Философия: предмет и методы.


Что такое философия? Слово «философия» древнегреческое, возникло в античности и означает «любовь к мудрости». Философия существует, развивается и преподаётся с древнейших времён до наших дней. Возникает следующий вопрос:

В чём заключается актуальность философии? Актуальность и востребованность философии определяется, в первую очередь, её мировоззренческой функцией. Вопросы идеологического выбора и самоопределения были и будут актуальны для каждого человеческого поколения в каждом обществе и решаются уникальным и индивидуальным образом, в то же время традиционно опираясь на три основы мировоззренческих систем: Бог, мир и человек. В зависимости от отношения к этим понятиям формируются три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философски-научное. Чтобы определить разницу между этими типами мировоззрения, необходимо описать уровни бытия, которые так или иначе задействованы в структуре этих мировоззрений. Бытие изучается на физическом и метафизическом уровне, о которых стоит поговорить поподробнее. Если мы описываем физический мир, то, исходя из перечисления множества объектов и явлений, можем прийти к выводу, что всё физическое ограничено пространством и временем, и только в границах пространства и времени может существовать. Таким образом, физический мир проявляется как пространственно-временное существование, мир феноменальный, становящийся и разрушающийся. Очевидность физического ставит под сомнение необходимость определения метафизического, однако метафизическое оказывается необходимой частью мировоззрения. Что же такое метафизика и метафизическое? Это сущность, то есть основной смысл любого пространственно-временного существования. Можно привести такой пример сущности относительно существования: представьте, что ученики пришли в школу в определённое время в определённом для урока месте, и на этом уроке они решали задачу, связанную, например, со скоростью движения пешеходов и велосипедистов; спустя несколько часов другие ученики другой школы на другом континенте решали точно такую же задачу, сформулированную на другом языке и в других учебниках. Время и место проведения школьных уроков, количество учеников в классах, обсуждение на разных языках заданий, решение задач были пространственно-временными явлениями физического мира, существованием. Сущностью этих пространственно-временных процессов, их самодостаточным основанием или субстанцией, была та математическая истина, которую надо было найти в результате решения задачи. Зависела ли эта математическая истина от времени и места решения задачи? От языка, на котором были сформулированы условия задачи? От цвета стен в классе? От того, сколько учеников смогли решить задачу правильно? Математическая истина осталась неизменной независимо от всех пространственно-временных обстоятельств, сопровождавших процесс решения задачи. В этом примере математическая истина и приобретаемый учениками навык решения задач как смысл образовательного процесса выступает субстанциальной сущностью по отношению к существованию, метафизическим по отношению к физическому. При этом математическая истина не утратила бы своего значения, даже если бы никто вообще в мире не решал эту задачу. Таким образом, в данном примере математическая истина оказывается примером вневременной внепространственной сущности, соотносящейся с процессами пространственно-временного существования. Древнегреческий философ Платон изложил это соотношение метафизического и физического в своей концепции «мира идей». Краткий смысл концепции заключается в следующем: есть «мир идей», внепространственных вневременных сущностей, и есть «мир вещей», существование которых ограничено определённым пространством и временем, и предопределено идеей вещи, которую мы могли бы назвать основной функцией вещи. Например, идея стула заключается в основной функции стула быть сиденьем со спинкой, но без подлокотников, что и отличает идею стула от идеи мебели с другим функциональным предназначением, например, табуретки как сиденья без спинки или кресла со спинкой и подлокотниками. С точки зрения этой концепции, по-настоящему реален мир идей, он не подвержен разрушению и девальвации, идеи проникают в мир вещей посредством эманации, «проистечения» идей в мир, при этом мир вещей лишь искажённое отражение мира идей. Значительно позже представитель немецкой классической философии И. Кант утверждал, что предмет метафизики «Бог, свобода и бессмертие». Возвращаясь к описанию типов мировоззрений, можно охарактеризовать особенности соотношения физического и метафизического в каждом из них. Для мифологического мировоззрения характерна слитность физического и метафизического, природного и неприродного, естественного и сверхъестественного, то есть мифологическое мировоззрение отличает синкретизм (слитность) сознания. На примере мифов и легенд Древней Греции мы можем увидеть этот синкретизм в описании присутствия богов, героев и других мифологических персонажей в физическом мире и социальном мире людей. Для религиозного и философски-научного мировоззрений характерно разделение физического и метафизического уровня бытия, однако между этими двумя типами мировоззрения присутствуют другие существенные различия. Для религиозного мировоззрения характерны наличие культа и догмы, несвойственные философско-научному мировоззрению. Религиозному мировоззрению соответствует в обществе религия как социальный институт с соответствующими функциями, а философско-научное мировоззрение институционализируется в науку как социальный институт и образование как социальный институт. И тут снова возникает вопрос:

