Об объекте социальной работы


Для того чтобы установить необходимые отношения, в том числе и отношения доверия, между объектом и субъектом социальной работы –клиенткой и социальным работником – необходимо не только ориентироваться в ситуации насилия, но и представлять себе состояние пострадавшей от насильственных действий.

Очень часто поведение избиваемой женщины может показаться странным. Почему она терпит насилие все эти годы? Почему не уходит? Проблема непонимания поступков избиваемой женщины кроется в том, что мы обозначаем как «стандарт разумной женщины», существующий в российском обществе. Что из себя представляет этот стандарт? Это набор стереотипов поведения, которые, как предполагает общественное мнение, исходя из принципа рациональности, было бы разумно использовать в той или иной ситуации. При рассмотрении принципов социальной работы с проблемой домашнего насилия необходимо учитывать существование данного стандарта.

Так, например, в соответствии с принципами «стандарта разумной женщины», можно сделать вывод, что если бы избиваемая женщина была разумнее, то она ушла бы после первого удара, нанесенного мужем, а не стала бы дожидаться повторных инцидентов насилия. Мы уверены, что, оказавшись на ее месте, поступили бы гораздо умнее и рациональнее. Однако следует помнить, что «мы» не находимся на «ее» месте. Мы не жили ее жизнью. Мы не знаем всех нюансов событий, имевших место в ее жизни. В данном случае, пытаясь судить поведение пострадавшей женщины по отвлеченным критериям разумности и неразумности, мы подвергаем осуждению ее собственную жизнь (жизнь, которую мы не прожили и не прочувствовали так, как она). Ведь наша жизнь состоит не из одних только действий абстрактного интеллектуального характера. При этом также не учитывается динамика и интимный характер отношений, что, в основном, определяет поведение пострадавшей.

Какими общими характеристиками могут обладать женщины, находящиеся в хронической ситуации семейного насилия? Сразу сделаем оговорку: эти черты не являются врожденными характеристиками пострадавшей женщины. Они усвоены в результате воспитания в патриархатно-ориентированной семье или в результате длительной истории насилия со стороны мужа.

Одна из главных характеристик, которая может присутствовать у женщин, подвергающихся насилию, – низкая самооценка. Она может проявляться у женщин по двум направлениям: (1) недооценка себя как личности и (2) сомнение в своих силах.

Недооценка себя как личности может выражаться в том, что женщина начинает видеть себя сквозь призму тех представлений, которые ей навязывают обидчик и общество. Ей начинает казаться, что она – плохая жена, плохая хозяйка, плохая мать. Она верит, что насилие – это ее вина, так как она не смогла найти подхода к мужу. Сомнения в своей полноценности как личности усиливаются чувством стыда. Почему это происходит? Дело в том, что женщины, подвергающиеся насилию со стороны мужа или партнера, в основном воспитаны и придерживаются довольно традиционных взглядов при оценке событий, происходящих в семье, и это ложится в основу их самооценки. Любая деятельность вне дома не вписывается в их оценку себя как личности. Таким образом, когда дома возникают проблемы, эти женщины чувствуют себя неудачницами. Они аккумулируют все мифы, стереотипы и берут на себя всю вину за поведение агрессора. Они верят, что причина насилия кроется в их собственном поведении, что они провоцируют вспышки агрессии.

Сомнение в своих силах выражается в том, что женщины, как правило, недооценивают свою способность предпринимать какие-либо шаги. Они сомневаются в своей компетентности, возможности принять решения и совершить самостоятельные поступки. Зачастую именно эти сомнения являются серьезным барьером на пути принятия женщиной решения об уходе от обидчика. Однако при оценке пассивности женщин следует учитывать много дополнительных факторов. Избиваемая женщина имеет много причин для того, чтобы не уйти. Но прежде всего ее удерживает чувство страха.

Страх женщин вполне обоснован. В ситуации практического бездействия милиции, жизнь тех из них, кто решился на уход, находится в смертельной опасности. Исследования, проведенные в Канаде, Австралии и США (Чикаго), показали, что убийства женщин, покинувших своих агрессивных мужей, происходят гораздо чаще по сравнению с теми женщинами, которые не решаются на подобный шаг. Женщины, ушедшие от мужей, подвергаются смертельной опасности в первые два месяца после ухода, когда обидчики пытаются всеми средствами вернуть контроль над ними.

Многие женщины не решаются на уход еще и потому, что они не знают своих прав или не умеют ими пользоваться.

