Особенности фотографирования на месте происшествия

Осмотр места происшествия – первоначальное следственное действие, в ходе которого получают фактические данные о событии и обстоятельствах преступления. Оно занимает особое место среди других следственных действий, так как в большинстве случаев его невозможно повторить. При повторных осмотрах место происшествия предстает уже в измененном виде. И чем больший промежуток времени проходит, тем значительнее изменения. Это обстоятельство определяет основную задачу осмотра: воспроизвести всю наиболее важную, существенную для усвоения обстоятельств происшедшего события информацию, особенности преступления и его последствия. С этой целью фотографируют:

обстановку, отображающую совокупность внешних условий, в которых проходило расследуемое событие, исходное положение элементов обстановки, предметов, связанных с событием преступления;

объекты, на которые были направлены преступные действия, их положение, состояние и особенности, характеризующие способ действия, который был использован;

следы перемещения лица (лиц) на месте происшествия или следы иных действий;

последствия преступления или события, причина которого устанавливается;

следы, вещественные доказательства, предметы, имеющие значение для выяснения и уточнения сущности расследуемого события.

Столь обширный объем информации с надлежащим разрешением элементов обстановки позволяют воспроизвести такие криминалистические приемы, как ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемка. Они позволяют в определенной логической последовательности получить серию снимков, всесторонне воспроизвести картину преступления, отобразившуюся в обстановке; зафиксировать ход проведения следственного действия и его результаты. При этом в ходе фотографирования могут быть использованы разные направления и ракурсы съемки.

Совокупность внешних условий, в которых проходило расследуемое событие, фиксируют, располагая место происшествия на фоне окружающей обстановки, ориентирующей съемкой. Место происшествия помещают в центре кадра, а точки съемки по возможности удаляют. Если условия не позволяют поместить на одном кадре фиксируемый участок, применяют широкоугольную оптику или круговое панорамирование.Чтобы показать пространственное расположение элементов обстановки, предпочтение отдают верхним точкам: съемку ведут с естественных возвышений (пригорков), из кузова автомашины, балконов домов и т. п. Чем выше точка съемки, тем большую информационную нагрузку несет ориентирующий снимок. Направление съемки выбирают таким образом, чтобы в кадр попадали предметы - ориентиры, по которым при необходимости устанавливают положение места происшествия на местности, например, при повторных осмотрах или проверке показаний на месте. По ориентирующим снимкам устанавливают подходы к месту происшествия, определяют пути проникновения преступника на объект, места и направления, с которых его могли видеть.

Обстановку непосредственно места происшествия фиксируют обзорной съемкой. Точки съемки приближают настолько, чтобы границами кадра охватить лишь место происшествия. Окружающая место происшествия местность передается лишь частично. Направление съемки выбирают с таким расчетом, чтобы на снимке были отображены важнейшие узловые элементы обстановки, показано их взаимное расположение. Если на одном снимке выполнить это условие не представляется возможным, то съемку проводят с нескольких направлений; используют широкоугольную оптику, проводят линейное или круговое панорамирование, особенно в случаях, когда место происшествия представляет собой небольшое замкнутое пространство, например, помещение. Предпочтение при съемке на местности отдают верхним точкам. Положение важнейших узловых элементов обстановки (трупа, предметов – вещественных доказательств, следов и др.), которые не просматриваются на обзорных снимках, при съемке на месте происшествия обозначают вехами с цифровыми обозначениями либо на снимках их отмечают стрелками. Обстановку места происшествия целесообразно фиксировать по правилам измерительной фотографии, используя горизонтально-перспективный либо горизонтально-наклонный методы съемки. Это позволит впоследствии восстановить по фотоснимкам размеры предметов обстановки, получить данные об их пространственном расположении. При нагромождении предметов обстановки, когда предметы переднего плана маскируют другие, расположенные за ними, используют стереофотосъемку.

