и помочь им в этом должен тренер. В качестве условий конструктивной обратной связи исследователи [46, 47] предлагают: ее неотсроченность, учет специфических особенностей того, кому она направлена, соответствие потребностям получающего и отправляющего обратную связь, подачу сообщений по поводу только тех свойств, которые реально могут быть изменены.
5. Атмосфера психологической безопасности, которая позволяет каждому участнику легко и открыто делиться своими мыслями, чувствами, проблемами, а также экспериментировать со своим поведением. Участники должны абсолютно точно знать, что их не высмеют, не осудят и не вынесут их проблемы за пределы круга. Эта уверенность достигается благодаря определению и соблюдению правил поведения в процессе тренинговой работы. Особенно важно соблюдение данного принципа в группах, где работают представители одного коллектива. В обычной жизни люди редко меняют стереотипы своего поведения, бессознательно боясь неприятия себя в новой роли окружающими, поэтому работая со знакомыми друг другу людьми, тренер должен постоянно возвращаться к вопросу безопасности.
Соблюдению безопасности содействует следование правилам: «Не критикуй», «Не осуждай», «Не перебивай». Тренер должен постоянно следить за тем, чтобы обратная связь давалась только в доброжелательной манере. Кроме того в начале тренинга обязательно оговаривается, что все высказывания должны выражаться в персонифицированной форме.
Также следует помнить, что соблюдение принципа безопасности возможно только в том случае, если каждый участник убежден, что все будут придерживаться правила конфиденциальности. Причем жалеть времени на обсуждение этого правила не стоит.
Случай из практики.
Идет самое начало тренинга в группе студентов–психологов. У девушек много теоретических знаний и первый опыт участия в группе.
При обсуждении правила конфиденциальности участницы по очереди высказываются в таком ключе: «Какой смысл говорить об этом, если каждый все равно будет обсуждать остальных?»; «Мне без разницы, что будут обо мне говорить другим; пусть обсуждают»; «Если обо мне не будут говорить, это значит, что я им не интересна»…
Психолог пытается пробить брешь защиты: «А чего бы тебе хотелось?»; «Как ты сама будешь вести себя по отношению к другим?». Но все тщетно.
Начинается тренинг. Все участницы предельно «зажаты» и фильтруют каждое слово. Поэтому второй день начинается с обсуждения того же правила. Тот же тягостный разговор нарушается словами Анны: «Я, конечно, не хочу, чтобы меня обсуждали за пределами круга, но мне стыдно об этом говорить, потому что психолог не должен так думать». С первых искренних чувств начинается продуктивное обсуждение правил.
5. Наличие креативной среды. По сути дела, все открытия, сделанные участниками тренингов, уже давно известны в психологии; и ценность их в том, что они оказались не преподнесенными кем-то, а добытыми из собственного опыта. Такие открытия не забываются. И способствуют изменению качества жизни. Возможно это только при создании в группе креативной среды, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность и безопасность.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 409;