Выразительность графических средств


Рассмотрим эмоциональное восприятие основных элементов графики - точки, линии, пятна.

Разные типы линий вызывают различные, вполне определенные, чувства и ассоциации. Форма линий, их направление, изменение толщины - все это определяет выразительность рисунка:

· горизонтальные линии ассоциируются с основательностью, спокойстви­ем, тишиной;

· вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;

· спиральные - характеризуют вращательно-поступательное движение, развитие;

· ломаные - агрессивность, неуравновешенность;

· волнообразные - передают движение, скорость;

· наклонные восходящие, или активные - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;

· наклонные нисходящие, или пассивные - выражают чувства нестабиль­ности, грусти, бессилия.

Форма и толщина линии несет дополнительную информационную и эмо­циональную нагрузку. Аморфные неровные линии передают порывистость и непредсказуемость, четкие линии одинаковой толщины подчеркивают стро­гость и деловитость изображения.

Графическая форма линии, а следовательно, и ее выразительность, зависят от инструмента и техники создания.

Четкие строгие прямые создаются тушью и чертежными рейсфедерами, та же тушь, но нанесенная кистью, дает сложную выразительную форму. Ка­рандаш, пастель, перо, уголь, аэрозольный распылитель - инструменты, создающие различные по характеру линии.

Современные компьютерные программы, в частности, CorelDRAW, позво­ляют имитировать разнообразные художественные техники: акварель, масло, мозаика и т. д. Выбор инструмента и правильное его использование зависит от задачи, поставленной перед дизайнером.

Линию, создаваемую с помощью рисующих инструментов векторной ком­пьютерной программы, называют контуром.

Прямая или ломаная линии создаются щелчками мыши в начале и конце рисуемого отрезка. Криволинейный контур формируется несколькими опорными точками (узлами), соединенными сегментами (кривыми Безье). Непосредственно с опорной точкой связаны управляющие линии, являю­щиеся касательными к кривой в опорной точке. Управляющие линии за­канчиваются управляющими точками, перемещение которых позволяет ме­нять кривизну сегмента (рис. 1.24).

При редактировании формы кривой можно добавлять или удалять опорные точки, изменять кривизну и длину сегментов, замыкать или разрывать линии.

Для рисования линий произвольной формы в CorelDRAW используются инструменты группы Freehand Tool(Кривая). Для редактирования - инст­рументы группы Shape Tool(Форма).

Можно менять вид контура: толщину, тип линии, цвет, форму окончания, имитировать угол наклона плакатного пера. Для этого нужно задать нужные параметры в полях Width(Толщина), Style(Тип линии), Arrows(Стрелки) и Calligraphy(Каллиграфия) диалогового окна Outline Pen(Параметры обвод­ки). Оно выводится на экран с помощью кнопки Outline Tool(Обводка), расположенной внизу панели инструментов (рис. 1.25).

Важное свойство линий векторной графики - возможность сохранять или из­менять их толщину при масштабировании всего изображения. В CorelDraw для этого нужно снять или установить параметр Scale with image(Масштабировать вместе с объектом) в диалоговом окне Outline Pen(Параметры обводки).

Векторные контуры можно превращать в объекты, т. е. цвет толстой линии преобразовывать в заливку, обведенную тонким контуром (рис. 1.27). Для этого нужно выделить линию и применить команду Convert Outline to Object(Преобразовать линию в объект) из меню Arrange(Управление).

Различные режимы инструмента Artistic Media (Художественная кисть) по­зволяют имитировать работу мягкой кисти, распылителя, плакатного пера, декоративной кисти (рис. 1.28).

Как правило, линии, нарисованные вручную, выглядят более "живыми", чем созданные с помощью компьютера. При всей сложности техники и ее ог­ромных возможностях, "ручное" изображение более интересно и эмоцио­нально.

Графика пятна также имеет определенный характер и вызывает эмоцио­нальные ассоциации.

· Квадрат - устойчивая, тяжелая, "надежная" фигура.

· Прямоугольник воспринимается по-разному в зависимости от его рас­положения относительно горизонта. Если вытянутый прямоугольник ориентирован по горизонтали, он будет ассоциироваться с повышенной устойчивостью, если вертикально - станет более легким, устремленным вверх.

· Треугольник более активен. При определенном соотношении сторон и повороте на плоскости он может быть устойчивым и статичным, или же ассоциироваться с движением, выражать динамику. В этой фигуре явно чувствуется борьба противоположностей.

· Круг - воспринимается как устойчивый или неустойчивый, в зависимо­сти от его расположения на листе и от окружающих объектов, но, как правило, он символизирует образ Солнца, с ним ассоциируются такие понятия, как мироздание, единство.

