Хоровой творчество Р.Щедрина
Родион Щедрин – один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он смог создать произведения, доступные и широким кругам слушателей. Намеренная антиавангардная установка на слушателя пронизывает творчество Щедрина на протяжении всей жизни: «большая музыка должна иметь большую аудиторию». При этом он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей – Н.Гоголя, А.Чехова, Л.Толстого, В.Набокова, Н.Лескова, он автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни» и т.д.
На появление композитора Щедрина повлияло следующее событие: в конце 1944 - начале 1945 годов в СССР открылось новое учебное заведение – Московское хоровое училище (мальчиков). Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А.Свешников пригласил туда отца Р.Щедрина преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы, а тот, в свою очередь, попросил зачислить на учебу и своего сына. У Родиона был абсолютный слух, достаточно приемлемый голос, и он был определен, наконец, по музыкальной специальности (декабрь 1944 года).
В Хоровом училище для мальчика, уже кое-что повидавшего, открылась такая сфера, о которой он не подозревал. Позднее Р.Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором». [Родион Щедрин. Беседа с Л.Григорьевым и Я.Платеком. //Музыкальная жизнь 1975 №2 с.6]. В хоровом классе была пропета вся история этого искусства: от мастеров «строгого стиля» Жоскена де Пре, Палестрины, Орландо Лассо до русской духовной музыки – Чеснокова, Гречанинова, Кастальского, Рахманинова.
Сочинение музыки в Училище специально не преподавалось, однако высокая суммарная музыкальная подготовка позволяла ученикам делать опыты и в музыкальной композиции. Для поощрения их творчества Свешников давал возможность тут же и исполнять свои сочинения. В 1947 году в Хоровом училище был проведен конкурс композиторских работ. Жюри, возглавляемое А.Хачатуряном, присудило первую премию Р.Щедрину, и это стало его первым заметным успехом в этой области.
Во время консерваторского обучения у Р.Щедрина интенсивно развивалась в такая фундаментальная область интересов, как русский фольклор. Принципиально чуждый этнографическому подходу, Щедрин сумел в течение всего творческого пути в высшей степени оригинально использовать фольклорные элементы, органично сплавив их с новейшими композиторскими находками в музыкальном мире. И в таком синтезе – у него нет равных в его поколении. Обязательный для студентов-композиторов предмет «Народное творчество» требовал участия в фольклорных экспедициях, с самостоятельными записями народных песен на магнитофон. Р.Щедрин совершил поездку в районы Вологодской области, которые оказались чрезвычайно богатыми частушками (руководительница экспедиции записала их свыше тысячи). Ведь частушка не только веселила и развивала способности к мгновенной импровизации, но была хлестким фельетоном, народной газетой – всем тем, что жило в народе, не укладываясь в официальные способы выражения мнений.
Период хорового творчества композитора открывается 1981 годом, который отмечен у Щедрина созданием мастерски отточенных хоровых сочинений: « Строфы « Евгения Онегина » » - шесть хоров на стихи А.Пушкина из его романа в стихах, « Казнь Пугачева » - поэма для хора a capрella на слова из «Истории Пугачева» А.Пушкина, К хоровым опусам примыкает также «Концертино» 1982 года (без слов). Композитор по-прежнему погружен в русскую литературу и русскую тему. В частности, сквозь все произведения проходит идея русских колоколов: в конце «Строф «Онегина»», в эпизодах «Казни Пугачева».
С наступлением знаменательной даты - 1000-летия принятия христианства на Руси – Щедрин написал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него, внука священника и самого крещеного в детстве: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).
Оркестровая «Стихира на тысячелетие крещения Руси» написана на основе древнего первоисточника, записанного крюками, – стихиры на праздник Владимирской иконы авторства царя Ивана Грозного, которую композитор изложил в своей интерпретации. Щедрин воссоздал мир древнерусского пения – его тихость, неспешность и умиротворенность, отражение в нем русского равнинного ландшафта, что сказалось на плавности мелодики, текущей без пауз, вариантности попевок. В партитуре указаны моменты подпевания голосами музыкантов их партиям. Композитор послал произведение для первого исполнения в США Ростроповичу, которому его и посвятил. Тот расценил такой поступок как гражданский подвиг и смог осуществить премьеру в вашингтонском Кеннеди-Центре (1988). На родине был выпущен первый российский компакт-диск - с записью «Стихиры» Щедрина и стихиры Ивана Грозного.
Русская литургия «Запечателенный ангел», или хоровая музыка по Н.Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой) в 9 частях, была впервые исполнена в Москве, двумя хорами – Московским камерным и Академическим русским хором под управлением В.Минина. Сочинение продолжительностью в 60 мин. – хоровой шедевр, обладающий воздействием не только музыкальным, но также духовно-этическим, подобно службе для прихожан.
Повесть Лескова «Запечатленный ангел» не служила программой музыки Щедрина, от нее были взяты отдельные элементы: название, текст для номера №1 («Ангел Господень»), образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения» – икона чистая, сожженная печатью и снова чистая. По желанию дирижера, могли делаться вставки текста из Лескова (такова запись на компакт-диск в США). И по отношению к литургии: композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи, Триоди), с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, «равнинность» мелодии, беспаузность. По хоровым приемам – это энциклопедия русского хорового письма, включившая помимо мелодики знаменного типа также народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона. «Запечатленный ангел» стал выдающемся хоровым произведением ХХ века и русской духовной музыки.
С огромной изобретательностью Р.Щедрин умел и умеет вводить русские элементы в свой музыкальный язык, воспроизводя стихиры, молитвы, частушки, пастушьи наигрыши, колокольные звоны, голошения плакальщиц, музыку цирков, треньканье балалайки, гусельные переборы, цыганскую песню, аппликации из Чайковского и т.д.. В то же время вся аура его сочинений – типично современная: острота диссонантных звуковых сопряжений, игра пространствами музыкальной эстрады, прием коллажа, предельно разнообразная артикуляция и новаторские способы исполнения на всех инструментах.
Музыка Щедрина заряжена той солнечной жизненной силой, которой во многом не додало людям искусство ХХ века. Поэтому так велик человеческий отклик во всем мире на его «музыкальное приношение». Всю жизнь идя своим путем, он занял устойчивую позицию в самом центре музыкальной культуры, а, по словам Р.У.Эмерсона, «герой тот, кто стоит неподвижно в центре».
По источнику автора В.Н. Холоповой
Начало формы
Лекция 7. Часть 3
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 6051;