ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности Древне – Китайской философии
- Господство религиозного философского мировоззрения.
- Начальные периоды развития философии 3 в. до н.э. Центральной идеей являлся культ НЕБА. Небо – божественное начало. В период формирования государственности культ Неба получил политический смысл., т.е. аристократия – дети неба,
император – сын неба. Идея сыновности проходит через всю китайскую философию.
- Формирование философии проходит на основе эпической литературы, где выделяется книга истории, книга перемен – идейный источник всей китайской философии, согласно ей весь мир – это череда ситуаций, взависимости от взаимоотношения сил.
Элементы бытия – небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва.
Критерии деления: человек и его деятельность. Космическая гармония построена из разумного сочетания жизни, идей, первопричин бытия. Зло –результат неприятного сочетания начала.
Философия вырастает из натуралистических школ, которые считали, что начало всех рождений это 2 начала: «янь» и «инь» - взаимодействуют и рождают всё мироздание.
КОНФУЦИАНСТВО
Морально политический социальный характер Дао воплощает в образе святых, мудрых. Необходимость социально-политического учения Конфуция вызвано наличием большого количества государств и раздорами между ними. Конфуций призывал к политической стабильности, разрабатывал принципы гос. управления. Его учение – идеология прочного китайского государства.
Обожествление неба, наделение его силой, разумом. Весь ход вещей предопределён небесным проведением. Небо устанавливает порядок «Ли», наполняет его добродетелью, смысл которого добро. Зло проистекает от нарушения порядка, которое установило небо.
Это нарушение производит человек, который не видит порядка или не желает его выполнять. Нарушая порядок, люди приносят в мир несчастья, беды, появляется зло. Из рожденного небом и землёй человек - самое ценное. Добродетели: любовь к людям, справедливость, преданность правителю. Этими принципами руководствуется благородный человек.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
В основе взаимоотношения между правителем и поданными - принцип взаимного стремления к добру. Государство рассматривается как одна семья. У поданных императора сыновья – почтительность. Смысл земного порядка – в выставлении порядка имён : император правит: пастух - пасёт скот.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периоды:
В развитии выделяют несколько этапов:
1. Становление античной философии 6-5 век до н.э.
2. Классическая греческая философия ( учение Сократа, Платона, Аристотеля) 4век до н.э.
3. Заключительный этап греко-римский, эллинистический 4 век до н.э. – 4 век н.э.
Отличительной чертой ранней античной философии являлось формирование нового способа духовного самовыражения, принимающего логическую и рационалистическую форму.
- космоцентризм - направленность на осмысление космоса, природы. Человек рассматривался как часть природы, космоса, как микрокосмос.
Характерная черта философии – притензия на роль наставницы жизни, стремление к строгой научности. Философия трактуется как знание обо всём.
Становление философской проблематики.
Учение о первоначалах, первопричинах бытия.
О первых древнегреческих философах известно очень мало, сложно сказать где правда где вымысел. Всегда в философии упоминается МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА:
ИДЕИ:
Задумываясь об устройстве мира, говорили следующее: нас окружают совершенно разные вещи, но несмотря на разницу между вещами, мир является единым и неделимым.
У мировоздания есть общая основа. Вычисляли основной принцип мира.
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
ФАЛЕС: отец греческой философии. Всё сущее происходит из воды. «Океан – кольцевая река, окружающая землю, земля подобна дереву плавает в воде» (материальная сущность).
Испарив воду получится воздух. Вода-земля-камень.
АНАКСИМАНДР:
Основатель оригинальной философской концепции происхождения бытия. Все вещи произошли от единой субстанции – апейрон. Апейрон – вещественное начало, лишенное границ, без качественных характеристик и количественно бесконечно. Он источник всего, из которого возникает всё, т.е. апейрон преобразуется в земные стихии, а те в свою очередь переходят друг в друга. «Природа, мир – существуют объективно, а не созданы кем-либо».
АНАКСИМЕН:
Начало всего сущего- воздух. Мир образуется путём разряжения и сгущения воздуха. При разряжении – огонь. При сгущении – вода и земля.Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником души и тела, всего космоса воздух первичен по отношению к Богам.
Вывод:
Их философия рационализация мифа, мир объясняется из него самого на основе природных начал без участия сверхъестественных сил.
Милетские философы были гелозоистами. Гелозоизм – теория о всеобщей одушевлённости мира.
Целостная картина мира когда ещё многие детали были неизвестны.
ДРУГИЕ ШКОЛЫ.
