ОРУЖИЕ БЛИЖНЕГО БОЯ


Это так называемое «холодное» оружие. Разнообразие его моделей не поддается никакому описанию. Поэтому с давних пор делались многочисленные попытки выработать общую классификацию подобного оружия. Исходные принципы классификации были разными: по типу действия, по способу применения, по конструкции или внешнему виду – оружие пехоты и кавалерии, ближнего и дальнего боя, колющее и рубящее, древковое и клинковое. Классифицировали оружие и по его происхождению: является оно собственно оружием (как, например, меч или алебарда) либо боевым вариантом какого-то хозяйственного инструмента (топор, серп, цеп, плеть и т.д.).

Одна из лучших современных классификаций делит холодное оружие на девять больших групп, объединенных как сходными конструктивными принципами, так и особенностями техники применения. Эти группы таковы:

1. Оружие с переменной боевой частью (той частью, оружия, которой наносится удар в конкретном случае). Это шесты и палки, так как у них ударной является любая часть. Подгруппа – копья, то есть шесты с усиленной колющей способностью;

2. Ударное оружие. Здесь центр тяжести смещен на дальний конец, а ударная часть не имеет лезвийной заточки. Сюда входят всевозможные дубины, молоты, шестоперы, булавы;

3. Древковое оружие. К нему относятся разнообразные варианты колюще-режущих наконечников на достаточно длинном (больше одного метра) древке, например алебарды, рогатины, совни;

4. Оружие с боковым острием. Его боевая часть вынесена в сторону от вертикальной оси оружия и расположена под углом к ней. Это боевые топоры, серпы и крюки;

5. Оружие с дополнительной рукоятью, расположенной перпендикулярно его вертикальной оси, так называемые «боевые загогулины» (типа тонфы, костыля и т.п.);

6. Клинковое оружие, имеющее четко оформленное лезвие. Существует в двух подгруппах: длинное (мечи, сабли, шпаги) и короткое (ножи, кинжалы, стилеты, крисы и т.п.);

7. Гибкое оружие. Это виды оружия, имеющие гибкую боевую часть, гибкое древко или полностью гибкое, как цепи и веревки. Подгруппа – секционное оружие, где гибкими являются только сочленения (одно либо несколько);

8. Короткое оружие. Боевая часть этого оружия более или менее равномерно распределена вокруг кулака, либо кисти руки. Существует в двух подгруппах: кастетного хвата и укрепляемое на руке.

9. Метательное оружие. Все виды холодного оружия, поражающие противника на расстоянии. Тоже есть несколько подгрупп – луки, арбалеты, диски, духо– –вые трубки, бумеранги и т.д.

Границы между группами довольно условны. Например, копье можно считать промежуточной формой между шестом и древковым оружием, секционное – переходным типом между шестом и гибким оружием, а с боковым острием – чем-то средним между ударным и клинковым. Кроме того, оружие может иметь как основные, так и дополнительные элементы. Например, боевой молот можно увенчать копейным острием, противоположный конец оснастить пробойником, а на обухе укрепить крючок. Тогда этим молотом можно будет и колоть, и цеплять, и бить его рукояткой, но все-таки молотом от установки дополнительных элементов он быть не перестанет.

Все поражающие воздействия холодного оружия разделяются на три группы: бьющие, или рубящие; тычковые, или колющие; режущие, или рвущие.

Рассматривая кулачный бой, борьбу и работу с оружием с исторической точки зрения, необходимо признать, что кулачный бой намного моложе двух других видов единоборства. Во все времена и у всех народов люди воевали с оружием в руках. Борьба являлась средством укрепления тела и одним из ритуалов. А кулачный бой повсеместно появлялся лишь через сотни (а то и тысячи) лет после возникновения достаточно развитых систем борьбы и вооруженного боя. Поэтому комплексы упражений с оружием, существующие во всех традиционных боевых искусствах Востока и Запада не какое-то малозначительное приложение к кулачному бою, а их главная часть.

ОЯМА-РЮ
(Школа Оямы)

Стиль японского Каратэ, создатель которого Ояма Сигэру (однофамилец и ученик знаменитого Ояма Масутацу). Он много лет изучал стиль Кёкусин-рю. Затем был главным инструктором хонбу-додзё Кёкусинкай в Токио. Еще позже помогал мастеру Накамура Тадаси внедрять этот стиль в США, после чего отправился с той же целью в Канаду. В конце концов он вернулся в США и вышел из организации Кёкусинкай, объявив о создании собственного стиля. Впрочем, причина разрыва находится в сфере межличностных и деловых отношений, так как чисто технически Ояма-рю отличается от Кёкусин-рю весьма незначительно.

