Понятие личности. Становление личности как социокультурного феномена


Социальная реальность интерсубъективна, она порождается множеством индивидов, которые, соединяясь в социум, внутренне преобразуются в процессе идентификации, социализируются, превращаются в социально ответственные и одновременно свободные личности. В феноменологии Э. Гуссерля (1859 - 1938) интерсубъективность – базовый принцип человеческой коммуникации и социальности, структура социального и познающего субъекта, означающая объективную множественность субъектов. Интерсубъективность – это отражение в структуре субъекта атрибутов множественности социума (социального и культурного плюрализма), многообразной целостности, социального порядка и спонтанности.

Благодаря интерсубъективности возможна коммуникация индивидов, их общность и отношения между ними. Интерсубъективность в личностном сознании обнаруживается как социальная идентификация и самоидентификация, то есть осознание индивидом своей принадлежности к социальной реальности, социальному целому и множественности общества, что приводит к формированию социализированной, социально обусловленной личности. Благодаря интерсубъективности человеческое «Я» удостоверяется в существовании и опыте «Другого», тем самым становится социальным субъектом, то есть личностью.

Становление личности как социального актора происходит в процессе усвоения индивидом опыта и ценностной ориентации данного конкретного общества – социализации и самоотождествления с нормативными социальными ценностями – идентификации. Индивид как психобиологическое существо учится выполнять особые социальные роли (например, гражданина своей страны). Социальные роли и статусы имеют выраженный исторический и социокультурный контекст, зависят от общественных стереотипов (в форме табу и разрешений).

В философии «личность» – человек-творец, производящий новые предметы и передающий в предметах общественный опыт. В психологии «личность» отождествляется с индивидом как системой психических свойств, а индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств индивида, делая его уникальным социальным актором (действующим лицом). Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие современных социологических концепций личности. Социологи оперируют понятием личности как «социального субъекта» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

Рассмотрим основные концепции личности как социокультурного явления в контексте соотношения понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». С позиций экзистенциализма, человек – вне- и антисоциальный индивидуалист. В центре внимания экзистенциалистского индивидуализма находится отличительность индивидуального человеческого «Я», которое живет своей внутренней жизнью. Человек понимается как духовная субстанция, развертывающая вовне свои творческие потенции. Будучи уникальным, индивид обречен на одиночество, когда «Другой» и общество в целом существуют лишь для того, чтобы быть безличным фоном, на котором проявляется неповторимая индивидуальность. Человек – мера этой индивидуальности.

Сведение сущности человека к его индивидуальному существованию в экзистенциализме неизбежно ведет к отказу от социальности и принципа всеобщности. Социум рассматривается как источник несвободы и растворения человеческой личности. Игнорирование же принципа всеобщности, неприятие всего социального и объективного как репрессивного по отношению к индивидуальности неизбежно влечет за собой этический субъективизм и социальную аномию. Индивид, лишенный социальных ограничений, сам себе задает моральную норму, конституирует устойчивые нравственные структуры, делающие возможным его бытие в мире.

Анализ социально-философского знания современности позволяет выделить два основных типа концепций личности в историческом и философском аспектах. Первый тип не порывает с традициями новоевропейской метафизики и Просвещения (Ю. Хабермас (1929). Второй тип ориентируется на новую онтологическую философию (М. Хайдеггер (1889 - 1976) и сложившийся в ее рамках образ человека. Философы первого типа, оспаривая концепции индивидуализма, выдвигают в качестве отправного момента своего теоретизирования социальную концепцию человека.

Человек как личность конституируется путем социализации в качестве участника интерсубъективной формы общения. Человеческие индивиды в самой своей индивидуальности социально обусловлены, то есть они принадлежат к определенной социокультурной среде, формируются под воздействием социальных традиций и инноваций, а их самоидентификация определяется институциональной структурой общества, к которому они принадлежат. Индивидуальная свобода коренится в коллективной практике социального целого.