Существуют и другие причины, удерживающие женщину от ухода: она думает, что одинока, не сможет нигде найти помощь; милиция ничего не сделает для ее защиты; верит в то, что мужчина может измениться; что так или иначе, но насилие присутствует во всех семьях, во всех отношениях; боится, что он заберет ее детей.

Очень важно при работе с женщинами, пострадавшими от насилия, учитывать, что за годы истязательств и оскорблений у женщины может появиться определенное психическое состояние, известное под названием «синдром избиваемой женщины». Впервые данный синдром был описан Л. Уокер. По своей силе этот синдром можно сравнить с теми психологическими последствиями, которые испытывают люди, оказавшиеся в плену или захваченные в качестве заложников. Это подразумевает появление у нее состояния «травматического психического инфантилизма» или «усвоенной беспомощности». Женщина в этом состоянии чувствует себя беспомощной и контролируемой. Она считает, что не в силах быть ответственной за свою собственную жизнь. Это состояние иногда еще обозначают термином «стокгольмский синдром».

Возникновению «синдрома избиваемой женщины» способствует наличие трех основных условий: (1) жизнь пострадавшей находится под угрозой; (2) отсутствует возможность уйти от обидчика или жертва уверена в том, что данная возможность у нее отсутствует; (3) пострадавшая находится в изоляции. Все эти три условия, накладываясь друг на друга, рождают у избиваемой женщины веру в то, что никто не сможет помочь ей выйти из ситуации насилия. Ее основное желание в этой ситуации – выжить. В результате данного психического состояния, у женщины появляются только два сценария действий. Первый сценарий предполагает, что пострадавшая будет использовать адаптивные тактики, чтобы примириться с ситуацией насилия. Она будет искать причины в себе, оправдывать мужа и истолковывать его малейший дружелюбный жест как проявление положительных сторон его натуры и как свидетельство того, что он проявляет заботу о ней. Второй сценарий предполагает трагический исход ситуации. Находясь в состоянии синдрома и отчаявшись найти реальные пути выхода из ситуации, чувствуя себя в полной изоляции, ощущая непосредственную угрозу как своей жизни, так и жизни детей, женщина может решиться на убийство мужа.

Это состояние является психологическим последствием насилия, совершаемого в отношении женщины в течение определенного периода. «Синдром избиваемой женщины» приводит к тому, что пострадавшая боится внести какие-либо изменения в свою жизнь, думая, что они приведут только к ухудшению ситуации. Отсутствие независимых источников доходов, давление со стороны общества и родственников, постоянно напоминающих о семейных обязанностях, а также отсутствие безопасного места, где она может укрыться – все это вместе, в сочетании с социальными условиями, вынуждает женщину жить в невыносимых условиях и терпеть.

Здесь существует и другой аспект проблемы. Многие женщины уходят от своих мужей, а потом опять возвращаются к ним. Это может продолжаться несколько раз: согласно данным исследований, в среднем женщина, страдающая от насилия, совершает примерно восемь попыток уйти от обидчика, если, конечно, она останется жива[100]. Почему это происходит? В основе подобного поведения женщины – все те же причины: отсутствие жилья и материальной поддержки, угрозы со стороны обидчика, надежды женщины на то, что он исправится, общественные стереотипы («ребенку нужен отец») и общественное осуждение ее поступка. Учитывая это, не следует оценивать поведение пострадавшей по «стандарту разумной женщины» и бросать обвинения в ее адрес. Здесь важно помнить о том, что если женщина возвращается к своему обидчику, то даже такой, кратковременный уход, сделал ее немного сильнее и увереннее в себе. Ведь труднее всего решиться именно на первый шаг.

Подводя итог, нам хотелось бы выделить шесть основных принципов, которые должны быть положены в основу организации эффективной социальной работы с пострадавшими от домашнего насилия.

Во-первых, во главу социальной работы с жертвами домашнего насилия должен быть положен принцип безопасности клиентки. Рассматривая перечисленные выше виды насилия, можно сделать вывод, что домашнее насилие – проблема, непосредственно угрожающая жизни клиенток. Она характеризуется большой вероятностью как летального исхода (убийство женщины), так и суицидального (самоубийство). Именно поэтому все технологии и приемы оказываемой социальной помощи должны быть подчинены принципу безопасности клиентки. Прием и разговор с клиенткой должен осуществляться в безопасном месте, без присутствия обидчика.

