Хоровой композитор Г.В.Свиридов.
Георгий Васильевич Свиридов — один из весьма своеобразных художников. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Композиторское творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это — Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, советские поэты — Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции — русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.
Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, а также и Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно прочел он и поэзию Бёрнса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной и хоровой музыки, сначала в камерной - романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, в хоровой музыке в самостоятельных хорах и вокально-симфонических жанрах - оратории, кантате и других произведениях.
Творчество в этих областях богато открытиями «новых земель», созданием замечательных своеобразных произведений. Оно тесно связано с поэзией, преимущественно русской (исключение составляет Р. Бернс).
Вслед за Бёрнсом в 1955 году в мир творчества композитора входит С. Есенин. Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова — явление исключительное: здесь-то и происходит подлинное рождение музыкального Есенина.
Сочинения Свиридова являются новым прочтением стихов Есенина. В свое время, при жизни поэта, да и в первые годы после его гибели в творчестве Есенина обычно акцентировалась любовная лирика, поэзия сельской жизни и среднерусских пейзажей да жгучая тоска поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Такой и осталась в памяти поколения 20-х, отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие годы, почти полного его забвения. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в «Поэме памяти Сергея Есенина», завершенной в 1956 году, и в созданном тогда же цикле песен «У меня отец — крестьянин» для двух солистов — тенора и баритона — с фортепиано.
С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. Вскоре появляется застольная песня «На земле живут лишь раз» (1958), хоры а саррellа — «Вечером синим», «Табун» (1958) и затем еще один вокальный опус — «Русь деревянная» (1963).
В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского. Появление «Патетической оратории» было крупным событием в отечественной музыке.
Творческий путь Свиридова 50—60-х годов логичен и закономерен. От «Декабристов» и «Поэмы памяти Сергея Есенина» через «Патетическую ораторию» путь этот пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», тематизм которых, тексты и образы почерпнуты из вечного, животворящего источника народного искусства. «Курские песни» для смешанного хора и симфонического оркестра были завершены автором в 1963 году.
Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в хоровую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за «Курскими песнями» Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.)
Интересна одна особенность творческого процесса Свиридова. В большинстве случаев еще до создания крупных сочинений на стихи того или иного поэта композитор как бы делает разведку в новую для него, поэтическую область. «Стране отцов» предшествуют романсы на стихи А. Исаакяна, «Поэме памяти Сергея Есенина» — песня «Братья — люди!» на слова поэта; «Патетической оратории» — интересный вокальный опыт — «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на слова В. Маяковского, мир поэзии А. Блока был «разведан» еще в годы учения в консерватории.
В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – «Курские песни» и «Весенняя кантата» на слова Н.Некрасова. В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет» для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического ансамбля в трех частях.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и другие сочинения.
В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована.
Одной из характерных особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это — глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Г.В.Свиридов изначально являлся наследником богатейшей отечественной и мировой художественной культуры. Творческий, интеллектуальный уклад его жизни основан на на строго выборочном подходе к явлениям в искусстве. Свиридовский замысел всегда точно воплощен.
Так, например, в сфере музыкально-выразительных средств в век непрерывного усложнения гармонических, тембровых, полифонических средств, Свиридов не боится быть до крайности простым и ясным. Порой кажется, что в его хоровой музыке воздействует только мелодия, поддержанная аскетическим аккордовым пятном или звенящим органным пунктом. Никаких контрапуктических комбинаций, наложений, имитаций, сложных модуляционных планов, только впечатляющий пластичный распев или демаклационно-речевая фраза, неразрывно слитые со словом, с поэтической мыслью.
Основной путь Свиридова – это философская ясность и просветленность, близость человека к природе, гармония человеческой души с миром. Именно эта «установка» определяет отбор средств выражения – у Свиридова все устойчиво. Устойчивая мелодия – почти везде строго одноладовая или пентатоничная. Устойчивая гармония, тоже держащаяся одного лада или колеблющаяся около него, подкрашенная дополнительными тонами, полифункциональностью. В мелодиях Свиридова почти нет хроматизмов, композитор избегает даже м.2. Редко мелодия находится в узком пространстве, почти всегда она прочно располагается на больших интервалах, широко раскинута, распластана по всему диапазону.
Ритм в мелодии – это медленное, крупное течение времени, он задает торжественно-гимничный характер движения. Типичен ровный пульс акцентированных четвертей. Величавая ритмика придает характер гимна. Почти хорала – утверждение верности и неизменности чувства.
Фактура Свиридова имеет два пласта – мелодия и сопровождение. В хоровой фактуре композитором используется многообразие divisi , широкое расположение голосов, сочетание различных тембров, тончайшее применение характерных регистровых возможностей во всех группах создают необыкновенное богатство и красочность звучаний.
Основной особенностью Свиридовского подчерка музыковедами выделяется гармония. Так А.Друкт в работе «О традициях русской натурально-ладовой гармонии в музыке Свиридова» выделяет три принципа гармонии:
1. Принцип функционально-гармонического ostinato, предполагающего введение более или менее протяженных построений на основе точной или варьированной повторности созвучий, всевозможных статичных и пульсирующих органных пунктов, выдержанных гармонических комплексов. Оstinato чаще всего располагаются в нижних «этажах» фактуры и служат устойчивым фоном свободному интонированию мелодии.
2. Принцип резонансной гармонии – образование вертикали аккорда из звуков мелодии.
3. Принцип контрастного сопоставления – чередования созвучий различной гармонической плотности. Особенно характерен пример прозрачно-звонких квинтовых или квартовых созвучий плотно диссонированными аккордами с гроздями б.2. Контрастное сопоставление фонически далеких гармоний в относительно свободном ладовом ритме встречается во многих произведениях Свиридова, становясь одной из норм его гармонического мышления.
Свиридовская тоника – одно из созвучий минорный секстаккорд с удвоенной терцией, строящийся, в отличие от обычного тонического на первой ступени (а не на третьей) и вводимый как типичная для этого мастера тоника с секстой вместо квинты.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4866;