Понятие культуры. Культура как предмет философского анализа


Культура является объектом изучения для многих наук. В их числе: культурология, история, археология, этнография, эстетика, психология, социология, философия. Каждая из перечисленных наук рассматривает один из аспектов в изучении этого сложного феномена общественной жизни. Так, например, история изучает культуру конкретного исторического периода, эпохи. В свою очередь, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Философия в отличие от других наук рассматривает культуру как целостное, многогранное явление общественной жизни. Философия исследует сущность культуры, ее роль в жизни общества и в процессе социализации человека. Так, что же представляет собой культура с позиции философского знания?

Каждая историческая эпоха предлагала свое видение проблемы культуры и свою трактовку термина «культура». Формирование научного подхода в осмыслении проблемы культуры целесообразно проследить, начиная с философско-антропологической мысли Древнего мира.

В античностивпервые слово «cultura» по отношению к возделыванию земли употребил Марк Порций Катон в поэтическом трактате «Земледелие». Словом культура автор трактата обозначил процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. М. Катон считал, что своим трудом земледелец вносит в мир природы нечто новое, свое, человеческое начало. Так, в процессе выращивания растений земледелец использует не только труд, но и знания. Воздействуя на растения, земледелец изменяет их, т.е. «культивирует».

Если у М. Катона объектом воздействия выступала земля, то для М. Цицерона таковым объектом являлся сам человек, точнее ум человека. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон понимал под культурой позитивное воздействие философии на ум человека. По мнению М. Цицерона, посредством «культуры ума», т.е. философии возможно познание мира и человека в нем. Философ использовал термин «культура» в контексте «возделывания души», что, в свою очередь, и «есть философия». В «Тускуланских беседах» М. Цицерон высказал мнение о том, что при помощи философии можно «возделывать» ум человека и развивать в нем качества, соответствующие истинному, достойному римскому мужу, такие как гражданская доблесть, постоянное стремление к знанию, образованность и творческая утонченность, т.е. «культурность».

Политически свободные граждане были обязаны заниматься воспитанием и нравственным совершенствованием. Специфические качества полисного человека, точнее, все то, что отличало его от варвара, в античности обозначали понятием «пайдейя», которое включало в себя два необходимых качества: воспитанность и образованность. В Древней Греции впервые в истории философии мыслители заговорили о необходимости развития индивидуальной культуры. Они сформулировали идею калокагатии (kalos – прекрасный и agatos – хороший, добрый) или идею гармонично развитой личности. Данное понятие означает единство прекрасного и доброго, гармонию телесного и духовного, неразрывность красоты и нравственности. Таким образом, в античности под культурой понимали воспитанность и образованность.

Философия средневековьяпредставляла собой синтез теологии и античной философской мысли. Она основывалась на традиции, преемственности и консерватизме. Средневековую философию отличали: идея монотеистического Бога, тесная связь со Священным писанием, символический характер культуры, текст и слово составляли основу философии и культуры.

В соответствии с идеологией средневековья мировоззрение человека формировалось сквозь призму Священного писания, знания и толкования его текста. Человек обязан был соотносить свой образ жизни с основными положениями, предписаниями, изложенными в текстах Священного писания и строго им следовать. В средневековую эпоху человек обретал новый смысл жизни, который заключался в стремлении к Богу, спасении себя через добровольное исполнение божественной воли, искупление первородного греха (грех высокомерия, уклонения воли, потеря вертикали). Основанием средневековой культурности выступало божественное совершенство.

Строгая социальная иерархия средневековья способствовала не только углублению социальных различий в обществе, но и выделению определенных типов культур, соответствовавших тем или иным слоям. Выделяют городскую, сельскую, монашескую, рыцарскую, цеховую культуры и культуру университетских кругов. Центрами книжной грамотности, сохранения письменного наследия прошлого и настоящего служили монастыри. В религиозно-церковной среде формировалось особое представление о культуре, которое носило отпечаток теоцентризма. Культуру в средневековье связывали с истинами религии – самоотверженным служением Богу, отречением от земных благ. Культура ассоциировалась с личным совершенством человека.