ШКОЛА ПИФАГОРА:
Назвал философию этим именем. Большое значение уделял числу. Число – основа всех вещей. Мир – последовательное развёртывание числа. Самое важное число – 1, остальные комбинации числа 1. Любая точка -1, две точки – 2 прямая, три точки- 3 плоскость. Пространство: огонь, вода, земля, воздух. (идеальная сущность)
Познание – процесс познания управляемых им чисел.
ЭНЕЙСКАЯ ШКОЛА
Сенофаи
Бог – один, невыразим, такое общество – ЕДИНОЕ –
весь мир из него происходит и в него обращается.
ЭЛЕМЕНТЫ ПАНТЕИЗМА:
Мир – воплощение свойств бога.
Бог –
Памеин
- ЕДИНОЕ - заменил - БЫТИЕ –
Бытие не возникло, не погибнет, вечно. Охватывается мыслью.
Зимон
Существует то, что можно логически доказать.
Эмпидокл
В основе мира – не одно начало, а 4 начала: -огонь; - вода; -воздух.
Выживание, приспособление организмов.
Появление отдельных частей тела.
Объяснение живых организмов.
ГЕРАКЛИТ: «Труд о природе»
Первоначало мира – огонь.
Космос никем не сотворён. Если будет вечным огонь, то потухающим, то загарающимся.
Все вещи – размен огня, огонь меняет вещи.
Противопоставляет своё учение элейским философам.
Ключевая форма: всё течёт, всё изменяется
Ничего не становится, всё движется, меняется, ничего не прибывает в неизменном состоянии.
«В одну и туже реку нельзя войти дважды.
- Левит и Демокрит –
Демокрит: точка зрения на мир во многих отношениях похожа на то, что говорила наука до конца XIX века. Предложил атомистическую гипотезу мира.
Всё состоит из предств – ий атомов, неделимых физически, между ними пустые пространства. Количество атомов бесконечно, как и пустота.
Атомы можно сравнивать т. к. они отличаются по величине, форме, порядку, расположению. Сталкиваясь, атомы образуют видимый мир, всё это происходит по естественным законам. Душа из атомов.
Атом – в движении, 3 формы:
1.Хаотическое перемещение, напоминающее броуновское движение.
2. Вихревой поток. Атомарный вихрь для соединения однородных, разъединение разнородных. Мироздание.
3. Испарение предметов космоса.
- СОФИСТЫ –
Профессиональные учителя. После Демокрита философия развивается в новом направлении, становится значимой. Это обстоятельство предопределяет софистов (Горгий, Протагор).
Софисты – главная цель не истина, а умение убедить слушателей.
Софизмы – внешне правдивые доказательства ложных положений.
«У тебя есть то, что ты не терял. Ты не терял рога, значит ты рогатый.
ПРОТАГОР.
Изменчивость материи. Переносил этот принцип на человека. Возникновение реативизма.
Реативизм – познание относительно.
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
В истории философии Сократу принадлежит особая роль. Оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли.
Все философы до софистов раскрывали суть окружающего мира.
Софисты повернули с проблем космоса на проблему человеческой жизни. Эта тема –основное внимание у Сократа.
Сведения о Сократе дошли в изложениях его учеников. Так как письменность Сократ считал мёртвым знанием, то выше всего он ставил живой диалог. Философия Сократа касалась человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.
Сущность человека по Сократу заключается в его душе.
Ценность души в познании.
Если не знаешь, что такое добродетель, то не знаешь как её постичь. А добродетель необходима для воспитания души.
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ЦЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ БЛАГО.
Благо – то к чему надо стремиться, чтобы стать счастливым.
Элемент блага.
- Хорошее здоровье, сила телесная содействуют нравственной жизни.
- Духовное здоровье, умственные способности.
- Искусство и наука. Они полезны для счастливой жизни.
- Дружба. Только между хорошими людьми.
- Согласие между родителями, детьми, братьями. Все они созданы для взаимопомощи друг друга.
- Государство. Благоустройство обеспечивает выгоды.
Чтобы достичь блага необходимо обладать определёнными качествами, добродетелями: - самообладание; - храбрость; - справедливость.
Все эти качества образуют мудрость.
САМОБЛАДАНИЕ – основа всех других добродетелей, без неё человек не может жить, трудиться.
ХРАБРОСТЬ – знание как без страха справиться с опасностями.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – знания как соблюдать законы.
Сократ разработал метод субъективной диалектики, чтобы установить истину.
ИСТИНА – независимое от мнения людей знание, которое носит устойчивый характер.