В аргументации Г. Гегеля (1770 - 1831) против И. Канта (1724 - 1804) проводится мысль, что отказ от понятий общих ценностей, общего блага, общей цели и общего образца добродетельной жизни разрушает идею общества и лишает его необходимой основы – гражданского сознания (гражданской идентичности) как атрибута социальной жизнедеятельности личности. Свободное общество нуждается во внутренней привязанности со стороны своих членов, иначе оно будет нежизнеспособным. Социальный индивид, таким образом, обладает субстанциальным социальным интересом. Социальность индивида, становящегося личностью, социальным «Я», предполагает глубинную интеграцию и консолидацию на основе социальной связи с «Другим» и «Другими» (обществом).

Подобно Г. Гегелю, Хабермас пытается снять противоположность между индивидуализмом и коллективизмом (коммунализмом), утверждая, что коллективизм как сфера жизнедеятельности личностей не противостоит индивидуализму, а включает его в себя. При этом он не связывает социальное целое с классической идеей «общего блага». Идею социального целого и солидарности личностей Хабермас реанимирует, обращаясь к нормативным, общезначимым и универсальным принципам рационального дискурса. Рациональный (рефлективный) дискурс предполагает коммуникацию между индивидами, строящуюся на определенных общезначимых нормах интеллектуальной деятельности (языковых и логических нормах). Нормы коммуникативного взаимопонимания являются интерсубъективными этическими нормами. Институты современного общества, гражданская идентичность и принципы конституционного демократического государства представляют собой, согласно Хабермасу, объективации эффективного коммуникативного взаимодействия.

Коллективную свободу он связывает с социальной (дискурсивной) рациональностью. Коллективная воля народа воплощается в социальных формах коммуникации и общегражданской идентичности; суверенитет народа Ю. Хабермас сводит к возможности демократических процедур, а солидарность основывает не на том, что выбирают люди, а на том, как они выбирают (рациональный и свободный политический выбор).

В противоположность Хабермасу Хайдеггер утверждает, что целостное бытие общества может быть только предметом веры, но не объектом рационального познания. Однако он не достигает методологического монизма в концептуализации личности. Фундаментальная онтология личности представляет собой новую модификацию субъективизма: личность предстает в философии Хайдеггера как «бытие сознания» в мире, а общество как целое стоит за пределами познавательных возможностей человека.

Проблематика личности в русской религиозной философии рассматривается с позиций объективного идеализма. Социальная жизнь человека как личности в русской философии ставится в зависимость от социальной идеи, которая есть идеал целостного и гармоничного социального бытия. Будучи практически неосуществимой, социальная идея реальна по своему воздействию на человека. Личность понимается В.С. Соловьевым (1853 - 1900), С.Н. Булгаковым (1871 – 1944), Л.П. Карсавиным (1882 - 1952), Н.О. Лосским (1870 - 1965) как органическое следствие внутренней целесообразности мира, как продолжение этой целесообразности, которое дано в первоосновах самого бытия (идея Бога как первоосновы мира).

Такое понимание личности противоположно идее социального как результата общественного договора, который есть изобретение прагматичного человеческого разума. В русской философии идея личности воплощается не в каких-либо внешних формах, например в государстве и нации, так как нет никаких опосредующих внешних форм между социальной идеей и человеком. Личность обладает абсолютным внутренним и свободным характером по отношению к сущности человека, понимаемой как та или иная степень соответствия изначальной целостности изначальному единству. Открывая в себе свое подлинное, глубинное «Я», человек как личность гармонизирует несовершенные разрозненные социальные связи и сети, восстанавливая изначальную целостность.

В русской религиозной философии моральный человек предстает неразрывно связанным с социальной личностью, в которой осуществляется изначальное единство, олицетворяемое абсолютом (богом). В силу того, что социальность личности заложена в первоосновах бытия и сознания, моральное не является чем-то внешним для человеческого бытия. Социальные идеалы не становятся внешними и формальными по отношению к социальной сущности личности обязательствами, а представляют собой атрибутивную антропологическую характеристику, единое семантическое ядро идентичности в интерсубъективном многообразии типов личности.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 159;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.