Таким образом, в философской мысли средневековья развивались концепции, которые связывали культуру с духовным и нравственным совершенствованием человека. Культураэто совершенство, достижение которого возможно на пути следования заветам религии и религиозной морали. Культура это богоподобие человека, самопознание и его служение Богу..

Эпоха Возрождения характеризуется возросшим интересом к наследию античности. В соответствии с мировоззренческими установками эпохи Возрождения культурное совершенство человека вбирало в себя представление о всесторонне развитой личности (поэта, писателя, художника, философа), физически гармоничной, нравственно совершенной, умственно богатой и разносторонней, т.е., универсальной. Человека определяли как творца себя и культуры. В противовес средневековой идеи о богоподобии человека, в эпоху Возрождения идеал человека видят в его богоравности. Как справедливо отмечает В.М. Межуев, с эпохи Возрождения начинается открытие культуры (Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М., 2006. – С.47). И хотя в эпоху Возрождения еще сохраняется тяготение к религиозной морали, именно в эту эпоху происходит отделение культуры от религиозного культа и формирование светской культуры.

Использование понятия «культура» в качестве самостоятельного научного термина относят к XVII веку и связывают с именем немецкого юриста Самюэля Пуффендорфа. Культура в понимании С. Пуффендорфа, это и результат собственно человеческой деятельности и то, что возвышает человека, придает его природным качествам более совершенную направленность.

Представители эпохи Просвещения понимали культуру как совершенство человека, но при этом понятие «совершенство» претерпело изменения, т.е., стало трактоваться иначе. Просветители XVII века Ф. Вольтер, Д. Дидро и другие рассматривали культуру как воплощение разумного. Совершенство, к которому призывали мыслители предшествующих эпох, стало отождествляться с разумностью, более того культура и разум рассматривались как тождественные понятия. Так, Д. Дидро в «Энциклопедии» представил своего рода гимн разумной деятельности человека. К. Гельвеций считал, что невежество является причиной всех бедствий и несчастий людей и только посредством просвещения человек освободиться от бед.

В эту же эпоху появилась пессимистическая трактовка культуры, включавшая критику ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Ее автором был Ж.-Ж. Руссо, считавший, что цивилизация несет собой разрушения, аморальность и прочие негативные проявления, уничтожая в человеке все естественное, природное начало. Цивилизация является источником несправедливости в обществе. Она враждебна «естественному потенциалу» человека. Цивилизация отдаляет человека от самого себя, от его добродетельной природности и ведет к изменению его потребностей, взглядов, чувств и отношений. В понимании Ж.-Ж. Руссо, культура – это естественное состояние человека, в котором его разум и чувства не противоречат друг другу, в котором человек находится в единстве с природой.

Таким образом, французские просветители рассматривали культуру как счастливую и разумную деятельность свободного человека, в свободном обществе противопоставив ей цивилизацию, которая воспринималась ими как внешняя, формальная сторона жизни и отношений людей. Следует отметить, что с XVIII века с эпохи Просвещения берет свое начало современное понимание слова «культура».

В эпоху Нового времени значительный вклад в осмысление культуры и в формирование теории культуры внесли представители немецкой классической философииИ. Гердер и И. Кант. Так, «Идея к философии истории человечества» И. Гердера может рассматриваться в качестве итога философии истории XVIII века как целостная философия культуры в ее историческом измерении. По мнению И. Гердера, культура отличает человека от животных, составляя его специфическую сущность. Философ приходит к выводу о том, что культура – «порождение человека в историческом процессе и результат этого процесса»; содержательно культура представляет собой совокупность человеческих умений; именно культура формирует человека в человеке. Таким образом, человек как носитель культуры создает и преобразует культуру, которая, в свою очередь, способствует формированию самого человека. И. Гердер рассматривает культуру как многомерное явление, как способ дальнейшего совершенствования человека. И. Гердер приходит к выводу о преемственности культуры, рассматривая ее как единственный способ передачи культурных феноменов от одного поколения к другому. Именно в творчестве И. Гердера берет свое начало и находит подтверждение мысль о том, что культура того или иного исторического периода уникальна, индивидуальна и неповторима. В отличие от своих предшественников И. Гердер значительно расширил качественные характеристики культуры, определив ее как исторически сформировавшееся, трансформирующееся во времени, многомерное явление, обладающее преемственностью и многообразное в пространстве; как результат деятельности человека и способ его совершенствования.