Объекты, на которые были направлены преступные действия,следы перемещения лица (лиц) на месте происшествия или следы иных действий,фиксируют узловой съемкой. Это могут быть взломанная преграда (дверь, окно, стена и др.); поврежденное запорное устройство; предметы, в которых хранились материальные ценности; участки местности (поверхности) со следами рук, обуви; обнаруженные орудия взлома, инструменты, холодное и огнестрельное оружие; иные предметы и следы, содержащие криминалистически значимую информацию. Точки съемки приближают настолько, чтобы передать положение и состояние этих элементов обстановки на момент осмотра. Объекты фотографируют с частью окружающей обстановки, чтобы легче было проследить их положение в пространстве, локализацию на обзорных снимках. Предпочтительнее для съемки использовать верхние точки, вести съемку с нескольких направлений. Возможно применение панорамирования, измерительного метода съемки.

Место происшествия обычно содержит несколько таких узловых элементов. И в каждом случае фотографируют его положение, состояние и особенности, характеризующие использованный способ действия, например, наряду с общим видом взломанной преграды (двери) снимают места обнаружения следов отжима на дверном коробе и самой двери; состояние запорного устройства и пр. Их съемку проводят более крупным планом. Направление и масштаб съемки подбирают таким образом, чтобы по снимку опознать сфотографированный предмет (след), уточнить его положение на месте обнаружения.

Узловую съемку чаще ведут фотокамерой со штатным объективом, получая несколько снимков, относящихся к определенному узловому элементу. Если к объекту невозможно подойти достаточно близко, то для съемки используют длиннофокусные объективы «Юпитер-11А», «Таир-3» и др. Узловую съемку протяженных объектов ведут широкоугольной оптикой либо способом панорамирования. При съемке узловых элементов места происшествия, представляющих нагромождение предметов, применяют методы измерительной либо стереоскопической съемки.

Предметы – вещественные доказательства (орудия убийства, взлома, инструменты и пр.), документы, следы, являющиеся источниками доказательственной информации, фиксируют детальной съемкой. Съемку ведут на месте их обнаружения, а в случае необходимости – в условиях, обеспечивающих более полную передачу их свойств и особенностей, связанных с событием преступления. С этой целью придают объекту определенное положение, подбирают освещение, фон для отображения формы, объема, фактуры поверхности. Границы кадра определяют размеры самого объекта. Детальную съемку выполняют по правилам плановой съемки с линейным масштабом. Точка съемки вертикальная или близкая к ней. Рядом с объектом помещается масштабная линейка. Если вертикальное направление подобрать невозможно, то небольшие искажения формы предметов при съемке с таких направлений исправляют трансформацией изображения при печати снимков.

Съемку ведут с минимально возможного расстояния, чтобы в пределы кадра входили лишь фотографируемый предмет или след. Достаточно крупные предметы фиксируют посредством обычной съемки. Более мелкие предметы - малоформатной камерой с удлинительными кольцами. Величину колец подбирают из условий макросъемки: ∆ƒ = ƒ·М. Так, след пальца руки длиной 30 мм следует фотографировать в М=1:1. При большем масштабе и неточном кадрировании края изображения следа могут выйти за пределы кадра. Выдвижение объектива в этом случае составит порядка 58 мм, т.е. между объективом и фотокамерой необходимо установить весь комплект удлинительных колец.

Макросъемку ведут со штатива либо используют приспособления для опоры фотокамеры при экспонировании фотоматериала. При коротких выдержках (менее 1/30 сек) возможна и съемка с рук. В этом случае при установленной диафрагме наблюдают за изображением объекта, изменяя предметное расстояние. При появлении в пределах кадра резкого изображения нажимают на кнопку спуска затвора фотоаппарата. При съемке следует помнить о необходимости увеличения выдержки для макросъемки. Коэффициент ее увеличения рассчитывают из соотношения: К=(1+М)².

С особой тщательностью фотографируют объекты, которые невозможно изъять и приобщить к материалам уголовного дела, например следы обуви на снегу, следы покрышек автомобиля на асфальте и пр.