Майэвтика – искусство рождения истины. Суть этого метода – достичь правильного знания, обнаружив противоречия в утверждениях собеседника. Истина рождается из диалогов, беседы.
ПРИМЕР: можно ли обман, воровство отнести к справедливости?
ВЫВОД: Сократ обнаруживает противоречия в бесспорных положениях, показывает необходимость всесторонней характеристики предметов, понятий.
Отстаивая свои взгляды философ стремится помочь людям найти самих себя. Научиться вести себя соответственно законам, нормам нравственности.
Сократ говорил о существовании объективных нравственных норм.
Счастье, добродетель тождественны. Зло – незнание добра.
- ПЛАТОН –
Учение о бытии и познании.
Влияние оказали учения Гераклита, Пифагора, Сократа.
Пифагор: Влияние его учений на Платона объясняется верой Платона в бессмертие души и потусторонний мир. Склонен принимать идею о переселении души. Для Платона, как и для Пифагора выражено уважение к математике. «Профанам в геометрии вход запрещён».
Гераклит: В чувственном мире нет ничего постоянного.
Сократ: Интерес к проблемам этики, общественной жизни.
Платон первым в греческой философии создает целостную концепцию объективного идеализма. Суть – мир идей, понятий, мыслей признаётся как первичный по отношению к миру вещей. Вещи которые нас окружают – это порождение идей. Являются их отражением и реально не существуют. По Платону идеи (эйдосы) в отличии от вещей:
- бестелесные
-умопостигаемые
Чувственные вещи – приходящие
Идеи – постоянны, обладают истинным сосуществованием. Вещь погибает, но идея продолжает сосуществовать будучи воплощённой в аналогичных вещах.
Свойства идей – совершенство, образец, идеал, но полностью этот образец не реализуем в каком либо чувственном предмете.
Соотношение – мир идей и мир вещей у Платона .
- Подражание – т.е. стремление вещей к идеям.
- Причастность – т.е. вещь возникает через причастность к особой сущности.
- Присутствие – т.е. вещи сходны со своими идеями, когда идеи приходят кним и начинают в них присутствовать
Вещи – дети идеи и материи
Познание – процесс созерцания высших сущностей.
Познание:
- познание осуществляется чистой душой прибывающей в мире идей
- душа вселяется в тело человека, сохраняет, но неосознаёт свои знания.
В процессе развития человека душа вспоминает знания, которые получила раньше. Чувственный опыт – импульс к воспоминаниям идей. Платон советует напрямую обращаться к душе при помощи речи и сократовской беседы.
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И О ГОСУДАРСТВЕ
Основа человека – душа, она бессмертна, возвращается несколько раз. Тело – темница для души. Душа как запряжённая колесница: первый конь стремится в мир идей , второй тянет к земле, разум уравновешивает эти стремления. Платон делит души людей на три категории . В зависимости от того какое начало берёт верх:
- разум (мудрецы, философы – должны управлять государством)
- страсть (войны – должны охранять государство)
- вожделение, наслаждение (крестьяне, торговцы, ремесленники)
Выстраивают структуру идеального государства. По его мнению общество, государство построено на естественном разделении труда, отсутствии частной собственности – государство будет процветать. Платон связывает социальные функции человека с его способностями. Исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонии в обществе, это результат осознания своего предназначения.
Формы идеального государства: монархия, аристократия, демократия. Предпочтение отдаёт монархии. Представление о морали Платона оказали влияние на философию.
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель – последний представитель классического периода греческой философии.
Это величайший энциклопедист, систематизатор всех знаний. Излагая учение Аристотеля необходимо отметить, что он не во всём согласен со своим учителем (Платоном)
«Платон мой друг, но истина дороже»
Высоко оценив Платона, он сформулировал своё представление о бытие. Предложил, что идея и предмет существуют вместе в единстве. Вместо платоновского понятия идея он употребляет понятие форма, обозначающую некоторую идеальную сущность. Существует материя, которая лишена всяких свойств. Когда в форму вселяется бессмысленный кусок материи, получается чувственно воспринимаемая вещь. Все вещи по Аристотелю – это материя, преобразованная идеальными формами, сущностями. В любой вещи есть материя и форма, их не расторжимое единство является вещью. Аристотель – идеалист. Материю философ определил кА возможность бытия, а форма из этой возможности создаёт действительности. Решающая роль принадлежит формам.
Пример: бронза – это возможность бронзового шара. Бронза, приобретая форму шара, становится вещью.