П

ПАНКРАТИОН

В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.).

Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его появления стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Похоже, запрещалось только кусаться. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

Одна из особенностей панкратиона состоит в том, что к борьбе в стойке присоединяется борьба на земле после падения обоих борцов. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после троекратного падения в античной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка. Смысл схватки заключался в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным.

При этом допускались удары кулаком или ладонью (без ремней и перчаток) по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов.

Удары открытой рукой в панкратионе зачастую были призваны облегчить применение какого-либо борцовского приема. Если они и использовались в нападении, то представляли собой более резко и сильно выполненные приемы борьбы. Удары кулаком в этом виде единоборства ни в коем случае не могли быть такими же тяжелыми, как это было в кулачном бою, особенно когда они направлялись в голову. Ибо повреждения рук, вполне вероятные в этом случае, мало способствовали бы продолжению поединка, как и в кулачном бою, будь руки бойцов там не защищены.

В то же время в обороне удар кулаком имел гораздо больше «прав на применение», даже если при этом спортсмен рисковал повредить руки. При многих приемах и во многих ситуациях в панкратионе удар кулаком в уязвимые точки (например, в нос или подбородок) мог быть последней попыткой избежать грозящего поражения. Когда необходимость вынуждает атлета с помощью удара кулаком избавить себя от невыносимой боли в до предела выкрученном суставе, он непременно нанесет удар, даже рискуя заплатить за это травмой руки. Такая же ситуация возникает при удушении, когда у атлета возникает страх смерти, когда он задыхается и просто не думает о возможной травме руки.

Одним из важнейших и эффективных приемов классической борьбы являлся захват снизу. Правила Панкратиона чрезвычайно усложняли возможность применения этого приема. Если бы панкратиаст с помощью захвата снизу-спереди попытался приподнять соперника, то последний мог мощными ударами кулаком в неприкрытое лицо атакующего (удары ведь не запрещались), обе руки которого были задействованы в захвате, не только свести на нет его усилия, но и, нанеся ему травму, осложнить его дальнейшие действия или же сделать вовсе невозможным продолжение поединка. Хотя эти удары и несравнимы по силе с ударами кулачного боя (поскольку поднятый в захвате панкратиаст не имел такой свободы движений), тем не менее их было вполне достаточно, чтобы привести соперника в шоковое состояние, в котором он наверняка ослабил бы захват и рисковал тем самым попасть в довольно невыгодное для него положение.

Бросок имел в панкратионе столь же малое значение, как и захват. Предшествующий броску наклон головы с целью защиты от захвата за шею можно было легко остановить превентивными ударами кулаков. Даже если одному из борцов удавалось схватить противника для броска, последний имел достаточно возможностей ударами ног в голову и лицо атакующего заставить его отказаться от приема. Если атакующему все же удавалось бросить соперника на землю, то для последнего, согласно правилам панкратиона, падение не означало проигранного раунда, как это имело место в классической борьбе.

Итак, что же сохранилось в борьбе в стойке в панкратионе от классической борьбы? Опасность, с которой был сопряжен для панкратиаста захват соперника обеими руками, требовала от первого прежде всего предотвратить опасные удары кулаком по наиболее чувствительным участкам тела, то есть панкратиаст должен был сделать все возможное, чтобы нейтрализовать руки и кисти рук соперника. Это можно было осуществить, молниеносно схватив противника за руки и обезопасив себя от его ударов и приемов.

Чаще случалось, что панкратиасту удавалось схватить только одну руку соперника. Скорее всего делал он это обеими руками. Затем, чтобы предотвратить ответный удар кулаком, уклониться от которого в данной ситуации гораздо труднее, чем в кулачном бою, он должен был быстро привести соперника в такое положение, когда тот не смог бы ударами кулака сорвать прием. Этого можно было добиться, приведя резким движением захваченную руку в такое положение относительно туловища, при котором соперник предпочел бы сдаться, нежели терпеть сильную боль (например, вывернуть его руку за спину, загибая ее вверх по направлению к голове). Если соперник оказывается наклоненным вперед или же на коленях – ничего другого ему и не остается; если он не желает признать поражение – в этом случае у атакующего появляется возможность удерживать соперника в таком положении одной только рукой, вторую же использовать каким-либо иным образом. Описанная ситуация представляет собой, очевидно, единственную в панкратионе возможность добиться победы уже на этапе борьбы в стойке. Но гораздо чаще исход поединка решался на земле.

