Начало и конец функции или блока


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ

Изучаемая версия языка

Существует большое количество версий языка Си. Мы будем изучать язык Турбо Си 2.0 фирмы Borland. При желании можно пользоваться версиями Турбо С++ 3.0 или Borland C++ 3.1. Для самостоятельной работы с этим языком программирования рекомендуется книга [3], в которой рассматривается версия языка Си фирмы Borland.

Программа «Hello World»

Пример 1.1

Основные элементы рассмотрим на примере простейшей программы, предложенной ее создателем Денисом Ритчи [1]. При вводе программы необходимо точно соблюдать ее синтаксис, а именно:

– вводить программу строчными буквами;

– некоторые строки программы заканчиваются символом точка с запятой.

Листинг 1.1

/* Программа `Привет мир!` */

#include <stdio.h> /* подключение файла библиотеки */

void main(void) /* главная функция */

{ /* начало блока */

printf(“Hello world!\n”); /* вывод на экран сообщения */

} /* конец блока */

Рассмотрим основные элементы программы.

Комментарии

Комментарий начинается с символов /* и заканчивается теми же символами, идущими в обратном порядке */. Они служат для ввода пояснений в программе. Например, строка

/* главная функция */

представляет собой комментарий. При запуске программы комментарии компилятором языка игнорируются.

Обычно принято начинать программу с комментария, в котором указано назначение программы. В комментарии можно использовать любые символы, в том числе и символы русского алфавита. Каждый комментарий может занимать строку программы целиком, часть ее или несколько строк. Например, допустим следующий вариант:

/* Это

просто

строка

комментария */

Заголовочные файлы

Вначале содержательной части программы на языке Си всегда используются так называемые «директивы препроцессора», начинающиеся с символа #. В данной программе используется строка

#include <stdio.h>

которая означает, что необходимо подключить заголовочный файл «stdio.h». Это позволяет использовать в программе библиотеку стандартного ввода-вывода, а именно, в данной программе используется функция стандартного вывода данных на экран printf().

При использовании в программе функций из других библиотек для подключения последних необходимо включить соответствующий файл. В программах наиболее часто будут встречаться следующие заголовочные файлы:

stdio.h библиотека стандартного ввода-вывода, например, для использования функций ввода с клавиатуры и вывода на экран scanf() и printf(), ввода/вывода в файл fprintf()и fscanf()
conio.h библиотека консольного ввода-вывода, например, для функций ввода одиночного символа getch(), конольного ввода/вывода cscanf() и cprintf(), очистки экрана clrscr(), перемещения курсора gotoxy(), изменения цвета символов textcolor()
math.h математическая библиотека, например, для функций sqrt(), sin(), cos(), log(), exp()
graphics.h графическая библиотека, например, для функций инициализации графики initgraph(), рисования графических примитивов line(), rectangle()

При необходимости использования функций из нескольких библиотек в начале программы указываются все требуемые заголовочные файлы. Например, при использовании математических функций, функций стандартного и консольного ввода-вывода в заголовке программы записываются следующие строки:

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <math.h>

Главная функция

Листинг программы на Си содержит одну или несколько функций. Обязательным является использование главной функции – функции main(). Строка описания главной функции в приведенной программе содержит ключевое слово void. Это означает, что после окончания функции ничего не возвращается. В общем виде описание каждой функции, в том числе и функции main(), имеет следующий синтаксис (символы русского алфавита и знаки < и > используются только для пояснения):

<ТипВозвращаемогоЗначения> <ИмяФункции> (<СписокФормальныхПеременных>)

где <ТипВозвращаемогоЗначения> – результат исполнения функции, точнее тип возвращаемого значения переменной (допустимо использовать разрешенные типы, например, void, int, float и т.д.);

<ИмяФункции> – идентификатор (имя) функции;

<СписокФормальныхПеременных> – перечень типов и идентификаторов формальных переменных.

Чтобы стала понятной эта форма описания функции, приведем запись функции в естественной математической форме:

y = sin ( x )


ТипВозвращаемогоЗначения ИмяФункции СписокФормальныхПеременных

В рассматриваемом примере программы «Hello World!» строка описания заголовка функции

void main(void)

означает, что имя функции main, список формальных параметров отсутствует и после ее завершения ничего не возвращается.

Начало и конец функции или блока

Любая функция на языке содержит «тело» – список операторов, которые выполняются при ее вызове. Принадлежность операторов данной функции определяется символами открывающей фигурной скобки { и закрывающей скобки }. В общем случае эти символы начала и конца блока можно использовать не только для функций, но и для операторов управления, позволяющих изменить ход исполнения программы: операторов if, switch, for, while , do-while.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2057;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.