Документы на месте происшествия фотографируют для запечатления их общего вида и содержания. При съемке воспроизводят весь документ в целом, включая его края, такие детали, как текст, линовку, загрязнения и т.п., а также повреждения в виде разрывов, линий перегиба, складок и т.п.

Документы фотографируют по правилам репродукционной фотографии. Однако все ее рекомендации на месте происшествия выполнить не представляется возможным. Сложно, например, подобрать равномерное освещение, необходимые по контрасту фотоматериалы. Съемку чаще ведут на мягкие по контрасту изопанхроматические фотоматериалы (типа ФН, НК), а для более четкой проработки текста используют светофильтры. Светофильтры при съемке подбирают согласно правилам, изложенным в разделе «Цветоразличительная фотография».

Фотографирование следов. Наиболее часто встречаемы на местах происшествий по разным категориям уголовных дел следы протекторов колес транспортных средств, обуви, орудий взлома, инструментов, кожного покрова человека. Основные правила их фотографирования аналогичны правилами съемки предметов – вещественных доказательств.

Одиночные следы обуви (протекторов колес транспортных средств) на мягком грунте, на снегу и подобных материалах освещают направленным под небольшими углами светом. Рельеф поверхности следов, находящихся в тени деревьев, заборов выявляют, подсвечивая фонарями с автономным питанием либо посредством зеркальных отражателей. Для повышения контраста изображения следы на снегу нередко перед съемкой покрывают тонким слоем темного порошка, распыляя его пульверизатором, либо фотографируют с желтыми и оранжевыми светофильтрами. Масштабную линейку при съемке помещают на уровне дна следа.

При детальной съемке под деревьями, на участках рядом с изгородью из штакетника, сетки на фотографируемом участке иногда солнечные пятна или полосы чередуются с тенями. В этих случаях при фотографировании следов обуви, протекторов транспортных средств либо устраняют причину появления пятен, например, отклоняют ветви дерева, либо экранируют фотографируемый участок от прямых солнечных лучей, например, полупрозрачным экраном из белой бумаги, ткани и т.п.

Поверхностные следы обуви (транспортных средств) встречаются при осмотре мест происшествий как в помещении (на полу, подоконниках), так и на местности, например, на асфальте. При съемке следов направление света в каждом конкретном случае зависит от свойств самого следа и поверхности, на которой он расположен. Следы светлой тональности фотографируют при косонаправленном освещении, а темные следы на светлых поверхностях - при двустороннем равномерном освещении. Слабовидимые маслянистые или влажные следы на линолеуме, цементе, асфальте и других достаточно гладких поверхностях в зависимости от тональности покрывают перед съемкой тонким слоем темного или светлого порошка.

При обнаружении на месте происшествия дорожки следов фотографируют ее отрезок, состоящий, как минимум, из 3-4 следов каждой ноги. Съемку проводят способом линейного панорамирования. Для удобства около следов в пределах границ каждого последующего кадра помещают указатели с цифровыми обозначениями, по изображению которых снимки разрезают и монтируют в панораму. При панорамировании следов протекторов колес транспортных средств фиксируют участок, на котором передается вся длина окружности беговой дорожки (не менее одного оборота колеса).

Следы орудий взлома и инструментов регистрируют малоформатными камерами с удлинительными кольцами. Каждый след фотографируется отдельно в масштабе, достаточном для выявления характерных его особенностей (рельефа поверхности, формы, объема). Съемку производят со штатива либо с рук. Неглубокие следы фотографируют с одним источником, направляя свет под небольшими углами к поверхности дна следа. При съемке глубоких — необходим дополнительный источник выравнивающего света либо теневые участки подсвечивают с помощью отражающих экранов (зеркал, белой бумаги).

Для съемки динамических следов применяют косонаправленный свет, распространяющийся перпендикулярно деталям рельефа – трассам. При съемке сильно углубленных следов, например, несквозных следов сверления, применяют вертикальное освещение.