Схватка на земле предполагала падение обоих борцов из положения в стойке на песок, причем в панкратионе не имело значения, кто из атлетов вызвал падение. В этом состоит одно из важных отличий панкратиона от Классической борьбы. Обоюдное падение здесь еще ничего не решает. И если считать приемы, ведущие к нему в панкратионе маловероятными, то по другой причине.

Бросок предполагает охват каким-либо образом тела соперника, причем в классической борьбе атакующий не рискует получить удар, ибо удары запрещены правилами. А в панкратионе такой охват легко предотвратить, действуя кулаками. Поэтому можно предположить, что в панкратионе броски, как и захваты снизу, были маловероятны и даже опасны, поскольку противодействие им было слишком эффективным.

У панкратиаста, ухватившего соперника за руку или за кисть, в случае, если сила соперника или недостаток собственных сил не позволяли ему прибегнуть к выкручиванию суставов, оставалась в распоряжении только группа приемов-бросков, из них в первую очередь бросок через плечо. Осуществить его весьма удобно, держа соперника за руку. Этими бросками через плечо в основном и осуществлялся переход от борьбы в стойке к борьбе на земле. Рассматривая изображения этого приема на древних сосудах, остается лишь гадать, представлен ли здесь эпизод из панкратиона или из классической борьбы, и чаще всего точный ответ на этот вопрос будет невозможен. Помочь может разве что стремительность, с которой осуществляется бросок, если только эта стремительность отражена на рисунке.

Разумеется, борьба в стойке в панкратионе не ограничивалась двумя описанными схемами (выкручивание суставов рук и бросок через плечо). Древние рисунки, на которых изображены «побочные» действия из панкратиона (например, захват части тела противника с одновременным ударом кулаком), свидетельствуют о том, что атлеты имели для атаки и другие возможности. Однако то, что изображено, является, по сути промежуточными стадиями борьбы, отвлекающими маневрами или более или менее удавшимися попытками уклониться от приемов соперника.

По внешнему облику атлета-панкратиаста следует поставить между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, но не отличался его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Открытый, свободный стиль панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода к борьбе на земле, отреагировать на которые атлет мог лишь ловкими и быстрыми движениями тела, – это те факторы, которые делали внешний вид панкратиаста гораздо более изящным, чем тело классического борца, как бы воплощавшего в себе вес и мощь. От кулачного бойца панкратиаст должен был отличаться большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле.

Столь подробное рассмотрение особенностей панкратиона связано с тем, что этот вид единоборства без всяких оговорок можно отнести к первому достаточно нам известному боевому единоборству, а также тем обстоятельством, что боевые единоборства многих европейских народов (и не только их, то же самое относится к Индии и Ирану) прямо восходят к нему и немало заимствовали из его технического арсенала.

ПЕНЧАК-СИЛАТ
(Поединок молний)

Общее название индонезийских боевых искусств, включающих в себя два основных раздела – бой голыми руками и бой с оружием. В основе современных стилей пенчак-силата (их насчитывают более 50), лежат боевые приемы различных племен и народов, населяющих Индонезию, страну «ста тысяч островов». Бой голыми руками включает разнообразные удары руками и ногами, локтями и коленями, сбивающие, блокирующие и отвлекающие движения руками, удущения и укусы, захваты, броски, болевые приемы. В бою с оружием используется традиционный арсенал: крис (длинный кинжал с волнистым лезвием), писау (нож с широким клинком), паранг и голок (разновидности ножа-мачете), келеванг (сабля), педанг (меч), тоя (длинная палка), пен-чонг (короткая палка), томбак (копье), арит (серп).

На рубеже XIX-XX веков пендекар (мастер-наставник) Соэродивирджо (умер в 1944 году) впервые попытался объединить разрозненные боевые приемы жителей наиболее многолюдного острова Ява в единую систему. Так возник первый кодифицированный стиль пенчак-силата – Сэтья-хати-терате (1903 год). В более поздних системах отчетливо прослеживается влияние китайских и японских боевых искусств, тогда как Сэтья-хати-терате наиболее оригинален в аспекте своего происхождения.

Дирджоатмоджо разработал три основных способа ведения боя голыми руками: технику кобры, технику удава и технику тигра. Первый из них заключается в том, что боец описывает круги вокруг противника, внезапно атакуя его сериями из двух-трех ударов– ног и рук, с немедленным отходом после каждой серии. Первым обычно идет удар ногой в пах или по ноге противника, а за ним удар рукой в глаза либо в горло. Защита от вражеских атак включает стопорящие удары по бьющим конечностям и зигзагообразные уходы с линии атаки, ставящие своей целью зайти ему в бок. Оказавшись сбоку от противника, с ним резко сближаются, атакуя локтями и коленями.

