Лекция 15. Эмоции и творчество. жизнь как ценность
Эмоции – это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Эмоции, чувства и состояния могут оцениваться и по таким параметрам, как: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), способ их внешнего выражения (экспрессия) и др. В целом же, чувства и эмоции не отделимы от личности
Важнейшие функции эмоций:
- сигнальная, т.е. переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями вне человека или в его организме.
- регулирующая, т.е. переживания, эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды или мешают деятельности, блокируют ее.
- интегративно-защитная роль эмоций
- мобилизационная, компенсаторная. Эмоции не всегда вызывают нарушения деятельности, напротив, они способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаток информации, знаний, умений для достижения цели, решения той или иной проблемы, осуществления каких-то действий.
Среди специальных методик развития творчестванаиболее известными, распространенными являются:
- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе.
- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).
- Метод фокальных объектов (фокальный – находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.
- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.
- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.
Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи – замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).
Основные приемы воображения:
- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;
- гиперболизация – увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;
- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);
- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.
Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:
· Единство науки и гуманистических ценностей.
· Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.
· Регулирование научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.
· Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1893;