Следы пальцев рук на месте происшествия чаще фотографируют в масштабе, близком к 1:1. Поверхностные следы на непрозрачных объектах фотографируют в отраженном свете. На светлых поверхностях следы, окрашенные в темные тона, фотографируют при боковом свете; светлые следы на темных поверхностях – при косонаправленном.

Поверхностные следы рук на прозрачных объектах фотографируют как в отраженном, так и в проходящем свете. В обоих случаях применяют освещение, дающее эффект темного поля (лобовое либо косое).

Освещение при съемке предметов и следов не должно создавать блики, глубокие тени, в местах расположения которых могут быть потеряны существенные детали. Особенности их фотографирования более подробно рассмотрены в главе 21.

Кровь, грязь, выделения организма и прочие вещества, которыми сопровождаются преступления, связанные с убийствами, изнасилованиями, часто плохо различимы, ноимеют характерную окраску, которая может иметь значение для установления различного рода обстоятельств. Повысить их различаемость возможно при съемке со светофильтрами. Однако более наглядным средством фиксации здесь является фотосъемка на цветные фотоматериалы. На цветном снимке следы крови просматриваются значительно лучше, чем на черно-белом: на цветном изображении можно отделить следы крови от пятен грязи, на черно-белом снимке они выглядят совершенно одинаковыми.

Местом происшествия могут быть как открытые участки местности, так и помещения. Участки местности могут различаться по размерам, рельефу, открытости пространства. Неодинаковы размеры и планировка помещений. В каждом конкретном случае особенности съемки и используемые приемы различны.

Фотографирование на местности. При съемке места происшествия на местности используют все известные методы и приемы запечатлевающей фотографии. При необходимости съемку ведут с нескольких направлений, чтобы показать, например, возможные пути подхода преступника к месту совершения преступления, ухода с него. Количество и размещение точек ориентирующей (обзорной) съемки на местности выбирают с учетом имеющихся различий в особенностях самого места происшествия, характера происшедшего события, рельефа местности и других факторов. На практике могут иметь место следующие варианты размещения места происшествия на местности.

Место происшествия представляет собой участок открытого пространства на местности со свободными подступами (большая площадь, широкая улица, поле и т.п.). Такое место происшествия фотографируют с любого приемлемого направления. Полноту фиксации обеспечивает крестообразная съемка с четырех направлений. Точки съемки располагают напротив середины или углов фотографируемого участка. Обширные территории передают круговым панорамированием.

Местом происшествия является участок местности с ограниченным с одной стороны обзором. Это, например, автомагистраль у окраины населенного пункта, опушка леса, место обнаружения трупа на берегу реки и т.п. Его фотографируют с фронтальной, расположенной против середины участка, точки или проводят диагональную съемку с двух сторон. Для укрупнения плана используют круговое панорамирование, а для съемки протяженного по фронту места происшествия - линейное.

Место происшествия с ограниченным с двух противоположных сторон обзором (например, узкая улица, проход между складскими помещениями, длинный коридор и т.п.) фотографируют со стороны открытых пространств под углом 30-45˚ к фронту. В этом случае информацию об обстановке на задних планах одного снимка дополняет другой, полученный с противоположной стороны участка. Если предметы, расположенные на переднем плане, не перекрывают задние, то ориентирующую и обзорную съемки объединяют, получая один снимок. При съемке участки местности с неровным рельефом предпочтение отдают верхним точкам. Для фиксации обстановки, представляющей одноплановую композицию, используют линейное панорамирование.

Места происшествия представляет замкнутое пространство, например двор, окруженный домами, площадка в сквере, парке и т.п. Здесь в первую очередь отображают размещение проходов к месту совершения преступления. Точки ориентирующей съемки выносят за пределы места происшествия, производя фотографирование со стороны одного из проходов с таким расчетом, чтобы показать на снимках и другие выходы с участка расследуемого события, если пути прихода и ухода преступника неизвестны.