ТЕОРИЯ О ПРИЧИННОСТИ АРИСТОТЕЛЯ
- Материальная причина (материя из которой образуются тела)
- Формальная причина (когда форма проявляет себя)
- Действующая причина (раскрывает источник движения)
- Целевая причина (цель этого движения).
Причиной причин Аристотель выделяет бога, как перводвигатель, как некий духовный абсолют. Раскрывает проблему человеческой души. Душа – сущность, форма тела, дающая смысл жизни. Душа – есть причина, начало живого тела. Тело – материя органического существа.
Форма над материей
Душа над телом
Разум над чувствами
Всё живое обладает душой:
- Растительная душа (способна к размножению, осуществлению обмена веществ)
- Чувственная душа (ею наделены все животные), обладают восприимчивостью с помощью ощущений
- Разумная душа (присуща только человеку) познаёт и думает.
Теория познания.
Любая форма находится в единстве с материей. Через исследование вещей мы можем прийти к постижению формы. Следовательно, знания выводятся не за счёт припоминания, а из окружающей действительности.
СЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Самостоятельно.
«СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Основные черты:
(8)6 – 4в н.э. – ант.
4в – 14в н.э. средневековье
Под понятием средневековье понимают период развития Европы со времени Римской Империи (4 – 5в) до начала эпохи возрождения (14 – 15в)
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ:
- Древнегреческая философия
античная (Платон, Аристотель)
- Священное писание
Рост религиозных настроений (отличительная особенность средневековья)
Христианство сформировало мировоззрение средневековых европейцев.
Начиная с 4в. христианская церковь распространила влияние на все сферы жизни общества, это коснулось и философии. В рамках христианской философии все вопросы решались с позиций теоцентризма, крецианизма, провиденциализма.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – такое понимание мира, источником всего сущего центр. воспринимается - Бог.
КРЕАЦИОНИЗМ – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил природу, находящуюся в непрерывном изменении.
ПРОВИДЕНЦИАНАЛИЗМ – в соответствии с которым всеми мировыми событиями управляют божественные провидения.
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Патристика – учение «отцов церкви», совокупность взглядов – теологофилософия.
«Отцы церкви» стремились обосновать идею единобожия.
Аврелий Августин
Схоластика – тип философствовования, при котором посредством разума пытались обосновать принятые на веру идеи (попытка объяснить религиозные идеи логически).
11 – 15в Фома Аквинский
Обоснование христианства велось при опоре на Платона и Аристотеля.
Аврелий Августин
С возникновением христианства знаменовался поворот в философском мышлении, т.е. вместе христианством появился новый тип мышления, опирающийся на священные Писания.
Бог уникален, возвышается над человеком и природой. В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог представляет собой личность, наиболее ярко воплощаясь в образе Христа.
Если античная философия об основе мира выделяла два начала:
- материальное
- социальное (духовное),
то средневековая философия – одно начало – Бог.
Для средневековых философов существование Бога было самым очевидным.
Ими выдвигались разумные основания в пользу существования Бога.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытие
«Мы мыслим Бога, значит он существует, ибо нельзя мыслить то, чего нет».
КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ
«Если на свете у всего есть причина, то у космоса есть своя причина, более совершенная чем он сам, более чем всё мироздание – может быть Бог.
ТЕОЛОГИЯ - учение о конечных целях.
Необходимо предположение некого разума подобно нашему, только более совершенного, который упорядочил всё мироздание. Это есть Бог.
А. Августин - представитель патристики.
- философия теоцентризма
приняв идеи Платона, Августин конкретизировал их применительно к задачам христианства. Отталкивается от Платоновской идеи об абсолюте как об язычном безличном единстве. Бог – личность, по своему замыслу, воле.
«До творения твоего ничего не было кроме тебя, всё существующее зависит от твоего бытия.
Теория познания:
Гносеология – составил иррационализм.
Вера выше разума. Верь, чтобы понимать.
Этическое учение:
- О непостижимости божественного замысла. Бог изначально предопределил одних к спасению, других к вечным мукам.
Зло возникает из свободной человеческой воли.
……божественный запрет или нарушить его.
Нарушение запрета – начало зла, начало человеческой истории. Её середина – первое пришествие Христа, частичное искупление грехов. Конец – II пришествие Христа, страшный суд, восстановление царства божьего на земле.
У Августина проявилось линейное понимание истории (начало, середина, конец).
Целостное учение, которое должно было противостоять еретическим взглядам. Высшей целью – любовь к богу, осознание человеком его зависимости от всевышнего, т.е. Бог исходный, конечный всех помыслов и поступков человека. Жизнь человеческая по Августину развивается в двух царствах: - в граде земном; - в граде божьем.