Во-вторых, данная деятельность должна базироваться на принципе взаимного доверия и уважения объекта и субъекта социальной работы, то есть клиентки и социального работника. Это требование накладывает специфический характер проблемы и включает в себя такие аспекты, как конфиденциальность, отказ от стремления «переделать» пострадавшую.

В-третьих, в работе с женщиной, пострадавшей от насилия, должен присутствовать принцип безоценочности. Социальные работники должны полностью принимать рассказ пострадавшей женщины, не оценивать ее поступки, не критиковать ее действия.

В-четвертых, социальная работа со случаями домашнего насилия невозможна без принципа просветительской деятельности, направленной как на конкретных клиенток, с которыми непосредственно проводится работа, так и на общество в целом. Это позволяет утверждать, что при работе с такой сложной проблемой, как домашнее насилие, необходимо дополнять социальную работу элементами социальной педагогики. Если социальная работа направлена на помощь клиентке в ситуации насилия, на нахождение вместе с ней тех или иных способов решения этой ситуации, то социальная педагогика, в первую очередь, направлена на ее личностное развитие.

В-пятых, принцип комплексного анализа должен быть положен в основу диагностики проблемы. По причине латентности домашнего насилия, а также незнания клиентками основных характеристик проблемы, социальный работник должен подвергнуть комплексному анализу всю информацию, полученную от клиентки, в том числе обратить внимание на косвенные факты и подтекст, свидетельствующие о возможности наличия проблемы в том или ином случае.

В-шестых, принцип самостоятельного принятия решений клиенткой должен стать основным методом проводимой с ней социальной работы. Социальный работник не может навязывать ей свои сценарии действий. Он может предлагать разные варианты и возможности, помощь в осуществлении выбранных методов (например, сопровождение женщины в суд или милицию), но выбирать действия женщина должна сама.

 

Ключевые слова

Домашнее насилие, социальная работа, культурная компетентность, физическое, сексуальное, психологическое, экономическое насилие, дети-свидетели насилия, контроль над жертвой, агрессивное поведение, анализ контекстов

Вопросы и дополнительные задания

1. Объясните, почему домашнее насилие является предметом деятельности социального работника?

2. Приведите определение и расскажите о пяти видах домашнего насилия.

3. Приведите примеры стереотипов, бытующих в обществе относительно проблемы домашнего насилия. Какие аргументы вы можете противопоставить этим стереотипам?

4. Раскройте основные положения теории домашнего насилия.

5. Каковы возможные сценарии поведения женщин в ситуации домашнего насилия.

6. Расскажите о принципах эффективной социальной работы с пострадавшими от домашнего насилия.

 

Литература

Основная

«АННА». Ассоциация Нет Насилию // Социальная работа. Приложение к журналу «Социальная защита». 1998. № 6. С. 75–78.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.

Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1993.

Насилие в семье: как бороться с ним государству. Нынешний статус и необходимые улучшения. М.: Глас, 1996.

Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэл, С. Шарддоу. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Писклакова М., Синельников А. История «одной» семьи: история, культура, политика и домашнее насилие // Насилие и социальные изменения. Ч. II–III. 2000. С. 4–40.

Середа Н. «Настолько широко, что даже и не видно»: домашнее насилие глазами взрослых и подростков // Насилие и социальные изменения. Альманах центра «АННА». 2000. Ч. 2–3. С. 143–167.

Синельников А. Насилие в семье и образование населения: от осознания к действию // Насилие и социальные изменения. Ч. II–III. 2000. С. 198–210.

Советы «Анны». Пять лет работы с проблемой насилия над женщиной. Достижения и находки: кризисные центры России. М.: Пресс-Соло, 1999.

Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. Методические материалы из опыта работы кризисных центров для женщин. М.: Региональная общественная организация «АННА», 2001.

Социальные работники за безопасность в семье. М.: РИК Русанова, 1999.

Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс // Насилие и социальные изменения / Под ред. М. Писклаковой, А. Синельникова. 2000. № 2.

 

Дополнительная

Берг Н. ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369–375.

Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия в современной России // Насилие и социальные изменения. Теория и практика исследований. Альманах центра «АННА». 2000. Ч. 2–3.

Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1993.

Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. М.: Academia, 1999.

Переведенцева Е. Бьет – значит любит? Психологи пытаются помочь жертвам домашнего насилия // Социальная защита. 2001. № 5.

Сексуальные преступники / Под ред. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.

Шестаков Д. А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 1992.

 

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 414;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.