Точки обзорной съемки выбирают с учетом размеров участка местности, его формы. Для лучшего обзора предпочтительнее располагать точку съемки в самом проходе, ведущем на место происшествия. При небольшой высоте ограждения участка точку съемки выносят за пределы места происшествия, а фотографирование ведут с верхних точек.

Местом происшествия являются участки местности, расположенные на различных уровнях относительно друг друга. Примером может служить берег реки, участок оврага с крутым откосом, уступы карьера, участок автомагистрали на высокой насыпи и др.

Основная задача при выборе точек съемки состоит в том, чтобы воспроизвести всю осматриваемую территорию либо большую ее часть. Одним из возможных вариантов для ориентирующей, а нередко и для обзорной съемки являются точки, находящиеся напротив места происшествия, например, на противоположном крае оврага, береге неширокой реки. Возможна как фронтальная, так и диагональная съемка, предпочтительнее с уровня верхнего из участков. При существенном удалении точки съемки от места происшествия применяют длиннофокусную оптику.

В наиболее простых случаях размещения объектов относительно друг друга для получения обзора обстановки применимо комбинирование горизонтального и вертикального линейного панорамирования. Примером может служить дорожно-транспортное происшествие на участке автомагистрали, проходящей по высокой насыпи, когда элементы обстановки находятся на обочине дороги, на склоне насыпи и в ее основании.

Съемку ведут в направлении дороги как на автомагистрали, так и на склоне насыпи. Получаемые снимки в панораму не монтируют. Связующим между ними элементом является изображение предметов заднего плана.

В отдельных случаях обстановку таких мест происшествий фиксируют способом ярусного (ступенчатого) панорамирования. При этом способе каждый элемент обстановки, расположенный на каждом уровне, фотографируют отдельно. Сложность изготовления ярусных панорам обусловлена подбором ориентиров, по которым совмещают изображения отдельных снимков.

Место происшествия – участок, обзор которого полностью либо частично затруднен. Это может быть местность, поросшая лесом, кустарником. Для обзорной и узловой съемки выбирают направления, с которых открывается максимально возможный обзор на фотографируемый участок, например, со стороны прогалины, просеки или тропинки. Желательно в кадр помещать предметы – ориентиры, обозначить центр места происшествия и его узловые элементы, закрытые неровностями почвы, высокой травой, кустарником, вехами с цифровыми обозначениями, что позволит впоследствии определить их положение на обзорных и узловых снимках.

При минимальном обзоре для получения общего вида места происшествия возможна лишь узловая съемка. В качестве обзорной съемки по возможности фотографируют границы участка, на котором расположено место происшествия.

Место происшествия представляет собой здание и прилегающую к нему территорию. Ориентирующей съемкой фиксируют размещение здания на местности. Направление и расстояние подбирают таким образом, чтобы отразить на снимках пути подхода к зданию, размещение предметов и следов на прилегающих к нему участках. Обзорная съемка на местности в некоторых случаях дублирует ориентирующую и не проводится, а в помещениях здания обязательна. Причем каждая комната помещения представляет самостоятельный объект обзорной съемки.

Фотографирование в помещении. Помещение представляет собой замкнутое пространство. Его небольшие размеры часто не позволяют выбрать такие точки, съемка с которых позволила бы охватить большую часть обстановки. Расстояние до фотографируемых объектов увеличивают, размещая точки съемки у дверных и оконных проемов, у меньших стен в прямоугольном помещении или в одном из его углов. Создавая, таким образом, максимальный обзор обстановки, значительная часть пространства помещения все же не попадает в поле зрения объектива.

