Схоластика (V-XV вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика.«Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, платоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Утешение философией», является итогом его философских и логических изысканий.
Схоластика(от греч. schole — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.
Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла мистике (с греч. mystika — таинство) — учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук.
Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский(1225-1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом.Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма.Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественно-научное) познание она считала греховным.
По Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна — это Бог.
Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога.
Первое доказательство:
Всё, что движется должно иметь источник своего движения, следовательно должен существовать перводвигатель, который сам не движим.
Второе доказательство:
Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего.
Третье доказательство:
Среди сущностей есть случайные и необходимые. Среди необходимых сущностей есть некая сущность, необходимая сама по себе.
Четвёртое доказательство:
По мнению Фомы Аквинского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени.
Пятое доказательство:
Все предметы бытия существуют ради какой-то цели. При этом "они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей". Поскольку сами предметы "лишены разумения", следовательно, "есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.
По убеждению Фомы Аквинского, все эти доказательства достаточно убедительно свидетельствуют существовании Бога, который представляет собой абсолютно независимую от сотворенного им мира реальность. Сам же мир продукт активного творчества Бога из "ничего".
Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».
В XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмомкак ученая дискуссия. Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale — общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?
Реализм(от лат. realis — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) — как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».
Номинализм(от лат. потеп ~ имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лить единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.
Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.
Философы средневековья занимались в основном следующими проблемами: о соотношении бога и мира, религиозной веры и научного знания, теологических и философских истин (теория двойственной истины), о природе общих понятий (универсалий), о соотношении единичного (индивидуального) и общего и др. Различия в подходе к решению этих проблем породили в средневековой философии ряд философских направлений, основными среди которых были номинализм и реализм. Своеобразие средневековой философии обусловлено тем обстоятельством, что ее учения формировались на крайне разнородном материале. У истоков средневековой философии стоит учение Августина Блаженного (кон. 4 – нач. 5 вв.), целью которой было идеологическое обоснование христианства с помощью философского наследия эллинизма (в период упадка рабовладения), в первую очередь неоплатонизма. Неоплатонизм – мистическое философское направление, существовавшее в 3-6 вв. в период упадка римской империи. Ведущие представители – Плотин, Порфирий и Прокл. Исходный пункт учения – учение Платона об идеях как смысловой сущности чувственных вещей. Все многообразие мира неоплатоники выводят из «единого» как высшего бытия, отождествляемого с «благом». Из этой божественной сущности путем эманации (излияния, излучения) выделяются мировой ум, дух (мир идеи), затем мировая душа, распадающаяся на отдельные души (ангелов, людей), наконец, чувственный материальный мир, как нечто иллюзорное, отождествляемое с небытием. Целью человека считается освобождение от своей материальной природы, от всего «греховного» и приближение к высшему бытию, достижение «блага» при помощи экстаза, мистического озарения. Идеи неоплатонизма оказали большое влияние на христианскую теологию, на средневековую европейскую и арабскую философию, нашли свое выражение в философских учениях Возрождения.
Литература.
1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2006.
2. Введение в философию / под ред. Фролова И.Т. – М.:1990 – ч.I - с.115 - 135.
3. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – М., Питер: 2004 – с.70 – 76.
4. История философии в кратком изложении / Пер с чеш. И.И.Богута – М.: Мысль, 1994 – с.127 - 146.
5. Соколов В. В.Средневековая философия. — М., 1979. — С. 115 - 124.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 475;