Пятно правильной геометрической формы, как и линия, может иметь либо четко очерченные, либо расплывчатые границы. Это существенно влияет на характер его восприятия. Пятна произвольной мягкой формы могут вызывать ассоциации со слож­ными неустойчивыми образами. Диапазон их очень велик, от печали до нежного воздушного облака.

Яркий пример использования выразительности линий и пятен - авангард­ные художественные направления начала XX века (рис. CD-1.34). Для про­явления своих мыслей и чувств, представители этих течений шли на созна­тельное искажение натуры. Художники отказывались от изображения видимой действительности и стремились к выражению духовного, динами­ческого, энергетического начала.

Роль абстрактных образов очень велика и в современном графическом ди­зайне. Они широко используются при создании различных знаков, в рекла­ме, в декоративном оформлении интерьеров.

Искусство цвета

Восприятие изображения в значительной мере определяется цветом. Цвет делает изображение более выразительным, передает настроение, обо­стряет восприятие, придает форме особую значимость и одухотворен­ность.

В искусстве и практической деятельности постоянно решаются вопросы, связанные с цветом. Цветоведение - довольно сложная наука. Даже начи­нающий дизайнер обязан знать основные сведения о свете и цвете: психо­логическое и физиологическое воздействие на человека, зависимость цвета от освещения, гармоничные сочетания тонов и влияние их друг на друга, компьютерное представление цвета и т. д.

Искусством цвета можно овладеть только в том случае, если почувствовать внутреннюю энергетику цвета, понять его глубинный смысл и взаимосвязи, закономерности его проявления.

Теорией цвета занимались многие выдающиеся люди: Гете, Оствальд, Гельмгольц и другие. Огромное значение имеют работы Иоханнеса Иттена.

и даже прикосновения. Появились световые краски. По информации из Управления эстетики городской среды в Петербурге ими будут выкрашены отдельные архитектурные фрагменты зданий. В темноте они будут светиться.

Несмотря на все нововведения, достижения или потери в искусстве, человек по-прежнему остро реагирует на цвет. Это один из каналов общения, способ обмена эмоциями и информацией, а для художника - важнейший инстру­мент, которым необходимо владеть. Чувство цвета нужно воспитывать и раз­вивать, а для этого необходима некоторая теоретическая подготовка.

Природа цвета

Цвет - очень сложное явление. Существует несколько совершенно различ­ных подходов к его изучению.

Физики исследуют энергию электромагнитных колебаний, измеряют длину цветовой волны, проводят анализ спектра.

Химики работают с красителями, изучают их молекулярное строение, соз­дают новые пигменты, растворители, технологию нанесения на различные поверхности.

Специалисты компьютерной графики создают различные цветовые модели, позволяющие наиболее точно воспроизвести цвет на экране монитора или при выводе на печать.

Физиологи анализируют строение глаза и выявляют особенности передачи зри­тельной информации в мозг, определяют закономерности восприятия цвета.

Психологи занимаются проблемами влияния цвета на сознание, восприятия цвета, ищут взаимосвязь между душевным состоянием человека и воздейст­вием цвета.

Художники должны разбираться во всех аспектах теории цвета, хотя они часто интуитивно решают психологические вопросы, находят новые приемы эстетического воздействия, используют символическое звучание цвета, соз­дают неожиданные композиционные решения.

Цвет - результат взаимодействия трех составляющих: светового потока, на­блюдаемого объекта и зрителя. Воспринимаемый наблюдателем цвет объек­та зависит от освещения и свойств поверхности, а кроме того, и от самого наблюдателя.

Светом мы называем электромагнитное излучение, длина волны (X) которого лежит в пределах видимого диапазона. Под видимым диапазоном в технике условно понимается диапазон X = 400-700 нм, хотя на самом деле человек способен видеть в более широком диапазоне (например, X = 380-770 нм). При этом, ощущение цвета связано с выраженной неравномерностью спектра светового потока. Раздражение сетчатки глаза световым потоком, имеющим равномерный спектр в видимом диапазоне, вызывает ощущение белого {ахроматического) цвета.

Важно понимать, что не существует "черного цвета" или "серого цвета". Один и тот же по абсолютной яркости (мощности) световой поток, излу­чаемый поверхностью, в зависимости от яркости фонового освещения и ряда других обстоятельств, мы можем воспринять и как "черный" (то есть, вовсе не увидеть, поскольку световой поток по яркости ниже текущего по­рога чувствительности глаза), как некий "темно-серый" или "светло-серый", или даже как ослепительно, болезненно белый.