Как правило, обстановку в помещении отображают в виде отдельных взаимосвязанных между собой фрагментов. Целостное представление о взаимном расположении предметов обстановки, следов, вещественных доказательств дают фотоснимки, полученные с двух и более направлений. Количество точек съемки, их положение определяют вид помещения, его размеры и планировка, размещение оборудования, мебели и других предметов (рис. 83). При съемке с разных направлений в каждый кадр попадают предметы, расположенные в центре помещения, у середины стен. Они и являются теми ориентирами, по которым прослеживается связь между частями обстановки, отображенной на отдельных снимках.

При обзорной съемке удлиненного помещения используют точки, расположенные в середине его противоположных (меньших) стен. Если часть элементов съемки не попадает в кадр, применяют круговое панорамирование. Панораму составляют из двух кадров, охватывая смежные углы помещения. Обзорную съемку квадратного помещения ведут из его углов. Связующим элементом на таких снимках служит изображение предметов, находящихся в центре помещения, например стол, и в середине каждой из его сторон.

Сложные по планировке (Г - образные, Т – образные) коридоры и комнаты фотографируют исходя из потребности передать на снимках все участки осматриваемого помещения и по ним проследить взаимосвязь между отдельными частями обстановки. При осмотре места происшествия в квартире каждое из нескольких помещений рассматривают в качестве отдельного объекта, подлежащего обзорной съемке. Каждую из двух смежных комнат фотографируют, включая в кадр предметы обстановки из другой, например шкаф, стол и другие предметы, наблюдаемые через дверь в смежном помещении.

Обзорную съемку помещения, узловых его элементов облегчает использование широкоугольных объективов и панорамных фотоаппаратов. Они позволяют уменьшить объем проводимых фоторабот. Не следует забывать, однако, об особенностях их применения. Так, широкоугольные объективы изменяют на изображении размеры и расстояния между предметами, расположенными на переднем и заднем планах. Может искажаться и форма предметов, особенно по краям кадра.

Панорамные фотоаппараты типа «Горизонт» охватывают поле изображения с углом до 120°. Однако предметы, находящиеся в пределах 4-5 м от объектива и расположенные параллельно его фокальной плоскости, выглядят на снимках выпуклыми. Чтобы эти искажения уменьшить, протяженные предметы при съемке располагают под углом к фокальной плоскости аппарата.

Освещение при фотографировании на местности. Осмотр мест происшествий проводят в любое время суток: днем, в утренние и вечерние часы, а также ночью при естественном (солнечном) и искусственном (от ламп накаливания) освещении.

В дневное время наиболее приемлемо для ориентирующей, обзорной и узловой съемки мест происшествий направленно-рассеянное освещение, когда солнце закрыто светлыми облаками. Достаточно высокий контраст светотени, отсутствие глубоких теней и слишком ярких светов особенно благоприятно сказывается на воспроизведении элементов обстановки на улицах, в проходах между домами, арках мостов и т.п. Рассеянное освещение при пасмурной погоде создает невысокий интервал яркостей. Оно не способно передать на снимках объемность предметов, их расположение в глубине пространства. Еще более ухудшают условия освещения моросящий дождь, снегопад, воздушная дымка или туман.

Для солнечного освещения в безоблачную погоду чаще характерно преобладание высокого светотеневого контраста, способствующего передаче объемных форм предметов, фактуры его материала, пространственного расположения. Вместе с тем, в теневых участках могут теряться важные детали обстановки мест происшествий.

Оптимальным для съемки на местах происшествий является дневное передне-боковое и боковое освещение. Оно пригодно для съемки как открытых участков местности, так и зданий, строений на фоне окружающего пространства. При фронтальном направленном освещении контраст светотени невысок, поскольку фотографируемое пространство равномерно заполнено ярким солнечным светом. Увеличивается светотеневой контраст при съемке в утренние и вечерние часы. Направленный под небольшими углами к поверхности свет, освещая вертикально расположенные участки, оставляет длинные тени от предметов обстановки, складок местности, которые часто маскируют существенные элементы обстановки места происшествия. Следует избегать случаев съемки против света (при контровом освещении), поскольку на обращенных к фотокамере теневой стороне элементах обстановки детали плохо различимы, а иногда наблюдается лишь контур объектов. На поверхностях предметов, расположенных под углом к направлению съемки, могут появляться блики, что осложняет отображение элементов обстановки на снимках.

