Философия европейского средневековья.


 

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма V-XV вв. Начало средневековой философии ознамено­вано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух тра­диции: античной философии и христианского откровения. В средне­вековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали склады­ваться уже в I-V вв., а их основу составили этические концепции сто­иков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:

1) период апологетики и патристики (III—V вв.);

2) схоластический период (V-XV вв.).

Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия — служанка богословия», «преддверие христи­анской веры»1 — так определялись место и роль философии в обще­ственном сознании того периода.

Если греческая философия была связана с языческим многобожи­ем (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит свои­ми корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким обра­зом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично(от лат. theos — бог). В соответствии с принципом геоцентризма источни­ком всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. Главным прин­ципом средневековой философии является принцип абсолютной лич­ности, личности Бога. Принцип абсолютной личности — это резуль­тат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что, собственно, и нашло свое воплощение в геоцентризме. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мыш­лению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средневековья: «Вна­чале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпоч­тение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.

Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, хри­стианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому являет­ся трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком слу­чае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма(от лат. creatio), что значит «творение», «создание».

Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле бо­жественного провидения, и иррационализм— принижение познава­тельных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходя­щие за пределы рассудочного познания формы.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 370;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.