Способ удава заключается в том, чтобы наступить на ногу противника или обвить ее своей ногой, входя с ним таким образом в плотный контакт. Затем впиться зубами ему в шею или в плечо и резким скручивающим движением корпуса и рук сломать либо шею, либо ногу, либо позвоночник. Способ тигра предназначен для боя на скользкой и мокрой земле. Для этого боец становится на четвереньки, нанося из такого положения удары ногами по голени, колену и в пах противника.

Кроме приемов рукопашного боя, в систему Сэтья-хати-терате были включены приемы психической самонастройки и воздействия на противника. Это «изгнание страха» (из собственной психики), «глаза в глаза» (поймать взгляд противника и как бы загипнотизировать его), «устрашение в атаке» (леденящий душу крик). Для развития возможностей психологического самоконтроля 'и подавления вражеской воли используются оригинальные методы, например, суточное пребывание в глубокой яме, хождение по оживленным улицам с завязанными глазами и другие.

В старых стилях пенчак-силата сохранился обычай дарить учителю при поступлении в его школу живого цыпленка, отрез белой ткани, нож и определенную сумму денег. Кровь цыпленка, орошая землю, символизирует кровь ученика, которую он прольет на тренировках. Белая ткань пойдет на саван, если он погибнет во время занятий. Нож символизирует остроту ума и чистоту помыслов ученика. А деньги понадобятся учителю для покупки новой одежды, если он порвет старую во время занятий. Этот обычай косвенно свидетельствует о том, насколько суровыми были раньше тренировки.

К числу наиболее известных стилей пенчак-си-лата относятся Делима, Будожа, Чампака-пути, Перисай-дири и Перисай-сакти (остров Ява), Атчех и Бару (остров Суматра), Бакти-негара и Эка-сентоза (остров Бали), Батумерах (Молуккские острова). Подавляющее большинство стилевых школ входят в одну из двух федераций: Ика-тан-Пенчак-Силат-Индонезия (учреждена в 1947 году) и Персатуан-Пенчак-Силат-Индонезия. Пенчак-силат весьма популярен в исламских странах.

ПРАЩА

Кто и когда изобрел пращу – неизвестно. Она изображена на самых древних памятниках Египта, Ассирии, Персии, Эллады. Можно полагать, что праща была известна человеку за несколько тысяч лет до н.э. Но с самых древних времен и до конца своего существования в качестве оружия войск, праща оставалась по своему устройству одной и той же. Это ремень (либо веревка) длиной около 150 см, с уширением в средней части (нашитым или плетеным). Один из концов ремня (веревки) имел петлю для более удобного удержания пращи в руке при выбрасывании из нее камня; другой конец был гладким.

Для метания снаряда (камня-голыша, либо свинцовой пули, весом от 100 до 400 грамм) ремень одевали петлей через кисть руки, пращу складывали пополам, в уширение укладывали камень, другой конец (без петли) держали между большим и указательным пальцами той же руки. Сложенной пополам пращой делали в воздухе несколько круговых оборотов (снизу-вперед-вверх), а затем сильным размахом выпускали из пальцев свободный конец ремня. Снаряд, вырвавшись из пращи, летел на расстояние до 400 шагов (284 метра).

Хороший пращник до 100 шагов (70-71 метр) редко когда давал промах по стоящему человеку, попадая ему почти всегда в голову. При таком попадании человек обычно падал мертвым. На расстояниях до –480-190 метров пращник попадал в корпус, нанося серьезные ранения. Древний автор (Диодор Сицилийский) говорит: «Не было шлема или щита, который бы они (пращные пули, отлитые из свинца) не пробивали»…

Дешевизна пращи и снарядов к ней, а также достаточно высокие боевые качества явились причинами того, что она продержалась в европейских армиях почти до конца XVI века, служа рядом с луками, арбалетами и огнестрельным оружием. Во время войны между гугенотами и католиками во Франции праща употреблялась как оружие даже в 1572 году. В XX веке пращу широко использовали (в основном на охоте) афганцы, готтентоты, американские индейцы, жители Канар-ских островов и Полинезии, эскимосы.

Праща в современных условиях может служить прекрасным оружием самозащиты, а также спортивным развлечением. Ее нетрудно сделать из брючного ремня, камни же всегда под рукой.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3682;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.