СИТУАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ АНАЛИЗА АУДИТОРИИ ПРОЕКТА
Для системного анализа аудитории проекта целесообразно использовать структуру ситуации[99]. Ее основные элементы конкретизируются здесь следующим образом:
1 Социально–культурная среда– это многомерное пространство, в котором функционирует субъект, определенная совокупность условий его жизнедеятельности. Среда состоит из относительно самостоятельных «полей», имеющих количественные и качественные параметры, которые можно модифицировать и оптимизировать с помощью тех или иных проектных решений. Основными полями жизнедеятельности социального субъекта являются:
• художественная средаобитания;
• культурно–историческое наследие (историческая средаобитания человека);
• социально–психологическая среда(формы и каналы совместной жизнедеятельности людей – коммуникация, общение);
• духовно–нравственная среда– содержание ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни.
• экологическая средаобитания.
• политическая среда(формы, характер и содержание политической жизни).
Каждое поле социально–культурной среды включает:
ü предметно–пространственное окружение человека (памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственный, бытовой и общественный интерьеры и т.д.);
ü информационную составляющую (правовая, научная, политическая, эстетическая, этическая информация);
ü ценностное содержание (содержательная и смысловая нагрузка элементов среды).
Среда характеризуется по двум ключевым для проектирования параметрам: типичные проблемыи возможные ресурсы. Рассматривая среду как объект изменений и преобразований, проекты могут быть направлены:
а) на оптимизацию среды (социально–культурной, социально–психологической, маркетинговой)[100];
б) на формирование позитивного отношения среды к организации, личности (в частности, в этом заключается сущность ПР–технологий);
в) на реализацию потенциалов среды – информационных, ценностно–нормативных (за счет расширения взаимодействия личности с историко–культурным наследием, включением в художественную жизнь, путем совершенствования деятельности тех или иных учреждений и т.д.).
1 Сферы жизнедеятельности личности, где человек расходует свои фундаментальные ресурсы (а это, как известно, время и энергия):
ü производственно–образовательная (условия и качество функционирования учреждений трудовой и образовательной деятельности);
ü досугово–рекреационная (парки, досуговые центры, туристско–экскурсионые учреждения);
ü физкультурно–оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей).
Изучение сфер жизнедеятельности личности предполагает анализ деятельности соответствующих учреждений, дисфункционирование которых либо рождает личностные проблемы, либо препятствует решению уже существующих проблем.
1 Образжизни как модель характеристики аудитории проекта.Если среда– это условие развития и поле самореализации личности, то образ жизни– это, прежде всего сам процесс жизнедеятельности человека, который сознательно распределяет свои ресурсы между различными модусами среды; сам организует свою среду – в соответствии с ценностями, потребностями, проблемами.
Связь между условиями среды и образом жизни неоднозначная – средаможет существенно воздействовать на одних и не затрагивать ментальные и поведенческие структуры других. В одинаковых условиях формируются различные образы жизни – в одной и той же среде один становится студентом или преуспевающим бизнесменом, другой сгорает в наркотическом угаре или проводит жизнь в тюремной камере. Экологическая ситуация едина для всех, но каждый человек самостоятельно и по своему осуществляет ценностное и деятельностное самоопределение в природном мире. Есть политическая атмосфера в обществе, но представители каждой социально–статусной, возрастной и профессиональной группы имеют специфические политические ценности, предпочтения и формы участия в общественно–политической деятельности.
Таким образом, образ жизни– это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, индикаторами которого выступают ценности(личности, группы) и соответствующие виды и формы их практической презентации в процессе социальной коммуникации. Критериями оптимальности образа жизни являются:
• уровень сформированности и развития человека как субъекта социальных и культурных отношений (характер и содержание его ценностно–нормативной сферы и соответствующих форм и способов деятельности в различных сферах культурной жизни – художественной, духовно–нравственной, экологической и т.д.);
• способность максимально использовать социально–культурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил.
При анализе образа жизни аудитории проекта основными содержательными критериями характеристики являются: доминирующие жизненные ценности, выполняющие роль фундаментальных ориентиров в выборе стратегии поведения в жизненно значимых ситуациях; основные личностные проблемы, определяющие формы и характер человеческой активности.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2280;