АЛГОРИТМ ПРОЦЕДУРЫ Balance_R.
Дано: бинарное дерево, в левом поддереве которого было произведено удаление элемента.
Алгоритм, входные данные и вспомогательные переменные аналогичны алгоритму Balance_L, изменены на противоположные только условия выбора и направления указателей.
_Начало . Balance_R:
1. Корректировка показателей сбалансированности:
_Если . BAL(p)=1
_то .: BAL(p)=0; { перевеш. -> сбалансированная. }
_конец
_Если . BAL(p)=0
_то .: BAL(p)=-1; h=false; { сбалансир. -> перевешивающая. }
_конец
p1=LPTR(p); b1=BAL(p1); { BAL(p)=1 - критическая. }
2. Однократный LL-поворот :
_если . b1 <= 0
_то .:
_если . p=ROOT _то . ROOT=LPTR(p); { перенос корня }
LPTR(p)=RPTR(p1); RPTR(P1)=p;
{ корректировка показателей сбалансированности }
_если . b1=0
_то .: BAL(p)=-1; BAL(p1)=1; h=false;
_иначе .: BAL(p)=0; BAL(p1)=0;
p=p1;
_конец
3. Двукратный RL-поворот :
_если . b1 > 0
_если . p1=ROOT _то . ROOT=LPTR(p); { перенос корня }
p2=RPTR(p1); b2=BAL(p2);
RPTR(p1)=LPTR(p2); LPTR(p2)=p1;
LPTR(p)=RPTR(p2); RPTR(p2)=p;
{ корректировка показателей сбалансированности }
_если . b2=-1 _то . BAL(p)=1 _иначе . BAL(p)=0;
_если . b2=1 _то . BAL(p1)=-1 _иначе . BAL(p1)=0;
p=p2; BAL(p2)=0;
_конец
_Конец . Balance_R;
Метод работы аналогичен алгоритму Balance_L.
ТЕКСТЫ ПРОЦЕДУР Delete 1, 0 Del 1, 0Balance_L и Balance_R.
Так как процедуры Del, Balance_L и Balance_R используются только процедурой Delete, то их можно выполнить вложенными в Delete.
{=====Программный пример 6.20 ========}
Procedure Delete (x:integer; var p,root:ref; var h:boolean);
var q:ref; {h:false}
procedure Balance_L ( var p:ref; var h:boolean);
{уменьшается высота левого поддерева}
var p1,p2:ref;
b1,b2:-1..+1;
begin { h-true, левая ветвь стала короче }
case p^.BAL of
-1: p^.BAL:=0;
0: begin p^.BAL:=+1; h:=false; end;
1: begin {балансировка}
p1:=p^.right; b1:=p1^.BAL;
if b1 >= 0 then begin { однократный RR-поворот }
if p=root then root:=p^.right; p^.right:=p1^.left;
p1^.left:=p;
if b1 = 0 then begin
p^.BAL:=+1; p1^.BAL:=-1; h:=false; end
else begin p^.BAL:=0; p1^.BAL:=0; end;
p:=p1;
end
else begin { 2-кратный RL-поворот }
if p1=root then root:=p1^.right; p2:=p1^.left;
b2:=p2^.BAL; p1^.left:=p2^.right; p2^.right:=p1;
p^.right:=p2^.left; p2^.left:=p;
if b2=+1 then p^.BAL:=-1 else p^.BAL:=0;
if b2=-1 then p1^.BAL:=+1 else p1^.BAL:=0;
p:=p2; p2^.BAL:=0; end;
end; { begin 3 }
end; { case }
end; {Balance_L}
procedure Balance_R (var p:ref; var h:boolean);
{ уменьшается высота правого поддерева }
var p1,p2:ref;
b1,b2:-1..+1;
begin { h-true, правая ветвь стала короче }
case p^.BAL of
1: p^.BAL:=0;
0: begin p^.BAL:=-1; h:=false; end;
-1: begin { балансировка }
p1:=p^.left; b1:=p1^.BAL;
if b1 <= 0 then begin { однократный LL-поворот }
if p=root then root:=p^.left;
p^.left:=p1^.right; p1^.right:=p;
if b1 = 0
then begin p^.BAL:=-1; p1^.BAL:=+1; h:=false; end
else begin p^.BAL:=0; p1^.BAL:=0; end;
p:=p1;
end
else begin { 2-кратный LR-поворот }
if p1=root then root:=p1^.left;
p2:=p1^.right; b2:=p2^.BAL;
p1^.right:=p2^.left; p2^.left:=p1;
p^.left:=p2^.right; p2^.right:=p;
if b2=-1 then p^.BAL:=+1 else p^.BAL:=0;
if b2=+1 then p1^.BAL:=-1 else p1^.BAL:=0;
p:=p2; p2^.BAL:=0;
end; end; end;
end; {Balance_R}
Procedure Del (var r:ref; var h:boolean);
begin { h-false }
if r^.right <> nil then
begin Del(r^.right,h);
if h then Balance_R(r,h);
end else begin q^.key:=r^.key; r:=r^.left; _ .h:=true; end;
end;{Del}
Begin {Delete}
if p=nil
then begin TextColor(white); GotoXY(а,b+2);
write ('Ключа в дереве нет'); h:=false; end
else if x < p^.key
then begin Delete(x,p^.left,root,h);
if h then Balance_L(p,h); end
else if x > p^.key then
begin Delete(x,p^.right,root,h);
if h then Balance_R(p,h); end
else begin { удаление p^ }
q:=p; if q^.right=nil
then begin p:=q^.left; h:=true; end
else if q^.left=nil then
begin p:=q^.right; h:=true; end
else begin Del(q^.left,h);
if h then Balance_L(p,h);
end;
GotoXY(а,b);
writeln(' Узел с ключом ',x,' удален из дерева.');
end;
End{Delete};
ПОИСК ЭЛЕМЕНТА.
Поиск элемента в сбалансированном дереве уже применялся в операциях вставки и удаления элементов. Поэтому необходимо отдельно рассмотреть эту операцию.
Пусть дано некоторое бинарное дерево, в котором каждый левый элемент меньше вышележащего, а правый - больше.
Для нахождения элемента с заданным ключом начинаем поиск с корневого элемента, сравнивая его ключ с искомым. Если искомый ключ меньше, то продолжаем поиск по левому поддереву (так как его элемент меньше текущего), а если ключ больше - то по правому (его элемент больше). Сравнивая аналогичным образом искомый ключ с ключом текущего элемента мы будем последовательно спускаться по дереву до тех пор, пока ключи искомого и текущего элемента не совпадут - элемент найден. Если мы дошли до уровня листьев (ниже элементов уже нет), а элемент не найден, значит он отсутствует в дереве.
Этот алгоритм пригоден для поиска в любых бинарных деревьях, но при работе со сбалансированными деревьями время поиска элемента минимально.
АЛГОРИТМ Search.
Дано: ключ - X.
Алгоритм производит рекурсивный обход сбалансированного дерева и находит элемент с заданным ключом, либо сообщает об отсутствии такого элемента.
1. Поиск элемента:
_Если . x < key(p)
_то .: _если . p=nil
_то .: напечатать "Элемент отсутствует" и _конец ..
_иначе .: p=LPTR(p) и вызвать процедуру Search;
_Если . x > key(p)
_то .: _если . p=nil
_то .: напечатать "Элемент отсутствует" и _конец ..
_иначе .: p=RPTR(p) и вызвать процедуру Search;
2. Совпадение:
Напечатать "Элемент найден";
Произвести операции обработки элемента и _конец ..
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1524;