В чём заключается предмет и каковы методы философии как науки? Ответ уже частично сформулирован выше: философия изучает метафизическое и физическое, сущность и существование. Однако поиск сущностных аспектов существования свойственен и другим наукам, поэтому предмет философии можно конкретизировать по определённым дисциплинам, в совокупности характеризующим разные стороны философского знания: онтология как учение о бытии, гносеология как теория познания, логика как наука о формах мысли (понятие, суждение, умозаключение), философская антропология как учение о человеке, этика как наука о морали и эстетика как наука о прекрасном. Предмет философии может также конкретизироваться в более подробных исследованиях философских проблем, например, теология и теодицея могут изучаться как аспект философии религии, эпистемология как часть философии науки, история философии как необходимое осмысление философского знания и его неотъемлемая рефлексия. Предмет философии заключается также и в её названии, то есть философия понимается как любовь к мудрости. Однако, безусловно, следует различать житейскую мудрость и философию как науку. Житейская мудрость, как обобщение эмпирического опыта разных людей, заключает в себе систему взаимных опровержений типа «Сам погибай, а товарища выручай» против «Своя рубашка ближе к телу», или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» против «Работа не волк, в лес не убежит», и тому подобных. Таким образом, житейская мудрость, не претендуя на поиски сущности и метафизические обобщения, принципиально отличается от философии в научном аспекте. Существенным разграничением «мудрости» и философии является также использование определённых методов философского дискурса и познания. Метафизический метод используется для изучения сущностных аспектов бытия в его статичности, диалектический метод учитывает взаимную противоречивость бытия и существования как источник всеобщего развития, формально-логический метод выстраивает принципы доказательности и аргументации. Для поисков истины ещё древнегреческий философ Сократ использовал риторический метод майевтики, которыйв контексте вопрошания, провокации и приведения аргументации собеседника к абсурду способствовал рождению «истины в споре». Политическая философия также может использовать историко-сравнительный метод. Например, древнегреческий философ Аристотель написал трактат «Политика», обобщив на основе сравнения исторические принципы политических устройств различных городов-полисов. В политической философии может применяться и практический метод, например, идеи философии «естественного права», формулировавшей принципы прав и свобод человека, со временем трансформировались из дискурса философских эссе и трактатов в политическую и юридическую действительность конституционных систем современных государств. В теории познания могут применяться методы эмпиризма и рационализма. Философы, сформулировавшие принципы эмпирического метода (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) утверждали, что сознание человека является от рождения «чистой доской» (tabula rasa), и познание совершается как результат обобщения эмпирических данных методом индукции, то есть обобщения от частного к общему. Этот метод актуален не только в гносеологии, но и успешно применяется во всех естественных науках, связанных со сбором и обобщением эмпирических данных. Рационалистический метод обосновывался как противоположность эмпирическому. Философы-рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) обосновывали ту точку зрения, что человеческое познание возможно благодаря существованию «врождённых идей», способствующих систематизации поступающего к нам эмпирического опыта. Что же такое «врождённые идеи»? Р. Декарт утверждал, что к врождённым идеям относится утверждение «Мыслю, значит, существую» («Cogito ergo sum»), то есть мышление и есть характеристика существования, поэтому мы имеем возможность доопытно получить достоверное знание, изучая структуры, обеспечивающие наш мыслительный процесс. Таким образом, наше сознание уже содержит какие-то аксиоматические истины и механизм распознавания истинного и ложного, позволяющие развивать доказательный дискурс. Для объяснения сущности «врождённых идей» можно использовать пример, не относящийся к эпохе возникновения рационализма. Мы можем представить себе, что у каждого из нас здесь и сейчас абсолютно новый компьютер, и эти компьютеры изначально абсолютно одинаковые. Что необходимо, чтобы компьютеры работали? Прежде всего энергия, как для человека и человеческого сознания жизненная сила. Для обработки же поступающей информации необходимо программное обеспечение, поэтому можно провести аналогию, что предустановленная операционная система и является аналогом «врождённых идей». В процессе использования компьютера мы индивидуально заполняем и сохраняем файлы в Word, Excel, сохраняем на память фото из телефонов или картинки из интернета, и содержание нашего персонального компьютера становится индивидуальным и неповторимым, хотя обобщение поступающего опыта возможно благодаря предустановленным стандартным программам. Рационалисты считали, что человеческому сознанию врождённо свойственно предустановленное знание, и, открывая его, мы можем систематизировать поступающий опыт и получать новое знание, применимое на практике. Исходя из метода рационализма, Р. Декарт развивал геометрию, а Г. Лейбниц алгебру, а особенность математического знания и точных наук заключается в возможности a priori доказать необходимое знание, проверить его методом альтернативного доказательства или обратным действием, и только потом применить на опыте. Развитие точных наук и программирования стало возможным благодаря развитию рационалистической дедукции, то есть познания от общих принципов к частным примерам.

Рассуждая о методах философии, необходимо охарактеризовать методы, относящиеся к вопросу об отношении сознания и материи. Идеалистический метод утверждал первичность сознания относительно материи, материалистический метод, наоборот, первичность материи по отношению к сознанию. Например, представители описанного выше рационалистического метода были объективными идеалистами, то есть представителями того направления, которое считало, что наше знание имеет объективный характер и «врождённые идеи» предустановлены Божественным сознанием, первичным по отношению к материальному миру. Необходимо заметить, что философский материализм не сводится к эмпиризму, и материалистическая точка зрения не отвергает метафизические категории.

Таким образом, философия имеет определённый предмет и методы, конкретизации которых и посвящено данное учебно-методическое пособие.

 



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 227;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.