Экспериментами установлено, что зависимость порогового контраста от фоновой величины носит логарифмический характер (закон Вебера-Фехнера). Этот закон действителен для всех органов чувств (кстати, впервые он был открыт для ощущения веса). Из него вытекает, в частности, такое важное следствие: гипотетические поверхности, отражающие 100%, 10%, 1% и 0,1% падающего света, покажутся нам равноотстоящими друг от друга по светлоте (десятичные логарифмы 0, -1, -2 и -3 соответственно). В качестве меры "черноты" в полиграфии широко используется оптическая плотность (D) - отрицательный логарифм коэффициента отражения поверхности (применительно к фотопленке говорят о коэффициенте пропускания).

Заметим, что в природе не существует материала, отражающего или погло­щающего 100% падающего на него света. Максимальную оптическую плот­ность (2,7 ед. D) имеет черный бархат, он поглощает 99,8% падающего на него света (коэффициент отражения 0,002). Минимальную (0,03 ед. D) - спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий примерно 94% падающего света (коэффициент отраже­ния 0,94). С другой стороны, фотопленка может иметь и более высокую оп­тическую плотность.

Принято раскладывать спектр на семь "основных" цветов. Поговорка об охотниках и фазанах сидит в наших головах с детства, но это деление, вве­денное Ньютоном, - чистая условность. Леонардо да Винчи считал, что основных цветов пять, Михаил Ломоносов заложил основы трехкомпонентной теории цветового зрения. Эта теория была разработана в начале XIX века естествоиспытателями Юнгом (Англия) и Гельмгольцем (Германия).

Трехкомпонентная теория исходит из существования в человеческом органе зрения рецепторов трех типов, селективно (избирательно) реагирующих на красный, зеленый и синий цвета. Согласно этой теории, красный (R), зеле­ный (G) и синий (В) цвета являются основными и взаимонезависимыми, т. е. ни один из них не может быть получен смешением двух других. Напро­тив, все остальные цвета могут быть получены путем смешения основных цветов, взятых в соответствующих количествах.

Смешение (сложение) цветов может быть осуществлено различными способа­ми. Локальное смешение достигается одновременным или последовательным наложением одного цвета на другой. Пространственное смешение, обычно при­меняемое в телевидении и полиграфии, - наложением на поверхность мелких точек или штрихов разного цвета. Наконец, бинокулярное смешение достига­ется раздельным наблюдением смешиваемых цветов левым и правым глазом.

Для всякого цвета имеется другой цвет, от смешения с которым может об­разоваться белый цвет. Такие два цвета называются дополнительными (ком­плементарными) цветами.

Не следует путать смешение цветов и механическое смешение красок (пиг­ментов). Цвет и краска - понятия принципиально различные. Краску на­носят на объект для изменения цвета. По сути, это спектрозональный све­тофильтр, который пропускает и отражает строго определенные лучи света, в результате чего создается новый цвет объекта. То есть, если на поверх­ность нанесена зеленая краска, значит молекулярный состав покрытия та­кой, что часть световых лучей поглощается, а лучи с длиной волны от 530 до 490 нм, соответствующие зеленому цвету, отражаются.

Говоря о синтезе цвета, всегда следует помнить о том, что смешение световых потоков и механическое смешение красителей с теми или иными физико химическими свойствами дает неодинаковые результаты. В наше время па­раллельно существуют две субтрактивные системы, основанные, соответст­венно, на современной полиграфической триаде "голубая, пурпурная, жел­тая", либо на традиционной для живописи триаде "красная, желтая, синяя". В этой главе мы рассмотрим обе системы.

Восприятие цвета

Цвет, видимый человеком, в значительной степени зависит не только от физических явлений, но и от психофизических законов восприятия. Распо­ложенные рядом цвета влияют друг на друга. Любой цвет воспринимается нашим зрением в зависимости от своего окружения. То есть, любой види­мый нами цвет относителен.

При­ведем наиболее яркие примеры эффектов, возникающих при взаимодейст­вии цветов.

· Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный ря­дом со светлым - темнее.

· Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее, чем такой же черный квадрат на белом фоне, так как белый цвет, полученный в результате отражения света, излучается.

· Среди ахроматических цветов светлые воспринимаются приближающи­мися, а темные - удаляющимися.

· Красный цвет, соприкасаясь с зеленым, смотрится насыщеннее. Чем ярче и чище расположенные рядом цвета, тем более сильным и вырази­тельным будет контраст. Каждый цвет как бы подчеркивает соседний.

· На красном фоне серый цвет кажется зеленоватым; на желтом - сине­ватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с по­мощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет "пожелтеет", поэтому к нему следует добавить немного синевы, тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, сме­шавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.

· Как правило, теплые тона обладают свойством "приближаться", а холод­
ные - "удаляться". Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния в один метр, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях: красные ближе, а серые - дальше.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2304;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.