Фотографирование при сумеречном освещении. В утренние и вечерние часы из-за недостатка света обстановку места происшествия фотографируют при произвольных выдержках, используют высокочувствительные фотопленки, повышают чувствительность фотоматериалы, применяют источники дополнительного света.

Фотографирование в ночных условиях. Особо сложной и трудоемкой является ориентирующая и обзорная съемка места происшествия в ночное время. Если обстановка мест происшествия не претерпевает изменений и остается неизменной после осмотра, то фотографирование целесообразно отложить до светлого времени суток. Этот факт обязательно отражается в протоколе осмотра. Съемка в ночное время обязательна, если в ближайшее время обстановка претерпевает изменения, например, при дорожно-транспортных происшествиях с изменением положения и состояния транспортных средств, положения трупа, с изменением погодных условий при дожде, снегопаде и т.п.

Возможности импульсных осветителей при ориентирующей и озорной съемке ночью весьма ограничены. Применимы здесь мощные импульсные лампы с автономным питанием и выносным источником света типа «Луч-70». И даже при их использовании удаленные элементы обстановки почти не освещаются и не воспроизводятся на снимках. Дополнительная обработка изображений (маскирование, фильтрация деталей) в таких случаях не гарантирует выявление необходимого объема информации. Удовлетворительные по качеству результаты дает прием съемки с перемещением импульсного осветителя на 7-10 метров в глубину пространства при произвольной выдержке (рис. 84 а).

В качестве дополнительных источников света при съемке меньших по площади участков используют переносные осветительные приборы прожекторного типа, например, фары автомобиля (рис. 84 б). Направление подсветки выбирают с учетом рельефа местности, размещения элементов обстановки, имеющегося количества осветителей. Наиболее важные детали обстановки нуждаются в дополнительной подсветке.

 

 

 

Для освещения больших по площади участков местности могут быть использованы осветительные ракеты. Так, 30-мм реактивный осветительный патрон обеспечивает освещение участка на площади радиусом до 100-120 м в течение 8-10 с. Запуск ракеты производится с расстояния 100-200 м в сторону освещаемого участка под углом 40-45°. Экспонирование фотоматериала осуществляется при ручной выдержке в течение нескольких секунд при установленном на штативе фотоаппарате.

Освещение при фотографировании в помещении. При съемке в помещении, если позволяют условия, предпочтительнее использовать естественное освещение. Резкий солнечный свет, попадающий в помещение через окна, смягчают, прикрывая окна неплотными шторами, при условии, что это не изменяет обстановку места происшествия.

Некоторый недостаток света восполняется осветительными приборами, находящимися в помещении (потолочные и настенные осветители, настольные лампы, торшеры и др.). При существенном недостатке света применяют импульсные лампы или другие мощные осветительные приборы.

Применение импульсных источников света значительно упрощает проведение съемки при осмотре помещения. Вместе с тем, получаемое в ходе их эксплуатации освещение имеет существенные недостатки. Этот источник света, установленный на фотокамере, создает фронтальное освещение с резкой светотенью: стороны предметов, обращенные к фотокамере, ярко освещены, а на краевых участках образуются глубокие тени, перекрывающие изображение расположенных позади предметов. На снимках теряется ощущение объемности предметов, изображение выглядит плоским, от близко расположенных к стенам предметов обстановки появляются на стенах резкие тени. Эти недостатки ослабляют или исключают полностью, применяя для съемки передне-боковое или боковое освещение, т.е. устанавливая лампу осветителя справа или слева от фотокамеры. Тени от основного источника подсвечивают дополнительной выносной лампой, входящей в комплект некоторых импульсных осветителей, например, Луч-70. Теневые участки объекта, особенно при съемке предметов, следов, можно подсвечивать светом, отраженным от экранов, устанавливаемых вне поля зрения объектива фотокамеры. Контраст светотени от импульсных ламп и других мощных источников смягчают, направляя световой поток на светлые стены или потолок и освещая объект рассеянным светом. Коррекция экспозиции (значения диафрагмы) для импульсных ламп в этом случае составляет 1-2 значения в сторону увеличения по отношению к определенной по калькулятору. При съемке удлиненных помещений, коридоров более равномерную освещенность получают, удаляя выносной осветитель в глубину фотографируемого пространства на расстояние 10-15 метров от основного.