В свою очередь, И. Кант считал культуру «надприродным» образованием, инструментом воспитания человека. Философ рассматривал культуру как систему нравственных норм, позволяющих человеку преодолеть стихийные душевные движения и воспитать сознательно-моральную личность. По мнению И. Канта, культура создает естественное поле для саморазвития человеческой индивидуальности. В работе «Критика способности суждения» и в ряде других сочинений И. Кант выделил три вида культуры – «культуру воспитания», «культуру умений» и «культуру общения». В понимании И. Канта, культура – это средство реализации всех задатков, склонностей и способностей человека. Культура представляет собой нечто искусственно созданное людьми, результат их действий и поступков.

Представители классической марксистской философии XIX века использовали понятие культуры для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. Основой данного подхода к проблеме культуры служила идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Исходя из этого, считалось, что культура носит конкретно-исторический характер.

На рубеже XIX и XX вв. в философии появились разнообразные трактовки понятия «культура». Так, Ф. Ницше рассматривал культуру как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. И только сверхчеловек сможет разорвать путы культуры и силой своей энергии стать независимым и свободным. По мнению З. Фрейда, культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.

Особое место в понимании термина «культура» и самого феномена культура занимают взгляды отечественных философов XIX и XX вв. Необходимо отметить, что до середины XIX века в России термин «культура» практически не употреблялся. Его заменяли понятиями «образованность», «просвещение», «гуманность».

Заслуживает внимания философско-культурологическая концепция культуры Ю. Лотмана. Культура, по его мнению, представляет собой духовное образование, которое имеет, с одной стороны, коммуникационную, с другой – символическую природу. Ю. Лотман определяет культуру как «понятие коллективное». Он считал, что по своей природе культура, как и язык – явление общественное, а носителем культуры может быть отдельный человек. Философ выделял две грани организационно-коммуникативной структуры, которая способствует объединению людей, живших в разные времена. По утверждению Ю. Лотмана, культура по своей сутивсегда предполагает сохранение предшествующего опыта, выраженного как память коллектива. Отталкиваясь от данного утверждения, ученый приходит к выводу о том, что культура всегда связана с историей и подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной и духовной жизни человека.

Высокому нравственному наполнению понятия культура в русской философии способствовало православие. Русские философы подчеркивали самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях, а именно, в образе жизни и традиции.

Культура – это «особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого являются ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, намерений, мыслей, чувств, выраженные в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры) (Теория культуры: Учебное пособие. Под.ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб., 2008. – С. 94). В современном мире культура, ее роль в прогрессивном развитии общества и формировании личности продолжает оставаться одним из важнейших объектов в гуманитарных исследованиях. Научная литература изобилует определениями культуры, что объясняется, прежде всего, многозначностью термина «культура». Вместе с тем, на сегодняшний день не существует исчерпывающего определения феномена культуры. Среди множества концепций и определений культуры, распространенных в современной науке В. Межуев выделяет три, в которых культура рассматривается: во-первых, как творчество; во-вторых, как специфический человеческий способ деятельности и, в-третьих, как система.

Таким образом, в современном социально-гуманитарном знании и, прежде всего, в философии, культура определяется как:

· внутренняя сущность человеческих идей, созданных человеком вещей;

· проявление привычек, навыков;

· феномен человеческого духа, сформированный в результате практической деятельности людей;

· символически закрепленная деятельность людей, освященная гуманными и нравственными целями, в соответствии с типом хозяйственно-бытовой деятельности;

· явление общественной жизни;

· специфический способ деятельности, включающей процесс творческой саморегуляции личности – субъекта;

· знание, характеризующее различные исторические эпохи, народы, сферы жизнедеятельности, определяющее уровень развития общества, раскрывающее творческие силы и способности человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также их взаимоотношения в социуме;

· своеобразная и духовная форма существования человека.

Итак,культура это философское понятие, используемое для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля.Культура включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность), предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы).



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 214;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.