Они созданы двумя родами любви.
Земной град – любовь к ……
Небесный град – любовь к ………
Град Земной подвергает гонениям град Божий, т.к. жители земного града эгоистичны, самолюбивы. Для праведных людей Бог – высшая ценность. Они достойны града Божественного. Т. к. церковь – представитель Божественного града на земле, то её власть выше любой светской власти, а монархия слуга церкви.
ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Систематизатор схоластической философии.
Учения о ступенях бытия.
- проблема соотношения религии и философии
- учение о человеке
Фома Аквинский вошёл в историю как основатель философской истории каталицизма.
Родился в Италии, Аквина. Получил монастырское образование, учился в университете, автор многочисленных трудов, удостоился звания ангельского доктора. После смерти причислен к лику святых – святой Томас, стал пятым учителем церкви.
Касаясь отношения между знанием и верой, философией и теологией Ф. А. признавал, что философия и религия приходят к истине с помощью разных методов. Однако это различие не полное, а частичное. Наши опыт и разум дают нам истинное, необходимое в жизни и не имеющее прямого отношения к религии. Так же как и теология обладает истинной ….
Ряд важных положений.
Знания обладают ценностью, но человеку необходима вера. Человек не может обойтись без веры, т.к. его разум ограничен, чтобы познать мироздание. Тайны мироздания свехразумны, они открыты уму Божественному, но не могут быть доказаны умом человеческим. Молитвами, постами верующий получает охранение. Это путь более совершенный, чем рациональное познание (по Аквинскому).
Если между положениями веры и разума возникают противоречия, то ошибается разум, т.к. вера ошибаться не может.
Философия – подспорье для религии.
Философия – служанка богословия.
Учение о бытии.
В соответствии с догматом о сотворении мира, Ф. А. считал, что вечным бытием обладает Бог, он из ничего сотворил мир, мир единственный и конечный в пространстве характеризуется материей и формой. Как и Аристотель считал, что в единичных вещах форма присутствует в единстве с материей и выступает ведущим началом по отношению к ней.
Ангелы как примеры нематериальных форм
В зависимости от того, как форма проявляет себя, реализует в вещах, Ф. А. выделяет:
1.Неорганическая костная природа
Форма – как заст – ая сущность вещей. Мир растений.
2.Форма – причина, которая формирует тело изнутри.
Животный мир.
3.Форма – причина деятельности всего сущего.
4. Форма, как дух, как человеческая душа.
УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Соединение души и тела – естественное явление. Бестелесная душа создаётся Богом, для конкретного человека, выражая его индивидуальность. После физической смерти душа ожидает страшного суда, чтобы соединиться с воскресшим телом. Человек сам делает выбор между добром и злом. На путь добра указывает всевышний, на путь зла – ответственность самого человека.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПЕРИОД – от средневековья до нового времени.
Философия социально, экономически, духовно себя исчерпала, а новый порядок жизни ещё не восстановился.
Новые отрасли производства созданы, новые приборы для наблюдения за природой созданы, открыты новые земли, изобретён печатный станок – распространитель знаний.
Изменилась духовная ситуация в обществе, возникла городская светская культура. Деятели пересмотрели традиционные средневековые взгляды.
ВДУЩИЕ ЦЕННОСТИ, ОРИЕНТИРЫ:
- гуманизм
- антропонтроцентризм.
Гуманизм – форма мировоззрения, социально политическое движение, социальная практика (признавал ценность человеческой жизни, право на свободу, счастье, развитие).
Антропонтроцентризм – культура возрождения направлена к человеку, в основе принципы антропонтроцентризма т.е. представления о свободном сильном человеке, который утверждает свою свободу, индивидуальность.
Идеал человека – разносторонний , универсальный человек.
(Леонарадо да Винча)
Пантеизм –представление о тождественности природы и Бога, т. е. весь окружающий мир представляет собой безличное, везде находящееся Божество. При таком воззрении исключается акт творения. Если Бог и природа тождественны, то Бог не может считаться первичным по отношению к ней.
Лоренцо Валла.
Центральная проблема – человек, его место в мире.
«О наслаждении как истинном благе»
(трактат)
В нём Вала даёт обоснование полноценной человеческой жизни.
Содержание не возможно без цели благополучия.
В основе этики философа – принцип на …., который нередко осуществлял с пользой или добродетелью. Верил в силу человеческого разума, идеи активности человека в противовес.
Призывал к воспитанию воли и действию.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2147;