Правовое и обычное регулирование
Рассматривая вопрос о месте права в системе социальных норм, нельзя обойти вниманием его взаимосвязь с обычаем. Социальная жизнь повсюду и в любой период существования человечества основывалась на той или иной форме организации. Большинство ученых признает, что на ранних ступенях развития общества в основе социальной организации лежал обычай, определявший из поколения в поколение общие нормы поведения отдельных членов[36].
Под обычаем чаще всего понимают правила поведения, которые в результате многократного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение[37].
Разобравшись в терминологии, рассмотрим взаимодействие права и обычаев с точки зрения их взаимоподдержки, основанной на известной общности этих явлений, и конфликта, вытекающего из их различия.
Взаимная поддержка права и обычаев складывается прежде всего из регулирования ими одних и тех же общественных отношений. Это происходит потому, что иногда обычай является “родителем” закона. Как известно, на ранних этапах развития человеческого общества обычаи господствовали в упорядочении межличностных связей и процессов. Однако с течением времени развитие индивидуального и общественного производства, усложнение общественных связей приводят к тому, что обычай постепенно утрачивает способность служить надежным и всеохватывающим механизмом регулирования социальных отношений. Поэтому с целью сохранения жизнеспособности человеческих сообществ понадобились дополнительные средства организации, и таковыми явились позитивное право и государство с его главными атрибутами – публичной властью и учреждениями, гарантирующими соблюдение правовых норм.
Конфликтные отношения права и обычаев носят атрибутивный характер, складываются неоднозначно, на основе их различия.
Для лучшего понимания механизма возникающего конфликта необходимо некоторое уточнение. Он связан с принципиально разной природой и разным происхождением положительного права и обычая и, как следствие, – с отсутствием прямой соизмеримости между системным явлением (право) и несистемным (обычаи). В результате чего они могут только с большей или меньшей степенью приближения взаимодействовать, притираться один к другому, адаптироваться, но никогда не могут слиться воедино именно по причине различий своей природы и корней.
Конечно, этим основанные на различии противоречия между правом и обычаем не исчерпываются. Положительное право не отменило обычаи, а лишь дополнило их. Вместе с тем, это “дополнение” стало само источником новых противоречий между нормами положительного права и обычаями. Как показывает исторический опыт многих народов, это противоречие может порой достигать острого конфликта, при разрешении которого вместе с положительным правом меняется и форма государства[38]. Обычаи же, и это важно отметить, более устойчивы, более консервативны. Например, обычай иметь собственность, несмотря на длительные гонения в России, сохранился при различных трансформациях правовой системы. Положительное право, наоборот, более изменчиво: оно реагирует на все значительные изменения в обществе, оно более лабильно, гибко и существенно меняется при сменах форм государства, в частности это связано с формой правления и политическим режимом. Например, при переходе от монархии к республике, от тоталитарного к демократическому политическому режиму.
Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.
Темы рефератов
1. Специфика инфоpмационных pегулятоpов поведения человека.
2. Особенности ценностных pегулятоpов поведения человека.
3. Пpоблема пpиоpитета пpава и политических ноpм.
4. Пpоблема пpиоpитета в соотношении моpали и пpава.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1804;