Фотографическое панорамирование
Условия съемки при проведении следственных действий не всегда позволяют передать на одном снимке всю информацию об изучаемом объекте. Например, места происшествий, представляющие обширные участки местности или имеющие большую протяженность (участок автомагистрали, железной дороги) могут быть воспроизведены только с удаленных точек. Вследствие этого небольшие по величине детали на изображении не различаются. Съемка в мелком масштабе не позволяет с достаточной четкостью передать и взаимное расположение предметов обстановки на месте происшествия, характерные свойства вещественных доказательств и следов. Изображения в более крупном масштабе, объективно передающие криминалистически значимые элементы обстановки, получают способом фотографического панорамирования.
Панорамирование – это последовательное фотографирование объекта по частям на отдельные, но взаимосвязанные друг с другом кадры, когда каждый последующий из них является продолжением предыдущего. Полученные с негативов отпечатки монтируют в один общий снимок – панораму.
В криминалистической практике панорамирование применяют для фиксации мест происшествий по уголовным делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, авиационными и железнодорожными катастрофами, убийствами, изнасилованиями и т. д. К панорамированию прибегают в тех случаях, когда обстановку места происшествия невозможно охватить одним кадром даже с помощью широкоугольной оптики; точку съемки невозможно удалить на расстояние, с которого объект можно передать на одном кадре; необходимый для съемки масштаб исключает возможность фиксации объекта на одном кадре.
Для панорамирования разработаны специальные фотоаппараты (ФТ-1, ФТ-2, Горизонт), охватывающие при съемке область пространства в пределах до 120º. Чаще для этой цели применяют малоформатные фотоаппараты с объективами, угол поля изображения которых не превышает 45º. При использовании такой техники съемку ведут по определенным правилам, без соблюдения которых невозможно скомпоновать снимки в панораму без искажений.
Различают круговое и линейное панорамирование, подразделяемые на горизонтальное, вертикальное и ступенчатое.
Круговое панорамирование ведется с одной точки, изменяется лишь направление съемки. При круговом горизонтальном панорамировании фотоаппарат поворачивают вокруг вертикальной оси, а при вертикальном панорамировании — вокруг горизонтальной. При ступенчатом панорамировании фотокамеру поворачивают сначала вокруг одной оси, а затем вокруг другой.
При круговом горизонтальном панорамировании соблюдают следующие правила съемки. Оптическую ось объектива наклоняют к плоскости пола, земли под одним углом, а камеру поворачивают на такой угол, чтобы каждый последующий кадр содержал 10 - 15% площади предыдущего. На смежных участках двух кадров должны располагаться одни и те же хорошо видимые предметы - ориентиры, по которым снимки разрезают и монтируют в панораму. Для получения на снимке плавного изменения перспективы расстояние от точки съемки до объекта не менее чем в 3 - 5 раз должно превышать размеры последнего. С изменением освещенности корректируется выдержка для получения негативов одинаковой плотности. Съемку ведут со штатива, укрепляя фотоаппарат на вращающейся штативной головке с делениями или специальной - панорамной.
Линейное панорамирование осуществляется с нескольких точек при неизменном направлении съемки. Их количество зависит от протяженности объекта, расстояния до него и угла поля изображения объектива. Точки съемки выбирают на одинаковом расстоянии от объекта, устанавливая оптическую ось объектива перпендикулярно фронту объекта или наклоняя ее под одним углом к плоскости пола, земли. Фотокамеру перемещают параллельно фронту объекта (вдоль края тротуара, стены, забора и т. п.) на одно и то же расстояние таким образом, чтобы каждый последующий кадр включал 10 – 15 % площади предыдущего, а на смежных участках двух кадров попадали одни и те же предметы - ориентиры. Расстояние до точки съемки подбирают соизмеримым с размерами объекта, чтобы он заполнял большую часть кадра и исключал попадание задних планов. Съемку ведут с жестко закрепленным на штативе аппаратом; выдержка, диафрагма и расстояние до плоскости фокусирования для всех кадров одинакова.
Способ линейного панорамирования применяют для съемки только одноплановых объектов. Разноплановые объекты, имеющие различную протяженность в глубину, на смежных участках кадров оказываются смещенными, и монтаж снимков в панораму без искажения изображения невозможен. На рис. 78. показана схема фотографирования способом линейного панорамирования, состоящая из двух кадров.
Разноплановые объекты А, В и С на плоском снимке передаются в одной плоскости (I). При съемке из точки Т1 эти предметы на снимке отображаются в точках а, в1, с1; а при из съемке точки Т2 на втором снимке - в точках а, в2, с2. Если совместить левый и правый снимки по линии расположения предмета А (а), то изображение предмета B на панораме будет встречаться дважды (в точках в1, и в2). Совмещая снимки по линии расположения объекта B, мы исключаем на панораме предмет А. Совмещение изображений двух кадров по линии расположения предмета С (с1, с2) приведет к еще большим искажениям. Таким образом, при любом соединении снимков в панораму одни и те же объекты обстановки места происшествия либо отображаются дважды, либо часть обстановки вообще исключается.
Для фотографирования многоплановых объектов предназначен способ кругового панорамирования. При съемке из одной точки поворотом камеры вокруг вертикальной оси предметы наблюдаются под одним и тем же углом и на смежных участках двух кадров проецируются в одной точке, что позволяет совмещать снимки в панораму по любому ориентиру, присутствующему на обоих изображениях (рис. 79).
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 437;