Наряду с импульсными источниками при съемке в помещениях используют и другие достаточно мощные осветительные приборы, например, «Свет-500», «Свет-1000», «Свет-2000», «Марс 2000», «Кварц» и др.

Применяемые фотоматериалы. При фотографировании на месте происшествия применяют изопанхроматические фотоматериалы. Это 35-мм фотопленки низкой, средней и высокой чувствительности: ФН-32, ФН-64, ФН-125, ФН-250, НК-1, НК-2, НК-3, МЗ-3-35, тип-17 и др. Выбор фотоматериала зависит от условий осмотра, освещенности, контраста светотени.

При ярком солнечном свете предпочтение отдают пленкам низкой и средней чувствительности (32-64 ед. ГОСТа); в пасмурную дождливую погоду, в предвечернее время суток, наоборот, - высокочувствительные (100-250 ед. ГОСТа).

При выборе фотоматериала учитывают, что фотопленки низкой чувствительности обладают большой фотографической широтой, меньшей контрастностью и, как правило, большей разрешающей способностью. Так, характерной особенностью съемки в ночное время является высокий контраст светотени. Поэтому для съемки пригодны только фотоматериалы с большой фотографической широтой. Поэтому предпочтение отдают менее чувствительным пленкам, с меньшим контрастом и большей фотографической широтой, а для их обработки используют мелкозернистые выравнивающие проявители.

Применение светофильтров. При фотографировании на местах происшествий светофильтры применяют в следующих случаях:

для устранения воздушной дымки, тумана, снижающих четкость форм предметов на средних и задних планах места происшествия с помощью желтых светофильтров. С повышением плотности дымки или тумана съемку ведут с более плотными желтыми светофильтрами или используют для съемки оранжевые;

для исправления передачи цветовых оттенков объектов. Плотность попадающих в кадр участков небосвода при ориентирующей и обзорной съемке чрезмерно высока из-за повышенной чувствительности черно-белых фотоматериалов к сине-голубому излучению. Соответственно, передаваемое на снимках соотношение тонов не соответствует яркостям зрительно воспринимаемых цветовых оттенков объектов. В этих случаях рекомендуется проводить съемку с желтыми и желто-зелеными светофильтрами. Первые ослабляют воздействие на фотоматериал сине-голубых лучей, вторые – дополнительно и красных, приближая передачу фотоматериалом цветовых оттенков к зрительному восприятию.

Для ориентировочной оценки цветовых оттенков на снимках целесообразно фотографировать объекты на черно-белые фотоматериалы дважды: со светофильтром и без светофильтра. Более надежна оценка оттенков цвета, если в кадр наряду с фотографируемыми предметами помещать цветную шкалу, например, ЦШ-3;

для усиления плохо различимых окрашенных следов рук, обуви, выцветшей крови, выделений организма человека, масляных пятен, повышения четкости записей в документах, ослабления мешающей окраски фона, пользуясь при выборе светофильтров правилами цветоразличительной фотографии. В зимнее время желтые светофильтры применяют также при направленном солнечном освещении для повышения контраста следов обуви, транспортных средств на участках места происшествия, покрытых снегом;

для ослабления бликов, возникающих при съемке частей зданий, зеркально отражающих свет, например, витрин магазинов, с помощью поляризационных светофильтров.

 






Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 193; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.082 сек.